(Л
со
00
05
о
00
Изобретение относится к транспортному ма11 иностроению, в частности к тормозным системам, и может быть использовано на колесных тягачах.
Цель изобретенияповышение на-
лс/кносги и снижение металлоемкости тор- M j3Hoii сисгемы.
Па фиг. 1 изображена нрипциниальная схема тормозной системы; на фиг. 2 - линенный анаринно-зашитный клапан; на фиг. Лфункциональная схема элек-
т)()И)1()Г() б.тока.
Т())мо:и(ая система тягача содержит рссири)ы 1. 2 и 3, лвухсекпиоппый кран 4 уп()авления гормозами тягача и прицепа, 1ч(1тп|1ый 11рив(х 1ится в действие тормозной .() 5 и сообщает при торможении гормшные камеры 6 передней оси с ре- гиие()ом I и пневмопружиппые тормозные камеры 7 задней оси с ресиверо.м 3. Кран 4 подает сжатый воздух к клапану Н управ,1ения тормозами прицепа с двух- niKHUhUibiM приводом и от него к клапану 9 У)анле11ия тормозами прицепа с однопро- иол1П)1м приводом. В |итаюш.ей магистрали i). имек)П1ей разобщительпый кран 11 и сое- липите,1ьную го.ювку 12, установлен объе- jiMiu iiiibiH аварийпо-запи1тный клапанный у (Сл 13 и датчик 14 давления. Унрав- .ivnoiuaH магистраль 15 снабжена разобщи- п-.-|Ы1ым крамом 16 и соединительной голов- Kdii 17 с ус ановлеп |ым в ней датчиком 18 лаи.1с11ия. То 1мозная педаль 5 связана с дат- чиком И), фиксирующим ее перемещение. K. iaiiaH S соединен трубопроводом с краном 21) ручного торможения. Датчики 18, 19 и об 1,с, 1ипе 1ный аварийно-запжтный клапан 13 -;лск I ри.чсски связаны с :)лектронным блоком 21 управлепия, к которому также подключены рас11(),1оже1П4ые на щитке приборов све- Г1)Ц11Й 22 и зв ковой 23 сигнализаторы.
(1пьединепный авариино-заптитный кла- ;1анпый зел 13 состоит из корпуса 24 (()И. 2), крьипки 25, э.тектромагнита 26, -укюгпика 27, подпружиненного пружиной 2S, обратного клапана 29, диафрагмы 30, ||о 1111ня 31, подпружиненного пружиной 32, регулировочного винта 33, каналов 34, 35 и 31). Э,1ектропный блок 21 управления (фиг. . содержит пороговое устройство 37, о.иювипратор 38, тригге 1 39, стробируемый компаратор 40, двойпой двухканальный л;. 1ьтиплексор 41, электронный ключ 42, сиг- iia, устройство 43 для оповещения во- и имя.
Рабогает предлагаемая тормозная систе- via с,1едук)щим образом.
Когда педаль 5 тормозного крана 4 не иажага, сжатый воздух из ресивера 2 тя- iii ia поступает по трубопроводу в капа; 33 обьедииенного аварийно-защитного , i.ia 1,3. При достижении давления сжатого воздуха н системе тормозов тягача свыше i),55() 0,555 диафрагма 30 под действием этого давления приподнимается, пере
0 Q
5
0
5
5
0
мещая порщень 31 и сжимая пружины 32 поршня 31, и открывает перепускной канал. Сжатый воздух из канала 34 через перепускной канал поступает к обратному клапану 29, отжимает его, поступает в питающую магистраль 10 и далее в пнев- мосистему прицепа. Золотник 27 клапана 13 под действием пружины 28 находится в край- не.м нижнем положении, в котором он перекрывает выход в атмосферу из канала 36 упомянутого клапана. Кроме того, сжатый воздух из ресиверов I и 3 подводится соответственно к верхней и нижней секциям тормозного крана 4, а из ресивера 2 через кран ручного торможения - в полости пневмоподпружиненных тормозных камер. При этом происходит сжатие пружин упомянутых камер и колеса заднего моста тягача находятся в расторможенном состоянии.
При торможении с полностью исправным приводом водитель нажимает тормозную пе- да.чь 5, которая кинематически связана с подвижным элементом датчика 19 и с вре- мязадающим элементом (сопротивлением) одновибратора 38. При этом меняется со- фотивление сдвоенного потенциометра (датчика 19 положения тормозной педали 5), а сигнал одного регулируемого потенциометра увеличивается по мере утапливания тормозной педали, а другого - уменьшается. При выборе свободного хода тормозной педали 5 срабатывает пороговое устройство 37 (значение свободного хода педали 5 устанавливается опорной величиной Uuii) и воздействует на одновибратор 38 и D-триггер 39. Установочный вход обеспечивает предварительную установку триггера в исходное состояние. По истечении некоторого времени от момента начала торможения, величина которого зависит от положения тормозной педали, срабатывает D- триггер 39. Одновибратор 38 задает время задержки, величина которого опреде.тяется RC-пепочкой (величина R меняется в зависимости от положения педали 5), при этом чем бо;1ьще утоплена тормозная педаль 5, тем меньше время задержки. Введение упомяпутой задержки исключает ложное срабатывание тормозной системы и обуславливается конечным временем распространения сжатого воздуха в трубопроводах. При этом чем больп1е управляющее давление, тем быстрее передается управляющий сигнал в трубопроводах. Поэтому задержка уменьшается с увеличением управляющего давления. По истечении указанной задержки происходит сравнивание электронного сигнала, соответствующего давлению в управляющей магистрали 15 с заданным сигналом, соответствующим заданному давлению. Сравнение указанных сигналов осуществляется стробируемым компаратором 40, в момент опрокидывания D-триггера 39, т. е., когда на стробируемом входе компаратора
40 присутствует разрешающий сигнал. В этом случае на входе X присутствует снгна.ч, соответствующий сигналу иа входе X., а на выходе Y - сигнал Y|. Если сигнал на инвертирующем входе компаратора несколько меньше, чем сигнал на неинвертирующем входе компаратора несколько меньше, чем сигнал на неинвертируюн1ем, то срабатывание электронного блока не происходит. Это говорит об исправности тормозной системы.
При разгерметизации унравляюнкп магистрали 15 пневматического 1ривода тормозной системы тягача сигнал на инве;)- тирующем входе компаратора 40 нревыщает сигнал, присутствуюнщй на неинвертирук)- щем входе, т. е. у11равляюп1ее давление оказывается меньше заданного, при эюм срабатывает компаратор 40 и через ъ.лек- тронный ключ 42 воздействует на упран- ляющую обмотку аварийно-зан1итного узла 13, золотник 27 которого при этом сжимает пружину 28 и открывает атмосфернья канал клапана. Сжатый воздух из питающей .магистрали 10 по каналам 35 и 3ft аварийно-защитного клапана 13 стравливается в атмосферу, что приводит к срабатыванию тормозной системы принепа. Одновременно с этим срабатывает устройство 43 оповеп;ения водителя, включаюпн е RS- триггер, генератор звуковой частоты, логические элементы И, НЕ, т. е., компаратор воздействует на RS-триггер, которьп дает разрешение на подачу звуковой частоты генератора на динамик (звуковая сигнализация) и через э.-1емент НЕ на .юм почку (световая си нализация). Тем самым обеспечивается оповещение водителя о выходе из строя тормозной системы. Вход сброса RS-триггера устройства оновеп1епия водителя подключен к RC-цепочке, что обс-с- печивает установку указанного триггера и исходное состояние нри включении электронного блока. Кроме того, РБ-триггср воздействует на унравляюнщй вход двойного двухкана. 1ьного мультиплексора 41 и обеспечивает тем самым подключение к выходу X сигнала, присутствуюп1его на входе Х, а к выходу Y - сигнала 2. Это позволяет обеспечить следящее действие тормозной системы прицепа в зависимости от юло- жения тормозной педали 5 тягача, что ражается в обеспечении такой величины давления сжатого воздуха в питающей магистрали 10, которая соответствовала бы положению тормозной педали 5. Осуп1ествляет- ся это следующим образом. Если сигнал, соответствующий давлению в питающей магистрали 10, больп е чем заданный сигнал, определяемый положением тормозной недали 5 и соответствующий заданному давлению, то срабатывает компаратор 40 и че рез электронный ключ 42 он воздействует на аварийно-защитный узел 13. Нри этом начинает уменьшаться давление в питаюП1ей магист)а. 1И 10 и сооик тст иенио си;- на.1, регистрируемый да1мик1)м, xcranon.icii ным, в пнтак)П1ей ма метра.1И. И i(i u iii в|1емени, когда это: cniiia.i ci ан(лигк |
с меньше, чем сигна,, заданасмы дапщком I ) по.тожепия тормозной lUM.i.iH 5, кс1 пк11м тор 40 возв 1а|цается в исходное сосюя пие и снимает воздс11С1иие i.ieK троппый к.1К)ч 42 с обмотки aiwipiiiind защитного узла К.
0
Таким образом, и чащичпин тм oi по.ю жеиия тормозной Педа.1И 5 ус : ии;п. шние i ей требуемое дав. :ение в питакипеи M.inu ipa ,:iH 10 при торможении е поиреАдегпп 5 управляюни й MarHcTivijiih) 15.
Форм ц.la п.air-11 с I Hii :
Тормозная система тя1 ач:1. r(i.ie)/Kani.i4 источник дав.чения, сиязаи11,п1 поередс гвим 0 1 рубоп)ов()дов, Ei K Mu|ii ie )епы секционный 1 ормозио11 и крл1 (i yiilKiB. leHnvi обратном) .и йс|1и1Я. с mpMui ne H Uieii ней и imeuMDno,
1руЖИПС 11}|ЫМИ I()j)U) iliblMi KJMep.lNill i.l.lliell
5 оси, клапаны уп|)авления юрмолами прицеп,i
с двухпроводным и (I и1П|| 1(1|и1Д 1Ы 1 ПрИИ )
дом. связываюпи1е ук;1занные iормо кра ны с питак ще11 и у|;рав.:я|(1|пей магисгра .1ЯМИ, имен)|цим11 сос лииигс-. 1ьньк I I.IIIHKII . I lH 11одк,. 1ючения 1 прмозно, о iipimoia npiiiit
0 па, и устанон.ченные li iiMiauiiiieii м.п ип |ia.:ui аварИ1| -.1,111 и одичариьц аши i iii.iii клапаЩ), т.тчинниц.чс.ч чч;. чш. г цг, и.и пои1 ппепия пад1 жц1Н 11 ч ен.чжеиии ме Iа.1лоемкости т()1Мо ,И(П) еистемм. oii,i lanu i жена элс ктронным O.IUKDM. даишками дан
5 . 1ения в питаюнич магич ; ра. in и на выходе управляющей Marncipa.in и датчиком по.ю жения тормозно11 1Г(ма.чи. иыг;|). шеииым и ни де сдвоенного потепииом тра, нодпижиьп э, которого каиема 1 ически сия:(ап е тормозной педалью, а aBapniiin i ii к. кшам расположен н одном корпчее е ojiuiapin.iM зашигпым к.чапаном и ш.ию.шеп н виде 11одпружиненно1 о зо.юиш.чн с -J. ICKI юма: нитным упраи.чснпем oi э.чс К ponnoi о б.юка, включак)П1его в себя ncjpia oBne хсгройпно,
5 одновибратор, времязадаюшпп .К меш ко- 1()1ого кинема гичес. ки е lopMoiHon педалью, D-Tpnirt i, ст)оГ1ир е 1Ы11 компара тор, подключенный 1,д«)пми ийи юрмаппоупц.: ми входами к В1 1хода 1 дно1П101о на.:П)Ного му,дьтинлекс()ра, i.ieK i ,iii к.чюч
0 и еигна, 1ьное чстроГк гно. приид м один но ,- вижн1 1Й :,чемент датчика, по. i(i/Kiain i юр .мозной педа,ди связап е iiopoi oni, ei ройсгво.м и с первым вхо.юм диойпоги двухканального xuMhrnn.ieKcopa, iMDjuiii и трети входы которсич) подк.почем. к дам датчиков дав.1ении. а B loivni подвмжпып элемент датчика по.южеиия юрмомюй ме дали связап с чспвсргым нходом му.пли п, 1ексора. при этом выход no|ii)i()noio е:
0
5
ройства связан с входом сброса и через одновибратор с синхронным входом D-триг- гера, инвертирующий вход которого чен к стробирующему входу компаратора, связанного с электронным ключом и с сигнальным устройством, которое соединено в свою очередь с управляющим входом мультиплексора, и выход электронного ключа подключен к обмотке электромагнитного управления аварийного клапана.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозной привод прицепного транспортного средства | 1988 |
|
SU1614988A1 |
Однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1983 |
|
SU1162647A1 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1986 |
|
SU1316882A1 |
Тормозная система автопоезда | 1989 |
|
SU1654068A1 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1987 |
|
SU1437273A2 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1980 |
|
SU925715A1 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1981 |
|
SU998178A2 |
Тормозная система прицепного транспортного средства | 1986 |
|
SU1369956A1 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1981 |
|
SU1000320A2 |
Тормозное управление многозвенного транспортного средства | 1980 |
|
SU910482A1 |
Изобретение относится к области транснортного машиностроения. Це.и. ичоп ретения - повышение надежности и снижение металлоемкости тормо:шой сиск-мы. )ийно-за1цитный к.тананныи узел К5 включает в себя рас 1оложенные в одном корпусе одинарный занипный клапан и аварийный клапан в виде подпружиненного зо.ютника, приводимого в действие электромагнитом, управление которым осуакчт- вляст э,тект|)онпый блок 21. Датчики давления 14 и 18 установлены в питающей ма истрали 10 и на вы.ходе ун1)авляю1ие11 ма1ист|)али 15. Датчик 19 положения lojv мозной педа,1И 5 и датчики 14 и 18 подключены к входам блока 21, ре1Л лир к)- пимо ,чав,1енис в магисгра.чи 10 торможении с поврежденной ма|-истрал1)Ю 15. 3 ил.
23 35
+ даг
Пневматическая тормозная система тягача | 1980 |
|
SU933511A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1986-06-16—Подача