о
о
со
00
со
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ведущим мостам таких транспортных средств, как тракторы, автомобили повышенной проходимости, бульдозеры, скреперы и т.д.
Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок,
На фиг.1 изображена схема ведущего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клапаном с регулируемым давлением открытия в
виде обратного клапана; на фиг о 2 - фрагмент схемы ведзтцего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клаланом с регулируемым давлением открытия в виде распределителя; на фиг.З - то же, со связью элемента, обеспечивающего регулирование давления открытия клапана, с рулевым управлением транспортного средства о
Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных гшанетарных механизма 1 и 2, одни из одноименных звеньев (3 и 4) ко- торых в данном случае солнечные шестерни, связаны между собой через вал 5,а с двигателем 6 - через главную передачу 7, другие (8 и 9), а именно водила, связаны с двикителя- ми ведущими колесами 10 и 11, а третьи (12 и 13) - коронгше шестерни связаны между собой через коническу шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно кор пуса 15. Возможны и другие варианты выполнения связи третьих звеньев 12 и 13 планетарных механизмов 1 .и 2 между собой с возможностью противоположного относительного вращения, именно в виде взаимодействующих с данными коронными шестернями дополнительных цилиндрических шестерен, связанных через их дополнительные венцы, и т.д. С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связа на шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидрбаком 19 и клапаном 20 с регулирую- пшм органом 21 давления его открыти
Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 возможно в нескольких вариантах На фиго приведен вариант, при котоQ
5
0 5
О Q
5
5
5
ром магистрали 22 и 23 насоса 18 связаггы с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 - 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью в сторону магистралей 22 и 23, а клапаны 26 и 27 - с проводимостью в сторону клапана 20,, На фиг,2 приведен другой вариант, при котором магистрали 22 и 23 насоса 18 связаны с гидробаком
19и клапаном 20 через распределитель 28 с позициями 29 и 30, связанный
с датчиком 31 направления вращения конической шестерни 14, выполненным, например, в виде фрикционного тела 32J взаимодействующего с валом 33 шестерни 17 привода насоса 18, а также двух ограничительных упоров 34 и 35 смещения распределителя 28. Возможны и другие выполнения гидравличес- кой связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 о
Управление регулированием давления открытия клапана 20 может быть как ручнь М (фиг. и 2), так и автоматическим (фиг.З), для чего параллельно клапану 20 установлен двух- позиционный распределитель 36 с позициями 37 и 38, отсоединяюшзий в позиции 37 магистрали 39 и 40 клапана
20одна от другой, а в позиции 38 связывающий их между собой, а регули- руюищй орган 21 связан с рулевым управлением 41 транспортного средства.
Предлагаемый ведущий мост транспортного средства работает следующим образоМо.
При движении транспортного средства по опорной поверхности с улучшенным сцеплением, когда повышенная проходимость не требуется (движение по сухому асфальту или твердому грунту) 8 клапан 20 или за счет регулирующего органа 21 выводится на перепуск рабочей жидкости без сопротивления (фиг.1 и 2), или за счет распределителя 36, в котором включена позиция 38, выключается из работы (фиг.З), в результате чего насос 18, ас ним и коническая шестерня 14 могут вращаться без сопротивления Это позволяет коронным пзестерням 12 и 13 гшанетарных механизмов 1 и 2 иметь противоположное вращение, что,обеспечивая дифференциальный эффект ведущему мосту транспортного средства, повышает его маневренность и уменьшает износы ходовой системы.
При движении транспортного средства по опорной поверхности с ухудшенным сцеплением (грязь, мягкий грунт, гололед, слякоть и т.д.) клапан 20 за счет регулирующего органа 21 (фиг.1 и 2) или за счет распределителя 36, в котором включена позиция 37 (фиг.З), выводится на рабочее давление. В результате этого возникновение вращения конической шестерни 14, которое является следствием попадания одного из колес 10 или 11 на опорную поверхность с низким коэффициентом трения с последующим его буксованием и непередачей другим колесом 11 или 10 крутящего момента, исключается. Это повьшает проходимость транспортного средства в тяжелых дорожных условиях.
Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 в виде обратных клапанов 24 - 27 (фиг.1) или в виде распределителя 28, связанного с датчиком 31 направления вращения конической щестер- ни 14 (фиг.2), или в другом виде необходимо для того, чтобы автоматически подключать к меняюпщм функции магистралям 22 и 23 насоса 18 упомянутых гидробака 19 и клапана 20. Изменение функций магис1Т5алей 22 и
23связано с изменением направления вращения насоса 18 и конической щес- терни 14, которое зависит от того, какое из колес 10 или 11 в рассматриваемый момент попадает на опорную поверхность с меньшим коэффициентом трения„ При этом за счет клапанов
24- 27 (фиг.О или за счет распределителя 28 (фиг.2) магистраль 22 или 23 насоса 18, являющаяся всасы- вакщей, обязательно связывается с гидробаком 19, а противоположная магистраль 23 или 22 насоса 18, являющаяся нагнетательной, обязательно связывается с клапаном 20.
При возникновении в ведущем мосту перегрузок автоматически повышается давление в магистрали 22 или 23 насоса 18, являющейся в данный момент нагнетательной. Если данное давление превышает допустимое, на которое рассчитан клапан 20 (выбирается с учетом реально действующих допустимых максимальных нагрузок, имеющих место при работе моста ), происходит его открытие, что (сливая рабочую жидкость от насоса 18 в гидробак 19 ) приводит к возможности его вращения и вращения совместно с ним конической шестер ги 14о Это освобождает коронные шестерни 12 и 13 с возможностью их противоположного вращения и прекращает передачу повьш1ен- ного крутящего момента на одно из колес 10 или 11, что предохраняет веQ Дущий мост от разрушения. Продолжительность такого предохранения практически не ограничена по времени , так как износы отсутствуют, а вьщеле- ние тепла осуществляется непосредст5 венно в рабочую жидкость без перегрева других элементов„
Отличие в работе схемы на от рассматриваемых состоит в том, что торможение конической шестерни
Q 14 насоса 18 осуществляется только при прямолинейном движении транспортного средства. При повороте транспортного средства, для чего изменяется положение рулевого управления 41,
5 клапан 20 за счет регулирующего органа 21 настраивается на менынее давление или вообще свободный перепуск рабочей жидкости, чтоJосвобождая коническую шестерню 14 и коронные
шестерни 12 и 13, улучшает маневренность транспортного средства.
Таким образом, связь элемента, обеспечивающего возможность противоположного относительного вращения третьих звеньев планетарного механизма, с насосом, гидравлически связанным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, . обеспечивает повьш1ение работоспособности и надежности ведущего моста транспортного средства путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок при одновременном упрощении конструкции
Формула изобретения
1 о Вадупщй мост транспортного средства, содержалдай два трехзвенных планетарных механизма, одни из одноименных звеньев которых связаны между собой и кинематически с двигателем, другие - с движителем, а третьи - между собой через шестерню для обеспечения возможности их противоположного относительного вращения, о т - личающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок, шестерня, обеспечивающая противоположное относительное вращение третьих звеньев планетарных механизмов, связана с реверсив-,. ным насосом, гидравлически сообщенным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, при этом гидравлическая связь насоса с гидробаком и клапаном с регулируемым давле- ю нием открытия выполнена в виде связанного с датчиком направления вращения приводной шестерни, двухпозицион- ного четьфехлинейного распределителя, первая и вторая линии которого связаны с магистралями насоса,третья с клапаном с регулируемым давлением открытия, а четвертая - с гидробаком при этом в первой позиции распределителя первая линия связана с треть- 20 ей, а вторая - с четвертой, и во
./4
Фиг. 2
второй позиции распределителя первая линия связана с четвертой, а вторая - с третьей
2, Мост поп„1,отличаю- щ и и с я тем, что параллельно клапану с регулируемым давлением открытия установлен двухпозиционный двухлинейный распределитель, связанный линиями с магистралями клапана с регулируемым давлением открытия, а орган, обеспечивающий регулировку давления открытия клапана, связан с рулевым управлением транспортного средства, при этом в первой позиции распределителя магистрали клапана с регулируемым давлением открытия разобщены между собой, а во второй позиции распределителя - связаны между собой
J5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1255468A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1983 |
|
SU1105340A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Гидросистема управления трансмиссией ходовой части лесозаготовительной машины | 1988 |
|
SU1646920A1 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1983 |
|
SU1142315A1 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1986 |
|
SU1382684A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1985 |
|
SU1286444A1 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1984 |
|
SU1284854A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1306748A2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок о Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных планетарных механизма 1 и 2, первые одноименные звенья 3 и 4 которых связаны между собой через вал 5 и с двигателем 6 через главную передачу 7, вторые одноименные звенья 8 и 9.- с движителями ведущими колесами 10 и II, а третьи одноименные звенья 12 и 13 - мезвду собой через коническую шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно корпуса 15, С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связана шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидробаком 19 и клапаном 20 с регулирующим органом 21 давления его открытия. Магистрали 22 и 23 насоса 18 соединены с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 - 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью В СТорону магистралет 22 и 23,а клапаны26 и27 -с прозодимостьюв сторону клапана20. 1з.п. А-льцЗ ил. сл
Механизм поворота транспортного средства | 1981 |
|
SU992255A1 |
кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-03-30—Публикация
1986-10-17—Подача