(54) ДВУКЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
1
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для повышения устойчивости движения и эффективности торможения 5 тягача при агрегатировании его с двухосным прицепом.
Известно транспортное средство, содержащее тягач, двухосный прицеп, связанное с тягачом дышло, шар- Ю нирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и гидроцилиндр, шарнирно установленный на поворотном устройстве прицепа и соединенный с дышлом 1.15
Такое устройство имеет сложную конструкцию, кроме того, отсутствует упругий элемент, который сглаживает перегрузки ведущих колес при движении агрегата по неровностям. 20
Известно.и другое двухзвенное . транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло, шарнйрнЪ закрепленное на поворотном уст- 25 ройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса- тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно 30
соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра связаны с гидросистемой тягача 2.
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резул&тату.
Недостаток этого устройства низкие управляемость и устойчивость при движении по наклонной поверхности,
Цель изобретения - повышение управляемости и устойчивости транспортного средства при движении по наклонной поверхности и повышение эффективности торможения.
Для этого транспортное средство снабжено маятником, закрепленным на тягаче, штоковая и бесЕитоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с укааанным маятником. Кроме того, с целью снижения трудоемкости работ по присоединению прицепа к тягачу, - анспортное средство снабжено быстроразъемными муфтами с обратными клапанами, вмонтированными в трубопроводы, соединяювдие псмвосгти гидроцилиндра с гидро системой тягача. , На фиг. I изображено предлагаемое транспортное средство, .вид сбоку; на фиг. 2 - то же, при движении на подъем; на фиг. 3 - то же, при . движении на спуске. Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 и двухосный прицеп 2. Тягач 1 оборудован нерегулируемым по высоте буксирным устройством 3 для соединенияС прицепом 2, Прицеп 2 связан с тягачом 1 посредством дышла 4, шарнирно соединенного с поворотным устройством 5, на котором шарнирно установлен упругодеформируе мый элемент 6, выполненный, например в виде рессоры. Упругодеформируемый элемент 6 одним концом шарнирно связан с дышлом 4, а другим концом посредством гидроцилиндра 7 шарнирно соединен с поворотным устройством 5. Полости 8 и 9 гидроцилиндра 7 соединены трубопроводами 10 и 11 через распределитель 12 с напорной 13 и сливной 14 магистралями гидросистемы тягача 1, при этом золотник распределителя 12 кинематически связан с маятником 15, закрепленным на тягаче а в трубопроводах 10 и 11 установлены быстроразъемные муфты 16 и 17 с обратными клапанами. При движении тягача 1 на подъем или при разгоне,когда происходит пер распределение веса с передних колес на задние, маятник 15 отклоняется по отношению к направлению движения тяг ча 1 назад и перемещает золотник рас пределителя 12, который соединяет напорную магистраль 13 гидросистемы тягача с трубопроводом 10, а сливную магистраль 14 - с трубопроводом 11. Рабочая жидкость из гидросистемы по трубопроводу 10 поступает в полос 8 гидродилиндра 7 и воздействует на поршень, который перемещается и вытесняет из полости 9 жидкость, посту пакщую в сливную магистраль 14 гидро системы тягача. При этом гидроцилинд 7 поворачивает упругодеформируемый элемент 6 вокруг его точки опоры и элемент 6 воздействует на дышло 4 прицепа 2. Дышло 4 стремится повернуться по часовой стрелке и воздействует на буксирное устройство 3 тягача, при этом происходит догружение передних управляемых колес и тем самым компенсируется перераспределение веса между мостами тягача 1. При движении тягача 1 на спуске происходит перераспределение веса ,с задних колес на .передние. В этом случае маятник 15- отклоняется по отношению к направлению движения тягача 1 вперед и перемещает золотник распределителя 12, который.соединяет напорную магистраль 13 с трубопро водом 11, а сливную магистраль 14 с трубопроводом 10. Рабочая жидкость из гидросистемы по трубопроводу 11 поступает в полость 9 гидроцилиндра 7 и воздействует на поршень, который вытесняет из полости 8 жидкость, поступающую по трубопроводу 10 в сливную магистраль 14 гидросистемы тягача. При этом гидроцилиндр 7 поворачивает элемент 6, который воздействует на дышло 4 прицепа 2. Дышло 4 стремится повернуться против часовой стрелки и воздействует на буксирное устройство 3 тягача, при этом происходит догружение задних колес и тем самым компенсируется перераспределение веса между мостами тягача. При отсоединении прицепа 2 от тягача 1, когда разъединяются муфты 16 и 17 с обратными клапанами, гидроцилиндр 7 заблокирован и дышло 4 удерживается элементом 6 в положении, которое оно занимало в момент разъединения муфт 16 и 17,опустившись только на величину прогиба элемента 6 род действием веса дышла 4. Благодаря догружению передних управляемых колес при движении тягача на подъеме и при разгоне повышается его управляемость и устойчивость, а догружение задних колес на спуске и при торможении повышает эффективность торможения тягача. Так более полно используется мощность двигателя тягача, повышается его маневренность и безопасность движения при увеличении на 3-4% производительности машинно-тракторного агрегата. Кроме этого, обеспечение постоянного положения дышла при.отсоединении прицепа от тягача снижает трудоемкость работ по присоединению прицепа к .тягачу более, чем в два раза. Формула изобретения , Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дыишо, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным н поворотном устройстве :.прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра связаны с гидросистемой тягача, о тличающеес я тем, что, с целью повышения управляемости и устойчивости транспортного средства при движении по наклонной поверхности и повышения эффективности торможения, оно снабжено маятником,, закрепленным на тягаче, штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным маятником.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU948738A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1232532A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1011398A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1044538A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765087A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1298127A1 |
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1977-11-10—Подача