Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам на основе меди, которые могут быть использованы для производства подшипников скольжения, работающих в тяжелонагруженных узлах трения шестеренчатых насосов и других машин.
Цель изобретения - снижение коэффициента трения и повышение механических свойств.
Предлагаемый материал на основе меди имеет следующий состав, мас.%:
Олово0,5-6
Свинец10-30
Графит0,5-1,0
Дисульфит молибдена0,5-2,0
Никель2,0-6,0
Кадмий0,5-3,0
МедьОстальное
Приготавливают порошковые антифрикционные материалы из шихт предлагаемых
составов (см. таблицу). Исходные порошки для каждой шихты (составов предлагаемых и известного) смешивают в смесителе в течение 3 ч. Полученные шихты прессуют в пресс-формах при удельном давлении 300- 400 МПа. Затем спекают при температуре 750 ±30°С в течение 1 ч в атмосфере диссоциированного аммиака, калибруют при удельном давлении 800-900 МПа.
Для сравнения изготавливают такие же образцы из известного материала.
Коэффициент трения и максимальную удельную нагрузку определяют по ГОСТ 26614-85 на машине трения типа М-22М на цилиндрических образцах 10 и 18 мм при скорости 4 м/с при переменно увеличивающемся давлении. Максимальную величину удельной нагрузки определяют давлением, предшествующим схватыванию.
Прочность на растяжение определяют на испытательный машине lnstron-1195 согласно ГОСТ 1497-84.
Ё
сь ел чэ ел
о
Ударную вязкость определяют на маятниковом копре на стандартных образцах без надреза согласно ГОСТ 9454-78.
Полученные результаты приведены в таблице.
Приведенные данные получения материалов и их испытаний показали, что если коэффициент трения известного материала составляет 0,036-0,048, то у предлагае- мого материала - 0,015-0,0085, соответственно прочность на растяжение 6,7-6,9 и 10-10,5 Кг/мм2, ударная вязкость 34-50 и 75-100 кгс/см , максимальная удельная нагрузка 190 и 390 кг/см2.
Таким образом, предлагаемый материал по сравнению с известным обладает более низким коэффициентом трения (ниже на 0,025), более высокими механическими свойствами, что позволяет повысить ресурс работы и несущую способность материала
при тяжелых режимах работы и увеличить максимальную удельную нагрузку на материал в 2,0 раза.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Спеченный антифрикционный материал на основе меди, содержащий олово, свинец, графит и никель, отличающийся тем, что, с целью снижения коэффициента трения и повышения механических свойств, он дополнительно содержит дисульфид молибдена и кадмий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олово0,5-6
Свинец10-30
Графит0,5-1,0
Дисульфид молибдена0,5-2,0
Никель2,0-6.0
Кадмий0,5-3,0
МедьОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Спеченный антифрикционный материал на основе железа | 1988 |
|
SU1585375A1 |
ПОРОШКОВЫЙ КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1999 |
|
RU2170281C2 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1990 |
|
RU2039110C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ | 2019 |
|
RU2718243C1 |
ШИХТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОРОШКОВОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1998 |
|
RU2151212C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1991 |
|
RU2024639C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2002 |
|
RU2223341C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2014 |
|
RU2583976C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2009 |
|
RU2395602C1 |
Изобретение относится к порошковой металлургии. Цель изобретения -снижение коэффициента трения и повышение механических свойств. Предлагаемый материал на основе меди имеет следующий состав, мас.%: олово 0,5-6; свинец 10-30; графит 0,5-1: дисульфид молибдена 0,5-2; никель 2-6; кадмий 0,5-3; медь остальное, 1 табл.
Федорченко И.Н | |||
и Пугина Л.И | |||
Спеченные композиционные антифрикционные материалы | |||
Киев: Наукова думка, 1985, с | |||
Приспособление для подачи воды в паровой котел | 1920 |
|
SU229A1 |
0 |
|
SU273435A1 | |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1991-06-30—Публикация
1989-07-10—Подача