Фие2
Изобретение относится к машиностро ению, в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных.машин для изменения их скорости.
Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности использования,
На фиг. 1 приведена схема предложенной коробки передач с одним вариантом выполнения механизма, обеспечивающего одинаковость переключений управляющего устройства при перемещении рычага по параллельным прорезям от перпендикулярной прорези; на фиг. 2 - фрагмент схемы коробки передач с другим вариантом выполнения рассматриваемого механизма.
Планетарная коробка передач содержит установленный между входным и выходным 2 валами планетарный механизм 3, переключающее устройство 4 для выбора диапазонов с передаточным числом, большим или меньшим единицы, и управляющее устройство 5 для изменения передаточного числа в выбранном диапазоне. Для примера, в планетарном механизме 3 ведущим элементом, связанным с выходным валом 1, выполнена коренная шестерня 6, ведомыми элементами, выборочно связанными с выходным валом 2 посредством переключающего устройства 4, выполнены водило 7 и коронная шестерня 8. и промежуточными элементами, выборочно связанными с кор- DVCOM 9 посредством управляющего устройства 5 (тормозов), выполнены солнечные шестерни 10-12. Возможной другое выполнение планетарного механизма 3. Кроме того, коробка передач снабжена установленным на неподвижной опоре 9 рычагом 13 управления, имеющим возможность движения в двух плоскостях на шарнире 14, и ограничительной кулисой 15с двумягпарал- лельными 16, 17 и связывающей их одной перпендикулярной 18 прорезями, при этом рычаг управления 13 связан с управляющим устройством 5 посредством механизма 19, обеспечивающего его одинаковость переключений при перемещениях рычага 13 по параллельным гфелезям 16, 17 от перпендикулярной прорези 18, и с переключающим устройством 4 - посредством рычажно-тяговой системы 20, обеспечивающей его переключение при перемещении рычага 13 по перпендикулярной прорези 18. Механизм 19 в первом варианте (фиг. 1) выполнен в виде упоров 21 и 22 на рычаге 13, расположенных с двух сторон от шарнира 14, и лунок 23 и 24, связанных с поводком 25 золотника 26 распределителя управляющего устройства 5, при этом выборочное
взалмодействие упоров 21 или 22 с лунками 23 или 24 осуществлено при нахождении рычага 13 в параллельных прорезях 16, 17 кулисы 15.
Во втором варианте (фиг. 2) механизм 19
выполнен в виде двух зубчатых реек 27 и 28, расположенных с двух сторон от связанного с золотником 26 распределителя управляющего устройства 5 зубчатого колеса 29, и
0 двух лунок 30, 31 на рейках 27, 28. для выборочной связи с концом 32 рычага 13 управления при его нахождении в параллельных прорезях 16,17 кулисы 15. Возможно и другое выполнение механизма 19.
5 Предложенная планетарная коробка передач работает следующим образом.
При перемещении рычага 13 управления по перпендикулярной прорези 18 из среднего положения (показано на схеме) в
0 одном из крайних положений одновременно с включением посредством рычажно-тяговой системы 20 одной из позиций переключающего устройства 4, чем осуществляется выбор диапазонов с передаточ5 яым числом, большим единицы (низший диапазон, с выходным валом 2 связано водило 7) или меньшим единицы (высший диа- пазон. с выходным валом 2 связана коронная шестерня 8), за счет механизма 19
0 рычаг 13 связывается с золотником 26 распределителя управляющего устройства 5 с возможностью его одинакового переключения, т.е. входит одним из упоров 21 или 22 в одну из лунок 23 или 24 поводка 25 (фиг. 1),
5 лм концом 32 в одну из лунок 30 или 31 зубчатых реек 27 или 28 (фиг. 2)
Перемещением рычага 13 по параллельным прорезям 16 или 17 осуществляется одна и та же последовательность включения
0 управляющего устройстве 5, т.е. для примера данного планетарного механизма 3, при перемещении по прорези 16 первоначально тормозится солнечная шестерня 10(низший диапазон, пониженное передаточное отно5 шение), затем солнечная шестерня 11 (низший диапазон, среднее передаточное отношение) и окончательно солнечная шестерня 12 (низший диапазон, повышенное передаточное отношение), а при перемеще0 нии по прорези 17 первоначально тормозится солнечная шестерня 10 (высший диапазон, повышенное передаточное отношение), затем солнечная шестерня 11 (высший диапазон, среднее передаточное
5 отношение) и окончательно солнечная шестерня 12 (высший диапазон, пониженное передаточное отношение), чем достигается разложение обеспечиваемой коробкой передач передаточного отношения в линейный ряд
Этим достигается как управление предложенной планетарной коробкой передач посредством одного рычага 13 управления, так и вне зависимости от внимания оператора обеспечивается линейный скоростной ряд при однозначности положений рычага управления.
Формула изобретения 1. Планетарная коробка передач, содержащая установленный между входным и вы ходным валами планетарный механизм с переключающим устройством для выбора диапазонов с передаточным чис/юм, большим или меньшим единицы, и управляющим устройством для изменения передаточного числа в выбранном диапазоне, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения безопасности использования, она снабжена уе- тановленным на неподвижной опоре рычагом управления с возможностью перемещения в двух плоскостях и ограничительной кулисой с двумя параллельными и связывающей их одной перпендикулярной к ним прорезями, при этом рычаг управления связан с управляющим устройством посредством механизма, обеспечивающего одинаковость его переключений при перемещении рычага по параллельным проре-
зям от перпендикулярной прорези, и с переключающим устройством - посредством ры- чажно-тяговой системы, обеспечивающей его переключение при перемещении рычага по перпендикулярной прорези.
2.Коробка передач по п. 1,отличающая с я тем. что механизм, обеспечивающий одинаковость переключении управляющего устройства при перемещении рычага
10 по параллельным прорезям от перпендикулярной прорези, выполнен Е виде упоров на рычаге управления, расположенных с двух сторон от неподвижной опоры для выборочной связи с лунками золотника распре- 15 делителя управляющего устройства при нахождении рычага управления в параллельных прорезях кулисы.
3.Коробкз передач по п. 1,отличак щ а я с я тем, что механизм, обеспечиваю20 щий одинаковость переключений управляющего устройства при перемещении рычага по параллельным прорезям от перпендикулярной прорези, выполнен в виду двух зубчатых реек, расположенных с двух сторон от
25 связанного с золотником распределителя управляющего устройства зубчатого колеса, и двух лунок на рейках для выборочной связи с концом рычага управпеиия при его нахождении в параллельных прорезях кулисы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1782784A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1527025A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1786319A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1743928A1 |
Коробка передачи транспортного средства | 1990 |
|
SU1710373A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Планетарная коробка передач | 1988 |
|
SU1533886A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ (ВАРИАНТЫ) И БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2267042C2 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1504110A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности использования. Планетарная коробка передач снабжена установленным на неподвижной опоре 9 рычагом 13 управления, имеющим возможность движения в двух ллоскостях. и ограничительной кулисой 15 с двумя параллельными 16 и 17 и связывающей их одной перпендикулярной 18 к ним прорезями, пои этом рычаг 13. управления связан с управляющим устройством посредством механизма 19, обеспечивающего од чэковость его переключений при перемещении рычага 13 по параллельным прорезям 16 и 17 от перпендикулярной прорези 18. и с переключающим устройством 4 - посредством рычажно-тяговой системы 20, обеспечивающей его переключение при перемещении рычага 13 по перпендикулярной прорези 18. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
22
Фиг1
Электропневматическая тормозная система | 1988 |
|
SU1558746A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Паробензиновая турбина | 1921 |
|
SU988A1 |
Авторы
Даты
1991-04-15—Публикация
1989-03-27—Подача