Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин Советский патент 1988 года по МПК C21D8/00 

Описание патента на изобретение SU1433991A1

4

со

Од со

со

Изобретение относится к механико- термической обработке стали и может быТь использовано в машиностроении при изготовлении несущих конструкций, преимущественно автомобильных лонжеронов.

Цель изобретения - повьшение прочности и улучшение обрабатываемости при холодной вырубке.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При изготовлении лонжеронов по известному способу когда охлаждение по

менее 80 С, то внутренние слои также в основном претерпевают превращение , по .промежуточному механизму, что приводит к нарушению оптимального соотношения структурных составляющих пер- лиТа и бейнита, в результате ухудшается обрабатываемость при вырубке, сни жается пластичность. Если градиент температур превьшает , то в структуре выделяется структурно свободный феррит, снижается прочность стали. Полученная структура (60-80% верхнего бейнита и 20-40% пластин

Похожие патенты SU1433991A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин 1987
  • Долженков Иван Егорович
  • Лещенко Анатолий Николаевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Гурдус Иосиф Исакович
  • Андрющенко Николай Федорович
  • Дыбаль Ирина Васильевна
SU1444366A1
Способ изготовления лонжеронов рам грузовых автомобилей 1986
  • Долженков Иван Егорович
  • Лещенко Анатолий Николаевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Гурдус Иосиф Исакович
  • Андрющенко Николай Федорович
  • Попова Мария Александровна
  • Дыбаль Ирина Васильевна
SU1375663A1
Способ изготовления лонжеронов рам грузовых автомобилей 1985
  • Долженков Иван Егорович
  • Хусид Осип Семенович
  • Лещенко Анатолий Николаевич
SU1280028A1
Способ сфероидизирующей термической обработки стали 1986
  • Свищенко Владимир Владимирович
  • Нефедов Евгений Николаевич
  • Чепрасов Дмитрий Петрович
  • Гурьев Алексей Михайлович
SU1463774A1
Способ производства проката 1986
  • Долженков Иван Егорович
  • Прокофьев Владимир Николаевич
  • Величко Людмила Юрьевна
  • Мурашкин Александр Алексеевич
  • Матвеева Валентина Петровна
  • Прокофьев Дмитрий Владимирович
SU1404126A1
Способ термической обработки заготовок 1985
  • Астащенко Владимир Иванович
  • Янцен Гарри Иванович
  • Ивановский Сергей Владимирович
SU1301856A1
Способ термической обработки заготовок из легированных конструкционных сталей 1979
  • Соколов Алексей Михайлович
  • Белугин Иван Иванович
  • Чечекин Юрий Федорович
  • Волченко Галина Алексеевна
SU881133A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ 2007
  • Свищенко Владимир Владимирович
  • Чепрасов Дмитрий Петрович
  • Радченко Михаил Васильевич
  • Филатов Юрий Александрович
  • Сейдуров Михаил Николаевич
RU2348701C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА И СТАЛЬНОЙ ДЕТАЛИ 2021
  • Фроте, Марион
  • Резья, Бернар
RU2822646C2
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ ХОЛОДНОКАТАНЫЙ СТАЛЬНОЙ ЛИСТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2012
  • Хасегава,Кохей
RU2518852C1

Реферат патента 1988 года Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин

Изобретение относится к механико-термической обработке стали и может быть использовано в машиностроении при изготовлении несущих конструкций, преиму1цественно автомобильных лонжеронов. Цель изобретения - повышение прочности и улучшение об- рабатьшаемости при холодной вырубке. Сущность изобретения заключается в том, что в способе изготовления лон- - жёронов, включающем аустенизацию, ускоренное охлаждение до температуры на 30-7 ниже температуры начала бейнитного превращения, холодную вырубку заготовки, отпуск при 580- и формовку лонжерона при этой температуре, охлаждение производят в структуре 60-80% бейнита и 20-40% перлита, а отпуск производят двухстадий- но: вначале перед холодной вырубкой с нагревом до Ас;, +(5-10) с и выдержкой в течение 3-6 мин, подстуживани- ем до АСд-(15-20) с и выдержкой 4- 5 мин, а з атем окончательный отпуск при формовке лонжерона. 1 з.п.ф-лы, 1 табл. а сл с

Формула изобретения SU 1 433 991 A1

лосы из аустенитного состояния до тем-15 чатого перлита) является (как в изпературы на 30-70 С ниже температуры начала бейнитного превращения производят со скоростью АО-ТО С/с с пос- ледующей изотермической выдержкой продолжительностью 40 - 120 с, формируется структура, состоящая из 66-75% продуктов диффузионного превращения переохлажденного аусте- нита (причем до 40% структурно свовестном способе) неблагоприятной для холодной вырубки, что приводит к преждевременному износу и даже поломке ножниц, пуансонов. Поэтому в 20 предлагаемом техническом решении перед холодной вырубкой производят на грев лонжеронной полосы до температу ры Ас +(5-10) С и вьщерживают в течение 4-6 мин. При этом в стали провестном способе) неблагоприятной для холодной вырубки, что приводит к преждевременному износу и даже поломке ножниц, пуансонов. Поэтому в 20 предлагаемом техническом решении перед холодной вырубкой производят нагрев лонжеронной полосы до температуры Ас +(5-10) С и вьщерживают в течение 4-6 мин. При этом в стали прободного феррита) и остальное - бейнит.25 исходит превращение перлитных колоний

Такая структура, с одной стороны, не, позволяет максимально использовать резервы прочностных характеристик стали, с другой стороны, из-за нали-, чия пластинчатого перлита и особенно 30 верхнего бейнита с игольчатыми карбидами затрудняет холодную вырубку заготовки. В предлагаемом техническом решении ускоренное охлаждение произвов аустенит, а также частичное растворение игольчатых карбидов верхнего бейнита с сохранением игольчатости самого бейнита. Пии последующем охлаждении до температуры Ас -(15-20)°С и вьщержке 4-5 мин происходит превращение аустенита в перлит по абнормаль- ному механизму с образованием карби- цов сферической формы, а также часв аустенит, а также частичное растворение игольчатых карбидов верхнего бейнита с сохранением игольчатости самого бейнита. Пии последующем охлаждении до температуры Ас -(15-20)°С и вьщержке 4-5 мин происходит превращение аустенита в перлит по абнормаль- ному механизму с образованием карби- цов сферической формы, а также часдят таким образом, чтобы создать гра- 35 тичная сфе1}оидизация карбидов бейнитдиент температур по сечению полосы (между поверхностью и центром ) 80- . Для зтого необходимо учитьюать интенсивность охлаждения и толщину полосы. Например,, для полосы толщиной 8 мм указанный градиент температур создаётся при оклаждении со скоростью 20-130 С/с, а для полосы толщиной 5 мм- при охлаждении со сконой фазы. В результате такой терми- ческой обработки формируется структу ра зернистого перлита и верхнего бей нита со сфероидизированной карбидной 40 фазой. Эта структура значительно улу шает обрабатЬшаемость при холодной вырубке.

Если нагрев перед холодной вырубкой производят вьше температуры

ростью 150-160 С/с. По окончании уско- 5 ACi,+ (5-10)°С, то происходит полное

ренного охлаждения при температуре на 30-70 С ниже температуры начала бейнитного превращения поверхностные слои полосы переохлаждаются до указаикой температуры, внутренние в перлит, в результате.снижаются прочностные характеристики. Если нагрев производят до температуры ниже Ас + (5-10), структура практически не меняется, происходит лишь частичное

имеют температуру на 80-100 С вьше,и при дальнейшем охлаждении на воздухе происходит выравнивание температуры по толщине полосы.(разогрев поверхности и охлаждение центра) с обра, растворение карбидной фазы, ухудзованием 60-80% бейнита (верхнего) и 20-40% пластинчатого перлита.

Если градиент температур по сечению полосы при охлаждении составляет

щается обрабатываемость при хоподн.ой вырубке.

Если продолжительность вьщержки при температуре Ас +(5-10) с меньше

вестном способе) неблагоприятной для холодной вырубки, что приводит к преждевременному износу и даже поломке ножниц, пуансонов. Поэтому в предлагаемом техническом решении перед холодной вырубкой производят нагрев лонжеронной полосы до температуры Ас +(5-10) С и вьщерживают в течение 4-6 мин. При этом в стали происходит превращение перлитных колоний

в аустенит, а также частичное растворение игольчатых карбидов верхнего бейнита с сохранением игольчатости самого бейнита. Пии последующем охлаждении до температуры Ас -(15-20)°С и вьщержке 4-5 мин происходит превращение аустенита в перлит по абнормаль- ному механизму с образованием карби- цов сферической формы, а также частичная сфе1}оидизация карбидов бейнитной фазы. В результате такой терми- ческой обработки формируется структура зернистого перлита и верхнего бейнита со сфероидизированной карбидной фазой. Эта структура значительно улучшает обрабатЬшаемость при холодной вырубке.

Если нагрев перед холодной вырубкой производят вьше температуры

ACi,+ (5-10)°С, то происходит полное

растворение карбидов бейнитной фазы, уменьшается плотность дислокаций, увеличивается кол1-1чество аустенита, который при охлаждении превращается

щается обрабатываемость при хоподн.ой вырубке.

Если продолжительность вьщержки при температуре Ас +(5-10) с меньше

4 мин, не в полной мере происходит превращение перлита в аустенит и сохраняется игольчятость карбидов бейни та - ухудшается технологическая плас тичность. При выдержке более 6 мин растворяется карбидная фаза бейнита, увеличивается количество аустенита, снижается прочность. Если подстужи- вание производят до температуры выше Ас, +(15-20)°С, требуется значительное увеличение выдержки для протека- ния абнормального распада аустенита, кроме того, снижается прочность. Если подстуживание производят до тем- пературы ниже Ас, -(15-20) С, то происходит превращение аустенита по нормальному механизму с образованием пластинчатого перлита - ухудшается обрабатываемость при холодной выруб- ке.

Если продолжительность вьщержки при температуре Ас -(15-20) С меньше 4 мин - не закончено превращение аустенита по абнормальному механизму образуется пластинчатый перлит - также ухудшается обрабатьгааемость при вырубке. Выдержка более 5 мин структурных изменений не вызьшает, но увеличивает время термообработки.

Окончательный требуемый комплекс свойств обеспечивается второй стадией отпуска во время формовки собственно лонжерона при температуре 580- . При этом продолжительность отпуска на второй стадии составляет 10-15. мин. При продолжительности отпуска менее 10 мин снижается пластичность стали, а при продолжительности более 15 мин снижаются прочно- стные характеристики.

Пример. В лабораторных условиях исследовали листовые карты толщино 8 мм из стали 19ХГС. В результате опытов по ускоренному охлаждению установ лено, что градиент температур 80по толщине карты достигается со скоростью 120 -

100° С

при охлаждении

130 С/с..Специальными исследованиями

определены точка А

- 755 С

и темпе--

ратура начала бейнитного превращения - 590°С.

На металлургическом заводе прокатали партию полос из стали 19ХГС раз- . мерами 8x400x6000 мм. После выхода 55 из чистовой клети полосы задавали в водовоздуханое охлаждающее устройство и охлаждали со скоростью 110-140 С/с (обеспечивая градиент температур по

- 5 0

5 0

5

5

0

0

5

толщине полосы 70-ПО С) до температуры поверхности 540-560 с с дальнейшим охлаждением на спокойном воздухе (предлагаемый способ). От полос отбирали для исследования образцы.

Часть полос обрабатывали по извегч- стному способу: охлаждение после прокатки со скоростью до температуры 540 С с последующей выдержкой в течение 40 с и охлаждение до комнатной температуры.

Обработанные по известному способу лонжеронные полосы на машиностроительном заводе подвергали раскрою с пробивкой отверстий, отпуску в течение 1 ч при 600 С с одновременной формовкой лонжеронов. Лонжеронные поло- . сы, произведенные по предлагаемому способу, подвергали двухстадийному отпуску: вначале перед холодной вырубкой с нагревом до 755-770°С, выдержкой в течение 3-7 мин, подсту- живанием до 745-730°С, выдержкой 3- 6 мин, затем холодной вырубке и окончательному отпуску при в течение 5-20 мин с одновременной формовкой лонжеронов. После первой стадии отпуска от полос отбирали образцы, на которых исследовали обрабатываемо сть при пробивке отверстий.

Окончательно обработанный прокат, Изготовленный по известному и. предлагаемому способам подвергался исследованиям. Режимы обработок, а также результаты исследований представлены в таблице.

Исследования показали, что изготовление лонжеронов рам транспортных машин по предлагаемому способу по сравнению с известным позволяет на 16-20% повысить прочностные характеристики проката из низколегированных сталей, значительно улучшить обрабатьшаемость металла при холодной вырубке, повысив, например, стойкость пуансонов в 3 раза. Кроме того, сокращается общая продолжительность процесса за счет уменьшения общей продолжительности отпуска.

Формула изобретения

1 .Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин преимуществен но из стали 19ХГС, включающий аусте- нитизацию, ускоренное охлаждение до температуры на 30 - 70 С ниже температури намяла бейннтного превращения дальнейшее охлаждение на воздухе до комнатной температуры полосы, холодную вырубку зах отовки, отпуск при 580-620 С и формовку лонжерона при температуре отпуска, отличающийся тем, что, с целью повьппе- ния прочности и улучшения обрабатываемости при холодной вырубке, уско- ренное охлаждение проводят с обеспечением переохлаждения поверхностных слоев над центром полосы на вО-ЮО С и с получением в стали струкСоставитель А.Кулемин Редактор М.Петрова Техред .М.Дш1ьп Корректор м.Пожо

Заказ 5518/29

Тираж 545

ПНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

туры 60 - 80% верхнего бейнита и 20-40% пластинчатого перлита, а перед отпуском и формовкой лонжерона осуществляют нагрев заготовки до Ас (5-10) С с выдержкой при этой температуре в течение 4-6 мин и с последующим подстуживанием до (15-20)°С с выдержкой при этой температуре в течение 4-5 мин.

2. Способ поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что продолжительность отпуска при формовке составляет 10-15 мин.

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1433991A1

Способ термической обработки стальных листов 1982
  • Левченко Геннадий Васильевич
  • Мазур Валерий Леонидович
  • Мирко Владимир Александрович
  • Сосковец Олег Николаевич
  • Тананин Александр Николаевич
  • Михалев Петр Михайлович
  • Лещенко Анатолий Николаевич
  • Костяков Валерий Викторович
SU1129249A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ изготовления лонжеронов рам грузовых автомобилей 1985
  • Долженков Иван Егорович
  • Хусид Осип Семенович
  • Лещенко Анатолий Николаевич
SU1280028A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 433 991 A1

Авторы

Долженков Иван Егорович

Лещенко Анатолий Николаевич

Хусид Осип Семенович

Клименко Александр Павлович

Андрющенко Николай Федорович

Даты

1988-10-30Публикация

1987-04-02Подача