Спутниковая инерциальная навигационная система для станций спутниковой связи Российский патент 2025 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2836126C1

Изобретение относится к навигационной технике, а именно к способам бесплатформенной инерциальной навигации, комплексированной со спутниковой навигацией, и может быть использовано для управления ориентацией приемо-передающих антенн, с целью обеспечения стабильного непрерывного канала связи.

Из уровня техники известна комплексированная бесплатформенная инерциально-спутниковая система навигации на "грубых" чувствительных элементах, содержащая блок ЧЭ из трех акселерометров и трех датчиков угловых скоростей по трем ортогональным осям, приемник спутниковой навигационной системы (СНС), блок определения качества измерений СНС, блок измерения (или определения) параметров движения носителя, несколько (преимущественно три) вычислительных платформ и мастер-фильтр. Эта система описана в патенте RU 2380656 C1 (опубл. 27.10.2010).

Основными недостатками данной системы является использование одного приемника СНС, что не позволяет быстро и эффективно определять ориентацию системы в статичном состоянии, а также избыточное использование нескольких вычислительных платформ.

Наиболее близким к технической сущности предлагаемого технического решения является бесплатформенная интегрированная навигационная система средней точности для мобильного наземного объекта, содержащая блок чувствительных элементов (ЧЭ), состоящий из трех одноосных акселерометров и трех одноосных датчиков угловой скорости по трем ортогональным осям, блок пересчета ускорений из связанной в навигационную систему координат, блок вычисления линейных и угловых скоростей и географических координат, блок формирования сигналов демпфирования, первый и второй блоки кватернионных вычислений, блок вычисления матрицы направляющих косинусов и углов ориентации системы, приемник сигналов спутниковой навигационной системы (СНС), блок определения качества сигнала СНС, коммутатор векторных сигналов, первый и второй сумматоры-вычитатели векторных сигналов, блок коррекции угла курса, а также дрейфа курсового гироскопа, блок стоп-детектора, блок одометрической системы. Эта система описана в патенте RU 2539131 С1 (опубл. 10.01.2015).

Основными недостатками данной системы является использование в своем составе одометрической системы, требующей интеграции в механизмы подвижной платформы. Также в системе используется один приемник СНС, что не позволяет быстро и эффективно определять ориентацию системы в статичном состоянии.

Основной задачей заявляемого изобретения является создание спутниковой инерциальной навигационной системы для станций спутниковой связи, способной выдавать рассчитанный вектор ориентации и положение в пространстве, на основе которых возможно генерировать управляющие сигналы для подвижных антенн систем спутниковой связи, позволяющие устанавливать стабильный канал спутниковой связи и сохранять его работоспособность при движении системы связи в пространстве.

Для решения поставленной технической задачи предлагается спутниковая инерциальная навигационная система (СИНС) для станций спутниковой связи содержащая вычислитель, блок чувствительных элементов (ЧЭ) и приемник спутниковых навигационных сигналов (СНС), в которой вычислитель выполнен в виде микроконтроллера, блок ЧЭ содержит шесть одноосных датчиков угловой скорости (ДУС), два трехосных акселерометра и цифровой датчик температуры, а также в систему дополнительно включены второй приемник СНС и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), соединенное двунаправленной линией связи с вычислителем.

От прототипа заявляемая спутниковая инерциальная навигационная система для станций спутниковой связи (СИНС), отличается тем, что вычислитель выполнен в виде микроконтроллера, блок ЧЭ содержит два трехосных акселерометра, шесть одноосных датчиков угловой скорости (ДУС) и цифровой датчик температуры, а также в систему дополнительно включены второй приемник СНС и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), соединенное двунаправленной линией связи с вычислителем, при этом выходы сигналов угловых скоростей ДУС блока ЧЭ, выходы сигналов линейных ускорений акселерометров блока ЧЭ, выходы сигналов температуры цифрового датчика температуры блока ЧЭ, выходы сигналов пространственного положения и скорости СНС поступают на вычислитель, выход которого подключен к каналу связи с внешними устройствами.

Увеличение количества датчиков в составе блока ЧЭ обусловлено необходимостью измерять широкий диапазон значений угловой скорости и линейного ускорения с сохранением точности измерений на малых диапазонах. Таким образом, на каждую ортогональную ось устанавливается по две чувствительных оси соответствующих инерциальных датчиков. Также цифровой датчик температуры позволяет увеличить точность предсказаний систематических погрешностей датчиков, используя данные о температуре акселерометров и ДУС.

Введение второго приемника СНС обусловлено необходимостью обеспечивать быстрое и точное определение ориентации системы в статичном положении, а также для увеличения надежности спутниковой навигации.

ПЗУ используется для хранения калибровочных и иных данных, используемых в процессе вычислений, и увеличивающих точность и эффективность работы системы.

На фигуре представлена общая структурная схема спутниковой инерциальной навигационной системы для станций спутниковой связи (СИНС), где:

1 - спутниковая инерциальная навигационная система (СИНС);

2 - блок чувствительных элементов (ЧЭ);

3 - блок акселерометров (АКС);

4 - цифровой датчик температуры (ЦДТ);

5 - блок датчиков угловой скорости (ДУС);

6 - микроконтроллер, использующийся для выполнения требуемых для работы системы вычислений (Вычислитель);

7 - постоянное запоминающее устройство (ПЗУ);

8, 9 - приемник сигналов спутниковой навигационной системы (СНС);

10 - канал связи для подключения к внешним устройствам.

СИНС (1) выполнена в виде одной печатной платы с установленными на ней электронными компонентами. Вычислитель (6) представляет собой микроконтроллер с необходимыми для его работы компонентами. Датчики угловой скорости (ДУС) (5) представляют собой микроэлектромеханическую систему (МЭМС) и определяют угловые скорости вращения. Акселерометры (3) представляют собой микроэлектромеханическую систему (МЭМС) и определяют линейные ускорения. Цифровой датчик температуры (4) предназначен для определения температуры как отдельных акселерометров и ДУС (5), так и всей СИНС (1) в целом.

После сборки СИНС (1) производится калибровка изделия, в процессе которой выясняются взаимные расположения всех датчиков, калибруются нули и абсолютные показания датчиков во всем рабочем диапазоне температур. Полученная калибровочная информация сохраняется в ПЗУ (7) СИНС (1) для последующего использования в процессе работы системы.

Вычислитель (6) принимает сформированные ЧЭ (2) данные о трех линейных ускорениях, трех угловых скоростях, и температуре, получаемых от АКС (3), ДУС (5) и ЦДТ (4) соответственно, и данные о скорости и позиции системы в пространстве от приемников сигналов СНС (8-9). Для получения инерциальных данных, линейного ускорения и угловой скорости, АКС (3) и ДУС (5) используют по два соответствующих датчика на каждую пространственную ось. В таком случае один датчик настроен так, чтобы иметь больший рабочий диапазон регистрируемых значений со сниженной точностью, в то время как второй датчик в паре настроен на меньший рабочий диапазон, но обладает большей точностью регистрируемых значений.

Используя сохраненные в ПЗУ (7) калибровочные данные и данные, получаемые от блока ЧЭ (2) и приемников сигналов СНС (8, 9), вычислитель (6) рассчитывает по установленным алгоритмам положение СИНС (1) в пространстве. После чего рассчитанное положение передается потребителю, подключенному к СИНС (1) через канал связи (10).

Заявляемое решение может быть реализовано с использованием приборов и устройств, используемых в данной области, и является промышленно применимым.

Похожие патенты RU2836126C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКСИРОВАННАЯ БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ НА "ГРУБЫХ" ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ 2008
  • Салычев Олег Степанович
RU2380656C1
ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ, ОРИЕНТАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ 2008
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Резниченко Владимир Иванович
  • Малеев Павел Иванович
  • Якушев Артем Анатольевич
RU2375679C2
ГИРОГОРИЗОНТКОМПАС С ВРАЩЕНИЕМ ИНЕРЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО БЛОКА 2010
  • Волынский Денис Валерьевич
  • Игнатьев Сергей Викторович
  • Одинцов Александр Анатольевич
  • Олешкевич Виктор Григорьевич
  • Погуляй Елена Викторовна
  • Унтилов Александр Алексеевич
RU2436046C1
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
RU2539131C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
  • Григорьев Виктор Евгеньевич
  • Макаров Николай Николаевич
RU2539140C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ НАЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ 2015
  • Аксёнов Владимир Николаевич
  • Горшков Денис Геннадьевич
  • Короп Василий Яковлевич
  • Лебедев Владимир Вячеславович
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Хорхорин Владимир Валерьевич
RU2603821C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Клименко Александр Игоревич
  • Клименко Антон Александрович
  • Абакумов Антон Викторович
  • Скрипаль Евгений Николаевич
  • Ермаков Роман Вячеславович
  • Филиппов Леонид Альбертович
RU2436047C1
Устройство для определения углов пространственной ориентации динамических и статических объектов 2022
  • Данильцев Дмитрий Владимирович
RU2795261C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ С ВРАЩЕНИЕМ ВОКРУГ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ 2008
  • Блажнов Борис Александрович
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Коротков Александр Николаевич
  • Несенюк Леонид Петрович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2375680C1
Инерциальный измерительный преобразователь 2024
  • Бабаев Евгений Владимирович
  • Косторной Андрей Николаевич
  • Ткачев Александр Вячеславович
  • Коробцев Андрей Александрович
RU2821240C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 126 C1

Реферат патента 2025 года Спутниковая инерциальная навигационная система для станций спутниковой связи

Изобретение относится к навигационной технике, а именно к способам бесплатформенной инерциальной навигации, комплексированной со спутниковой навигацией, и может быть использовано для управления ориентацией приёмо-передающих антенн с целью обеспечения стабильного непрерывного канала связи. Спутниковая инерциальная навигационная система для станций спутниковой связи содержит вычислитель, блок чувствительных элементов (ЧЭ) и приёмник спутниковых навигационных сигналов (СНС). Дополнительно вычислитель выполнен в виде микроконтроллера, блок ЧЭ содержит два трёхосных акселерометра, шесть одноосных датчиков угловой скорости (ДУС) и цифровой датчик температуры. Также в систему дополнительно включены второй приёмник СНС и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), соединённое двунаправленной линией связи с вычислителем. Технический результат – создание спутниковой инерциальной навигационной системы для станций спутниковой связи, способной выдавать рассчитанный вектор ориентации и положение в пространстве. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 836 126 C1

Спутниковая инерциальная навигационная система для станций спутниковой связи (СИНС), содержащая вычислитель, блок чувствительных элементов (ЧЭ) и приёмник спутниковых навигационных сигналов (СНС), отличающаяся тем, что вычислитель выполнен в виде микроконтроллера, блок ЧЭ содержит два трёхосных акселерометра, шесть одноосных датчиков угловой скорости (ДУС) и цифровой датчик температуры, а также в систему дополнительно включены второй приёмник СНС и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), соединённое двунаправленной линией связи с вычислителем, при этом выходы сигналов угловых скоростей ДУС блока ЧЭ, выходы сигналов линейных ускорений акселерометров блока ЧЭ, выходы сигналов температуры цифрового датчика температуры блока ЧЭ, выходы сигналов пространственного положения и скорости СНС поступают на вычислитель, выход которого подключен к каналу связи с внешними устройствами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836126C1

БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
RU2539131C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ 2011
  • Блажнов Борис Александрович
  • Волынский Денис Валерьевич
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Коротков Александр Николаевич
  • Несенюк Леонид Петрович
  • Семенов Илья Вячеславович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2462690C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Фомичев Алексей Алексеевич
  • Колчев Андрей Борисович
  • Успенский Валерий Борисович
  • Брославец Юрий Юрьевич
  • Чистяков Геннадий Андреевич
  • Счастливец Кирилл Юрьевич
  • Китаев Сергей Михайлович
RU2277696C2
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
CN 102589352 A, 18.07.2012
US 9014975 B2, 21.04.2015.

RU 2 836 126 C1

Авторы

Штро Павел Викторович

Луферчик Павел Валерьевич

Сиротинин Алексей Александрович

Смирнов Евгений Витальевич

Шершунович Алексей Юрьевич

Даты

2025-03-11Публикация

2024-07-04Подача