Способ термического упрочнения железнодорожных колес Советский патент 1992 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1713952A1

Изобретение относится к металлургии и направлено на совершенствование методов термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес.,

Известны способы термического упрочнения железнодорожных колес, при которых колесо центрируют в горизонтальном или вертикальном положении относительно неподвижных спрейерных устройств и охлаждают элементы его обода при вращении.

К недостаткам таких способов относится повышенная неравномерность свойств металла обода по его периметру. Известные способы термического упрочнения железнодорожных колес, предусматривающие упрочнен14е обода колеса при его вращении как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, не обеспечивают повышенного срока службы колес.

Наиболее близким к предлагаемому является способ термического упрочнения железнодорожных колес на горизонтальных машмнах, при котором производят нагрев колеса до температуры аустени;зации, установку в машину в горизонтальном положении, его центрирование и вращение относительно неподвижных спрейерных устройств, установленных в двух диаметрально противоположных к ободу местах, и охлаждение элементов обода колеса. В npolnecce установки колеса в машине его центрирова,ние ведут по наружной поверхности ступицы, а охлаждение обода ведут одновременно с началой вращения колеса. Обработка колес по данному способу ведет к повышенной неравномерности свойств металла обода по периметру вследствие низкой точности центрирования колеса относительно спрейерных устройств. Объясняется это тем, что наружный диаметр ступицы колеса колеблется от 260 до 310 мм для различных типоразмеров колес (например, вагонных ф950 мм и тепловозных 1058 мм), а в пределах одного типоразмера, например для колес 950 мм, от 260 до 275 мм (черновая ступица), что и определяет точность положения обода относительно спрейеров после установки колеса в машину. Несоосность обода колеса и спрейеров достигает 20 мм, что приводит к

повышенному охлаждению тех участков обода, которые наиболее приближены к спрейерному устройству. С другой стороны, выход на постоянную скорость вращения колеса происходит только после 5-8 его оборотов и охлаждение обода одновременно с началом вращения колеса усугубляет неравномерность охлаждения обода по периметру, Неравномерность охлаждения по периметру обода приводит к неравномерности прочности и твердости металла обода, также к неравномерности остаточных напряжений и, как следствие, к отрицательному проявлению их влияния на образование флокенов в металле.

Неравномерность механических свойств металла обода колеса в эксплуатации приводит к неравномерности его износа и преждевременному выходу из эксплуатации. Часть обода с более низкими свойствами в эксплуатации изнашивается быстрее, колесо получается овальным. Так при неравномерности свойств 10 кгс/мм овальность после 100 тыс. км пробега достигает 1 мм.

Таким образом, недостатком известного способа термического упрочнения железнодорожныхколесявляется

неравномерность свойств металла обода по его периметру, которая ведет к снижению срока службы колеса .в эксплуатации.

Цель изобретения - обеспечение равномерной твердости по периметру обода колеса.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе термического упрочнения железнодорожных колес, включающем центрирование колеса в одной плоскости с неподвижными спрейерными устройствами вращение колеса и охлаждение элементов обода, колесо центрируют по отверстию в ступице, а охлаждение элементов обода осуществляют после достижения колесом постоянной скорости вращения.

Выбор нового элемента центрирования -отверстия в ступице, продиктован тем, что для различных колес оно отличается не более чем на 10 мм, а в одном профиле до 4 мм (190-4) мм. Фиксирование колеса после центрирования обеспечивает устойчивое положение его на планшайбе машины и исключает смещение с оси планшайбы в процессе закалки.

На чертеже показано колесо с центрированием по отверстию в ступице. ,

Для обеспечения равномерного упрочнения металла обода 1 по его периметру колесо в закалочной машине центрируют относительно спрейеров 2 по отверстию в ступице 3 на штыре 4 конической формы с

одновременным фиксированием его по оси машины, что достигается использованием диаметра штыря 4, равного максимально возможному отверстию в ступице. При центрировании колеса с относительно малым отверстием в ступице оно центрируется на конической части штыря 4 и вместе с ним, сжимая пружину 5. опускается до соприкосновения с опорой 6. Этим обеспечивается

0 точная центровка колеса на машине, погрешность не превышает 2 мм. Усилие пружины Б должно быть меньше массы закаливаемых колес, чтобы ступица своим торцом обязательно соприкоснулась с опо5 рой 6. Наличие контакта по торцу ступицы с опорой 6 и дополнительно со штырем 4 обеспечивает надежное его фиксирование в , процессе вращения колеса. Подачу жидкости в спрейерные устройства 2 осуществляют после достижения колесом постоянной скорости вращения.

Способ термического упрочнения же-, лезнодорожных колес осуществляют следующим образом.

5При производстве железнодорожных

колес 0 950 мм с содержанием углерода 0,65% массой 390 кг в процессе термической обработки нагретые до 850°С колеса подают манипуляторами на закалочную машину, где укладывают отверстием в ступице диаметром 269 мм на конический шток диаметром у основания 275 мм. После разжима лап манипулятора колесо вместе с коническим штоком, сжимая пружину усилием 285

5 кг. опускается до соприкосновения торца ступицы с опорой колеса. После центрирования и фиксирования по оси закалочной машины колесо вращают со скоростью до 10 оборотов в 1 с. По прошествии 8 оборотов

0 колеса с момента включения привода вращения, когда установится постоянная скорость вращения, включают охлаждающую воду и подают ее на поверхность катания обода. Давление охлаждающей воды в системе 3,5 атм, количество сопл в спрейерном устройстве 30 шт., диаметр отверстия в соплах 9 мм. Через 140 с (расход воды составил 2,9 м охлаждающую воду отключают, выключают привод, колесо манипулятором

0 передают на отпуск.

Результаты закалки колес по предлагаемому и известному способам приведены в таблице.

Как видно из таблицы, среднее отклонение (разность) замеренных твердостей по предлагаемому способу примерно в 2 раза меньше, чем по известному. Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает по сравнению с известным повышение равномерности свойств металла обода по периметру и, как следствие, увеличение срока службы колеса.

Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я Способ термического упрочнения железнодорожных колес, включающий центрирование колеса, нагретого до температур аустенитизации, в одной плоскости с неподвижными спрейерными устройствами, его вращение и охлаждение элементов обода колеса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения равномерной твердости по периметру обода, колесо центрируют по отверстию в ступице, а охлаждение элементов обода осуществляют после достижения колесом постоянной скорости вращения.

Похожие патенты SU1713952A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки колес 1990
  • Ващенко Александр Константинович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Рыков Валерий Александрович
  • Коваленко Виктор Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
SU1788046A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Устройство для охлаждения обода при термоупрочнении железнодорожных колёс 2015
  • Васенина Елена Маратовна
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Седышев Александр Игоревич
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
RU2612479C1
Автоматизированная линия для термического упрочнения изделий 1985
  • Башилов Геннадий Николаевич
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Черевик Юрий Иванович
  • Степанец Анатолий Владиславович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Карасев Михаил Андреевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Сомов Борис Степанович
  • Гусев Станислав Анатольевич
  • Мамин Александр Ильич
  • Новоселов Петр Николаевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Быков Петр Павлович
SU1294843A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ОБОДА ПРИ ТЕРМОУПРОЧНЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Кондрушин А.И.
  • Мирошниченко Н.Г.
  • Валетов М.С.
  • Королев С.А.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Солдатова Т.Е.
RU2082775C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КАТКОВ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2003
  • Ревин В.Н.
  • Ярыгин В.П.
RU2240359C1
Способ термической обработки железнодорожных колес 2016
  • Савушкин Роман Александрович
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Безобразов Юрий Алексеевич
  • Бройтман Олег Аркадьевич
  • Кабак Кирилл Михайлович
  • Перкунов Вячеслав Евгеньевич
RU2636777C1
Способ термического упрочнения цельнокатаных колес 1991
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Шегусов Алексей Мартынович
  • Тяжельников Владимир Викторович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Зильбер Григорий Исаакович
  • Стамбульчик Майя Абрамовна
  • Немчинов Владимир Андрианович
SU1838433A3
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 713 952 A1

Реферат патента 1992 года Способ термического упрочнения железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии и совершенствует способ термической обработки железнодорожных колес. Цель изобретения - обеспечение равномерной твердости по периметру обода. Спрсйб предусматривает установку колеса, йагре- того до температур аустенизации, в закалочную машину, центрирование колеса в одной плоскости с неподвижными спрейерными устройствами и подачу охлаждающей жидкости на элементы обода по достижении колесом постоянной скорости вращения. Использование способа позволяет увеличить срок службы колес. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения SU 1 713 952 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1713952A1

Сталь
Приспособление для контроля движения 1921
  • Павлинов В.Я.
SU1968A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
с
Литая рама для паровозов 1923
  • Абалдуев П.Я.
SU827A1

SU 1 713 952 A1

Авторы

Парышев Юрий Михайлович

Вихрова Алевтина Михайловна

Валетов Михаил Серафимович

Арш Соломон Максович

Блажнов Геннадий Александрович

Даты

1992-02-23Публикация

1989-04-26Подача