СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2210395C2

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам лечения заикания.

Известны способы лечения заикания, основанные на внешней синхронизации естественного речевого цикла посредством различных приемов, направленных на преодоление возникновения речевых неплавностей, обусловленных нарушением внутренней синхронизации системы речи. Например, лечение заикания осуществляют с использованием внешних датчиков ритма - звукового метронома, см., Brady J. Р. Metronome Conditioned Speech Retraining for Stuttering Behav. Ther., 1971, vol. 2., или тактильного метронома, см. патент ФРГ 33045650, М. кл. A 61 F 5/58, 1983 г.

Недостатками этих способов является формирование равнометричной речи, лишенной эмоциональной окраски и мало пригодной для полноценного общения. К тому же положительный эффект быстро пропадает при отказе от этих устройств.

Прототипом изобретения является способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с тактильными раздражениями (движениями) пальцев ведущей руки, см. патент РФ 1337085, М.кл. А 61 F 5/58, 1991 г.

В этом способе синхронизацию осуществляют путем активной непрерывной саморегуляции системы речи, при этом тактильное раздражение пальцев ведущей руки вызывают последовательно, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. Роль внешнего синхронизатора в данном случае выполняют пальцы ведущей руки, играющие роль биологического метронома.

Это позволяет устранить речевые неплавности, сохраняя при этом интонационную структуру фразы.

Однако известный способ не обеспечивает исключения рецидивов, т.к. только непрерывное использование данного способа (в течение не менее года) позволяет устойчиво нормализовать речь, а движения пальцев руки заметны при разговоре, и заикающиеся испытывают дискомфорт в процессе общения. Этот способ не позволяет также устранить другие тяжелые симптомы заикания, связанные с постоянным эмоциональным напряжением в процессе речи.

Задачей, решаемой изобретением, является восстановление нормальной речи у лиц, страдающих заиканием без последующих рецидивов.

Решение поставленной задачи осуществляется за счет того, что способ лечения заикания, включающий обучение пациента непрерывной саморегуляции системы речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки, согласно изобретению, вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают, при этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения, а затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта, в последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях.

Это позволяет, наряду с устранением речевых неплавностей и сохранением интонационной структуры фразы, исключить рецидивы заикания.

Предложенный способ осуществляется следующим образом.

На подготовительном этапе объясняется суть метода и содержание каждого этапа лечения. Также разъясняется, что личностные изменения, возникающие в связи с логофобией, навязчивыми мыслями, припособительными уловками поддерживаются самим фактом речевых судорог. Подчеркивается, что для устойчивой нормализации речи, недостаточно устранение только речевых неплавностей, необходимо, связать речь с состоянием внутреннего спокойствия, выработать новый речевой и поведенческий стереотип, устойчивый к стрессовым ситуациям. Показываются конкретные пути достижения цели, разъясняется, что использование движений пальцев ведущей руки в процессе речи оправданно, так как движение кистей и пальцев рук настолько филогенетически и онтогенетически связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать их, как орган речи, аналогичный артикуляторному аппарату (см. Кольцова М. М. "Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка", М., Наука, 1973 г.).

Далее, на первом этапе (приблизительно 5 дней) пациенты обучаются технике движений пальцев ведущей руки. Рука не напряжена и лежит на бедре. Ладонь округла и свободна. Пальцы руки при этом имитируют плавную игру на фортепиано (как при легато). На этом же этапе, формируется навык свободного звукоизвлечения (мягкая атака звука, использование головного и грудного резонаторов). Затем свободное звучание связывается с состоянием релаксации, внутреннего спокойствия. Для того, чтобы добиться такого состояния в процессе речи, значительная часть занятий проводится на фоне глубокого мышечного расслабления. Особое внимание уделяется тому, чтобы у пациентов были расслаблены мышцы лица, шеи, плечевого пояса, рук; зубы должны быть разомкнуты, губы расслаблены, вялы, дыхание ровное и спокойное. Новые самоощущения, возникающие в связи с релаксацией, сначала связываются с произнесением отдельных слогов. Далее, такое же самоощущение связывается с произнесением слов, словосочетаний и фраз. Постепенно, каждая синтагматическая пауза в ходе тренировочной речи заполняется спокойствием.

На втором этапе (около 9 дней) навыки свободного звукоизвлечения и мышечной релаксации, которые обеспечивают спокойствие во время речи, связываются с движением пальцев ведущей руки. При этом движение каждого пальца на несколько миллисекунд опережает произнесение слогов. В каждой синтагме пальцы движутся непрерывно, что и определяет слияние слогов и слов. Произнесение первого слога каждой синтагмы идет вслед за более сильным и длительным нажатием первого пальца, а сильная позиция в синтагме (логическое ударение) также выделяется более сильным нажатием соответствующего пальца. В дальнейшем, эти движения условнорефлекторно вызывают всю гамму ощущений, сопутствующих нормальной речи. Для того, чтобы техника синхронизации речи с пальцами ведущей руки усваивалась успешней, на первые десять дней занятий вводится режим ограничения спонтанной речи, но назначаются интенсивные речевые тренировки, с все возрастающей степенью сложности.

Первоначально для тренировок используется стихотворная речь, чтение, пересказ заученного и незнакомого текстов, на которых нарабатывается техника речи с рукой. Каждое предложение делится на минимально возможные синтагмы, в паузах между которыми пациенты должны успеть расслабиться, снять мышечное напряжение, ощутить спокойствие. Со временем используются более сложные тексты, предложения делятся на естественные синтагмы, протяженность пауз между синтагмами уменьшается.

Это позволяет сравнительно легко осуществить переход к импровизированной речи, когда, например, необходимо отстоять свое мнение, публично выступить без подготовки на определенную тему. Но все же такой переход требует специальных упражнений, в процессе которых пациенты обучаются навыкам импровизации и композиции. К этому времени новый навык должен быть уже достаточно автоматизирован и проверен во многих эмоционально значимых ситуациях, например, вопросы посторонним на улице и в магазинах, разговор по телефону, беседы с официальными лицами и т.д.

После четырех месяцев лечения, когда пациенты говорят с рукой, уже в нормальном темпе, переходят к третьему - основному этапу лечения, который длится около 5 месяцев.

Задача этого этапа обучить пациентов синхронизировать речь с идеомоторными движениями пальцев ведущей руки и связать эти микродвижения с состоянием внутреннего спокойствия. Этот навык вырабатывается следующим образом.

В состоянии релаксации внимание пациента сосредотачивается на пальцах ведущей руки и ему предлагается представить движение пальцев, которому они обучились на предыдущих этапах лечения. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока пациент не ощутит микродвижения пальцев при сосредоточении на них внимания. Затем эти микродвижения связываются в сознании пациента с состоянием внутреннего расслабления и спокойствия. Речь синхронизируется с идеомоторными движениями пальцев ведущей руки. В результате многократных повторений в различных ситуациях такие движения и связанное с ними состояние спокойствия во время речи возникает автоматически. Через девять месяцев после начала лечения пациенты на нормальном темпе речи не ощущают волнения по поводу непосредственно речевого акта. Рецидивы практически не наблюдались.

Предложенный способ лечения заикания был успешно применен в Республиканском Центре логопедических услуг Республики Армения, в Центре лечения заикания в г. Колобжеге (Польша) и в специальном детском саду 1848 Бабушкинского района г. Москвы на более чем на 55 пациентах со средней и тяжелой степенью заикания возрастом от 6 до 40 лет.

Похожие патенты RU2210395C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2016
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
  • Арутюнян Мигран Арутюнович
RU2616993C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2003
  • Слива Сергей Семенович
  • Девликанов Энвер Османович
  • Переяслов Григорий Анатольевич
  • Войнов Иван Дмитриевич
RU2294691C2
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики 2018
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2721301C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760197C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2012
  • Сидоров Александр Михайлович
  • Сидорова Маргарита Михайловна
  • Сидоров Сергей Александрович
  • Обухов Андрей Александрович
RU2497555C1
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ 2001
  • Иванкин П.А.
  • Иванкин П.П.
  • Иванкина Н.П.
RU2199352C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА 2003
  • Зеленкова И.М.
  • Шевцова Е.Е.
RU2242954C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания. Обучают пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения. Затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях. Способ позволяет исключить рецидивы заикания.

Формула изобретения RU 2 210 395 C2

Способ лечения заикания, включающий обучение пациента непрерывной саморегуляции системы речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки, отличающийся тем, что вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают, при этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения, а затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта, в последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210395C2

SU 1337085 А, 09.05.1991
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 1993
  • Сорочинская Татьяна Владимировна
RU2092150C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ 1998
  • Сараев С.Я.
  • Степанова Г.М.
  • Григорьева И.Ф.
  • Соловьева Т.А.
RU2147447C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1996
  • Блинков Ю.А.
  • Игнатьева С.А.
RU2149624C1

RU 2 210 395 C2

Авторы

Арутюнян Лилия Зиновьевна

Даты

2003-08-20Публикация

2001-11-16Подача