Ведущий мост транспортного средства Советский патент 1988 года по МПК B60K17/16 B62D11/18 

Описание патента на изобретение SU1384430A1

о

о

со

00

со

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ведущим мостам таких транспортных средств, как тракторы, автомобили повышенной проходимости, бульдозеры, скреперы и т.д.

Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок,

На фиг.1 изображена схема ведущего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клапаном с регулируемым давлением открытия в

виде обратного клапана; на фиг о 2 - фрагмент схемы ведзтцего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клаланом с регулируемым давлением открытия в виде распределителя; на фиг.З - то же, со связью элемента, обеспечивающего регулирование давления открытия клапана, с рулевым управлением транспортного средства о

Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных гшанетарных механизма 1 и 2, одни из одноименных звеньев (3 и 4) ко- торых в данном случае солнечные шестерни, связаны между собой через вал 5,а с двигателем 6 - через главную передачу 7, другие (8 и 9), а именно водила, связаны с двикителя- ми ведущими колесами 10 и 11, а третьи (12 и 13) - коронгше шестерни связаны между собой через коническу шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно кор пуса 15. Возможны и другие варианты выполнения связи третьих звеньев 12 и 13 планетарных механизмов 1 .и 2 между собой с возможностью противоположного относительного вращения, именно в виде взаимодействующих с данными коронными шестернями дополнительных цилиндрических шестерен, связанных через их дополнительные венцы, и т.д. С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связа на шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидрбаком 19 и клапаном 20 с регулирую- пшм органом 21 давления его открыти

Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 возможно в нескольких вариантах На фиго приведен вариант, при котоQ

5

0 5

О Q

5

5

5

ром магистрали 22 и 23 насоса 18 связаггы с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 - 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью в сторону магистралей 22 и 23, а клапаны 26 и 27 - с проводимостью в сторону клапана 20,, На фиг,2 приведен другой вариант, при котором магистрали 22 и 23 насоса 18 связаны с гидробаком

19и клапаном 20 через распределитель 28 с позициями 29 и 30, связанный

с датчиком 31 направления вращения конической шестерни 14, выполненным, например, в виде фрикционного тела 32J взаимодействующего с валом 33 шестерни 17 привода насоса 18, а также двух ограничительных упоров 34 и 35 смещения распределителя 28. Возможны и другие выполнения гидравличес- кой связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 о

Управление регулированием давления открытия клапана 20 может быть как ручнь М (фиг. и 2), так и автоматическим (фиг.З), для чего параллельно клапану 20 установлен двух- позиционный распределитель 36 с позициями 37 и 38, отсоединяюшзий в позиции 37 магистрали 39 и 40 клапана

20одна от другой, а в позиции 38 связывающий их между собой, а регули- руюищй орган 21 связан с рулевым управлением 41 транспортного средства.

Предлагаемый ведущий мост транспортного средства работает следующим образоМо.

При движении транспортного средства по опорной поверхности с улучшенным сцеплением, когда повышенная проходимость не требуется (движение по сухому асфальту или твердому грунту) 8 клапан 20 или за счет регулирующего органа 21 выводится на перепуск рабочей жидкости без сопротивления (фиг.1 и 2), или за счет распределителя 36, в котором включена позиция 38, выключается из работы (фиг.З), в результате чего насос 18, ас ним и коническая шестерня 14 могут вращаться без сопротивления Это позволяет коронным пзестерням 12 и 13 гшанетарных механизмов 1 и 2 иметь противоположное вращение, что,обеспечивая дифференциальный эффект ведущему мосту транспортного средства, повышает его маневренность и уменьшает износы ходовой системы.

При движении транспортного средства по опорной поверхности с ухудшенным сцеплением (грязь, мягкий грунт, гололед, слякоть и т.д.) клапан 20 за счет регулирующего органа 21 (фиг.1 и 2) или за счет распределителя 36, в котором включена позиция 37 (фиг.З), выводится на рабочее давление. В результате этого возникновение вращения конической шестерни 14, которое является следствием попадания одного из колес 10 или 11 на опорную поверхность с низким коэффициентом трения с последующим его буксованием и непередачей другим колесом 11 или 10 крутящего момента, исключается. Это повьшает проходимость транспортного средства в тяжелых дорожных условиях.

Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 в виде обратных клапанов 24 - 27 (фиг.1) или в виде распределителя 28, связанного с датчиком 31 направления вращения конической щестер- ни 14 (фиг.2), или в другом виде необходимо для того, чтобы автоматически подключать к меняюпщм функции магистралям 22 и 23 насоса 18 упомянутых гидробака 19 и клапана 20. Изменение функций магис1Т5алей 22 и

23связано с изменением направления вращения насоса 18 и конической щес- терни 14, которое зависит от того, какое из колес 10 или 11 в рассматриваемый момент попадает на опорную поверхность с меньшим коэффициентом трения„ При этом за счет клапанов

24- 27 (фиг.О или за счет распределителя 28 (фиг.2) магистраль 22 или 23 насоса 18, являющаяся всасы- вакщей, обязательно связывается с гидробаком 19, а противоположная магистраль 23 или 22 насоса 18, являющаяся нагнетательной, обязательно связывается с клапаном 20.

При возникновении в ведущем мосту перегрузок автоматически повышается давление в магистрали 22 или 23 насоса 18, являющейся в данный момент нагнетательной. Если данное давление превышает допустимое, на которое рассчитан клапан 20 (выбирается с учетом реально действующих допустимых максимальных нагрузок, имеющих место при работе моста ), происходит его открытие, что (сливая рабочую жидкость от насоса 18 в гидробак 19 ) приводит к возможности его вращения и вращения совместно с ним конической шестер ги 14о Это освобождает коронные шестерни 12 и 13 с возможностью их противоположного вращения и прекращает передачу повьш1ен- ного крутящего момента на одно из колес 10 или 11, что предохраняет веQ Дущий мост от разрушения. Продолжительность такого предохранения практически не ограничена по времени , так как износы отсутствуют, а вьщеле- ние тепла осуществляется непосредст5 венно в рабочую жидкость без перегрева других элементов„

Отличие в работе схемы на от рассматриваемых состоит в том, что торможение конической шестерни

Q 14 насоса 18 осуществляется только при прямолинейном движении транспортного средства. При повороте транспортного средства, для чего изменяется положение рулевого управления 41,

5 клапан 20 за счет регулирующего органа 21 настраивается на менынее давление или вообще свободный перепуск рабочей жидкости, чтоJосвобождая коническую шестерню 14 и коронные

шестерни 12 и 13, улучшает маневренность транспортного средства.

Таким образом, связь элемента, обеспечивающего возможность противоположного относительного вращения третьих звеньев планетарного механизма, с насосом, гидравлически связанным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, . обеспечивает повьш1ение работоспособности и надежности ведущего моста транспортного средства путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок при одновременном упрощении конструкции

Формула изобретения

1 о Вадупщй мост транспортного средства, содержалдай два трехзвенных планетарных механизма, одни из одноименных звеньев которых связаны между собой и кинематически с двигателем, другие - с движителем, а третьи - между собой через шестерню для обеспечения возможности их противоположного относительного вращения, о т - личающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок, шестерня, обеспечивающая противоположное относительное вращение третьих звеньев планетарных механизмов, связана с реверсив-,. ным насосом, гидравлически сообщенным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, при этом гидравлическая связь насоса с гидробаком и клапаном с регулируемым давле- ю нием открытия выполнена в виде связанного с датчиком направления вращения приводной шестерни, двухпозицион- ного четьфехлинейного распределителя, первая и вторая линии которого связаны с магистралями насоса,третья с клапаном с регулируемым давлением открытия, а четвертая - с гидробаком при этом в первой позиции распределителя первая линия связана с треть- 20 ей, а вторая - с четвертой, и во

./4

Фиг. 2

второй позиции распределителя первая линия связана с четвертой, а вторая - с третьей

2, Мост поп„1,отличаю- щ и и с я тем, что параллельно клапану с регулируемым давлением открытия установлен двухпозиционный двухлинейный распределитель, связанный линиями с магистралями клапана с регулируемым давлением открытия, а орган, обеспечивающий регулировку давления открытия клапана, связан с рулевым управлением транспортного средства, при этом в первой позиции распределителя магистрали клапана с регулируемым давлением открытия разобщены между собой, а во второй позиции распределителя - связаны между собой

J5

Похожие патенты SU1384430A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
SU1255468A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1983
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
SU1105340A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1
Гидросистема управления трансмиссией ходовой части лесозаготовительной машины 1988
  • Кусакин Николай Федорович
  • Сусло Иван Павлович
  • Левин Соломон Маркович
  • Ломихин Юрий Александрович
SU1646920A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1983
  • Амельченко Петр Адамович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
SU1142315A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1382684A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1985
  • Амельченко Петр Адамович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1286444A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1984
  • Бобровник Александр Иванович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Стецко Петр Александрович
SU1284854A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1306748A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 384 430 A1

Реферат патента 1988 года Ведущий мост транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок о Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных планетарных механизма 1 и 2, первые одноименные звенья 3 и 4 которых связаны между собой через вал 5 и с двигателем 6 через главную передачу 7, вторые одноименные звенья 8 и 9.- с движителями ведущими колесами 10 и II, а третьи одноименные звенья 12 и 13 - мезвду собой через коническую шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно корпуса 15, С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связана шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидробаком 19 и клапаном 20 с регулирующим органом 21 давления его открытия. Магистрали 22 и 23 насоса 18 соединены с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 - 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью В СТорону магистралет 22 и 23,а клапаны26 и27 -с прозодимостьюв сторону клапана20. 1з.п. А-льцЗ ил. сл

Формула изобретения SU 1 384 430 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1384430A1

Механизм поворота транспортного средства 1981
  • Шавель Анатолий Андреевич
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Балицкий Владимир Александрович
SU992255A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 384 430 A1

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Николаенко Владимир Лаврентьевич

Скойбеда Анатолий Тихонович

Бобровник Александр Иванович

Даты

1988-03-30Публикация

1986-10-17Подача