Изобретейие относится к транспортным средствам, в частности, к большегрузным цистернам транспор.тных средств. Известна автоцистерна для трайспортирования жидкости, содержащая котел с наклонными, горизонтальными, поперечными перегородками различной конфигурации 1 . Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является цистерна для транспортирования жидкости, содержащая установленную на раме обечайку с перегородками и усиливающим элементом 7. Недостатком цистерны является ненадежность в эксплуатации, поскольку в поперечном сечении обечайки (котла) между опорами возникают большие местные напряжения из-за сварного щва, соединяющего поперечные (кольцевые) шпангоуты с обечайкой и ослабляющего обечайку в поперечном сечении. Для устранения этого недостатка приходится увеличивать толщину листа обечайки, усиливать несущую раму или сокращать расстояние между щпангоутами, тем самым увеличивая их количество. Это приводит к увеличению материалоемкости, снижению грузоподъемности, усложнению технологии изготовления. Кроме того, изготовление поперечных (кольцевых) шпангоутов трудоемко и нетехнологично, особенно у цистерны неправильной, например, эллипсной формы, так как сопрягающие поверхности обечайки и щпангоутов должны совпадать, в противном случае при сварке в обечайке возникнут большие местные напряжения или будет ослаблен сварной щов, что может привести к образованию трещины в обечайке и аварии. Цель изобретения - повыщение надежности в эксплуатации цистерны. Поставленная цель достигается тем, что в цистерне для транспортирования жидкости, содержащей установленный на раме котел с перегородками и усиливающим элементом, усиливающий элемент выполнен в виде по менЬщей мере одной фермы, укрепленной внутри цистерны в продольном направлении в вертикальной плоскости и образованной балками, соединенными между собой раскосами, а перегородки закреплены на раскосах в шахматном порядке, что перекрьшают одна другую в плоскости поперечного сечения цистерны. Кроме этого, перегородки можно закрепить на вертикальных стойках, соединяющих балки и установленных в месте соединения наклонных раскосов с балками. Возможен также вариант, когда раскосы соединены жестко с верхней и нижней частью обечайки цистерны, образуя ферМу, при этом в месте их крепления обечайка усиливается. На фиг. 1 схематично изображена цистерна-полуприцеп; на фиг. 2 - то же, вариант; на фиг. 3 - то же, другой вариант; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - узел II на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез Б-Б на фиг. 6; на фиг. 8 - то же, вариант; на фиг. 9 - разрез В-В на фиг. 7; на фиг. 10 разрез Г-Г на фиг. 8; на фиг. 11 - узел Hi на фиг. 3. Цистерна содержит обечайку 1, установленную на раме 2 транспортного средства. Внутри обечайки установлен в продольном направлении в вертикальной плоскости усиливающий элемент, выполненный в виде плоской .фермы, образованной верхней и Нижней балками 3, закрепленными жестко на обечайке и соединенными между собой раскосами 4, причем на раскосах 4 закреплены в шахматном порядке перегородки 5 так, что перекрывают одна другую в плоскости вертикального (поперечного) сечения цистерны. Кроме этого, в месте соединения наклонных раскосов 4 с балками 3 могут быть установлены вертикальные стойки 6, также соединяющие балки 3, и к ним могут быть прикреплены в шахматном порядке перегородки 5, перекрьшающие одна другую в поперечном сечении цистерны на определенную ведичину Д. Возможен вариант, когда раскосы 4 закреплены непосредственно к обечайке 1 цистерны, при этом в месте их крепления обечайка усиливается с помошью накладного листа 7. В цистернах, устанавливаемых на раме транспортного средства, целесообразно, чтобь1 число усиливающих элементов, выполненных в виде плоских ферм, установленных внутри цистерны, равнялось числу лонжеррнов рамы, при этом каждая такая ферма должна располагаться в одной плоскости (вертикальной) с указанным лонжероЦистерна работает следующим образом. Балки 3, раскосы 4 и стойки 6, образующие ферму, установленную внутри цистерны, р-аботают в основном на сжатие и растяжение, а не на изгиб, воспринимая при этом основные нагрузки от веса обечайки 1 и жидкости. При резком изменении скорости движения, транспортного средства жидкость, ударяясь в перегородки 5, будет омывать их, гася тем самым гидравлический удар и создавая завихрения жидкости, также способствующие уменьшению динамических нагрузок на перегородки 5, обечайку 1, пе-; реднее и заднее дниЩе цистерны. Для улучшения слива жидкости из цис.терны в стенках пустотелых балок 3 и перегородках 5. выполнены вырезы Е. Использование фермы в качестве усиливающего элемента цистерны позволит повысить жесткость и прочность цистерны, уменьшить напряжения в обечайке
и повысить надежность в эксплуатации.
Ввиду того, что каждая перегородка перекрывает лишь часть поперечного сечейия цистерны, гидравлический удар будет распределяться равномерно между ними. Это уменьшает нагрузки, приходящиеся на каждую перегородку, увеличивает их надежность и долговечность и ввиду простоты конструкции уменьшает материалоемкость и улучшает технологичность. Использование перегородок позволяет производить ремонтные работы в любой части внутри цистерны, не разбирая их.
Простота конструкции устройства позволяет все его составные части изготовлять на любом машиностроительном предприятии, оснащенном универсальным оборудованием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2077462C1 |
Контейнер-цистерна | 2022 |
|
RU2781502C1 |
КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА | 1991 |
|
RU2013322C1 |
КАРКАС НЕСУЩЕГО КУЗОВА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ С ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1971 |
|
SU295706A1 |
ЦИСТЕРНА | 2000 |
|
RU2201882C2 |
Цистерна | 1982 |
|
SU1156970A1 |
Судовое опорное устройство для цистерны с текучим грузом под давлением | 1973 |
|
SU645539A3 |
Цистерна для хранения и транспортировки жидкостей | 1982 |
|
SU1070076A1 |
ВАГОН-ЦИСТЕРНА | 2014 |
|
RU2629623C2 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2129979C1 |
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ, содержащая установленную на раме обечайку с перегородками и усиливающим элементом, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности в эксплуатации, усиливающий элемент выполнен в виде по меньщей мере одной фермы, укрепленной внутри цистерны в продольном направлении в вертикальной плоскости и образованной балками, соединенными между собой раскосами, а перегородки закреплены на раскосах в шахматном порядке так, что перекрывают одна другую в плоскости поперечного сечения цистерны. сл ел ел о ;о ю
А -А
ЛА
Г Фагл IT
Г
п
11 -1|
3
ц
Фиг. 5 Е 2
Фаг.7 1 БФиг. 8 Б
г-r
Фиг,11
Авторы
Даты
1983-11-23—Публикация
1982-01-08—Подача