Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано npi-r определении направления меридиана наземными гирокомпасами.
Целью изобретения является повышение точности определения направления меридиана.
Способ осуществляется следующим образом.
Закон движения чувствительного элемента (ЧЭ) маятникового гирокомпаса (ГК) можно представить в виде
- i---a-bHUrsina Mo + M.(t), (1)
где Н - кинетический момент;
М - масса ЧЭ: д- ускорение сил земного тяготения;
Ur - горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли;
а - угол отклонения оси кинетического момента от плоскости меридиана;
Мо - систематический вредный момент;
M(t) - медленно изменяющийся вредный момент;
I - длина маятника.
Решение дифференциального уравнения (1) вблизи устойчивого положения равновесия при малых а имеет вид
ссы до + (3i(t) А sin {(I) I + (р, (2)
где д (t) - дрейф положения устойчивого равновесия;
А, - начальные амплитуда и фаза прецессионных колебаний ЧЭ соответственно;
со
V
MglUr
круговая частота пре I
цессионных колебаний.
Решение дифференциального уравнения (1) при малых отклонениях от неустойчивого положения равновесия представляется как:
ш t- он
(52(t) + Cil +C2i. ,(3) где д2 (t) - дрейф неустойчивого положения равновесия;
Ci, С2 - константы, зависящие от начальных условий движений ЧЭ.
I При измерении угловых положений ЧЭ (Датчиком угла наблюдаемое двмжение представляется в виде
«W (t) RN + di(t) А sin (со t + ). (4)
({t)-fCil +С2Г (5)
где RN По - do,
Rs RO - do + л: slgn(R5 - RN),
RO - отклонение начала отсчетмой сисемь кодового датчика угла от плосксстм |йеридиана.
: Обработав полученную информацией о движении ЧЭ вблизи устойчивого и неустой- |ивого положений равнозесий, исхадя мз измеренной частоты вращения ротора ги омотора и учета дрейфов ЧЭ s устойчм- 4ом и неустойчивом .положений рацнов8с& й, Получим
RO (RN + Rg) - Л- sign {R5 - RM) +
+ U 3i .(52),(6)
где f((5i, 62) - заранее вычисленная по измеренным дрейфам функция.
Как видно из (6) в выражении для R отсутствует погрешность, обусловленная систематическим моментом, а дрейфы аредных моментов учитываются в выраже- Б .ним (5) и исключаются щ разряда погрешностей.
Формула изобретен ыя Способ определения напрэнзленм.ч 0 меридиана гирокомпасом, включающий 1(змерение параметров движения чувствительного элемента при его северной и южной ориентации, определе. -гие периодй прецессионных колебаний чувствительного 5 злемента -л последующие вычисления, от - л и ч а о щ и и с я те.м, что, с целью повышения точности определения напрз - -тения меридиана, гфи южной оригнтаиим задают начальное чуЕг.твитель- ному элементу, измеряют угловые положения чувствительного элемекта в заданные промежутки времени при его свободном прецессионном движении и используют из- 8ренные параметры для вьгчисленмй.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гирокомпас | 1981 |
|
SU1559844A1 |
Гирокомпас | 1982 |
|
SU1559842A1 |
Способ определения плоскости меридиана гирокомпасом | 1980 |
|
SU1583742A1 |
Наземный гирокомпас | 1976 |
|
SU550862A1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ АМПЛИТУДЫ ПРЕЦЕССИОННЫХ КОЛЕБАНИЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИРОКОМПАСА | 1988 |
|
RU2025663C1 |
Способ определения поправки к положению динамического равновесия прецессионных колебаний наземного гирокомпаса с азимутальной следящей системой | 1980 |
|
SU1566872A1 |
АВТОНОМНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ОДНОГИРОСКОПНЫЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГИРОКОМПАСА | 1996 |
|
RU2120607C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА | 2015 |
|
RU2617141C1 |
СПОСОБ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ОСИ РОТОРА ГИРОМОТОРА В ГИРОКОМПАСЕ ОТНОСИТЕЛЬНО АСТРОНОМИЧЕСКОГО | 1973 |
|
SU361393A1 |
Автоматический наземный гирокомпас | 1979 |
|
SU808847A1 |
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при определении направления меридиана наземными гирокомпасами. Целью изобретения является повышение точности определения направления меридиана, Чувствительный элемент (ЧЭ) гирокомпаса ориентируют на Север и измеряют параметры движения ЧЭ в устойчивом положении равновесия. Затем ориентируют ЧЭ на Юг, измеряют параметры движения ЧЭ в неустойчивом положении равновесия, в частоту вращения ротора гиромотора и дрейф неустойчивого положения равновесия. По измеренным параметрам с учетом дрейфа и частоты вращения ротора гиромотора вычисляют азимут.
Патент США № 3231284, кл | |||
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ КОТЛОВ | 1912 |
|
SU277A1 |
Авторы
Даты
1991-10-30—Публикация
1978-01-08—Подача