Изобретение относится к транспортному машиностроению, тракторостроению, в частности к пневматическим тормозным системам колесных транспортных средств.
Известна тормозная система колесного тракторного поезда, содержащая правую и левую педали, тормозной кран обратного действия, соединенный с одной из педалей и сообщенный с источником давления сжатого воздуха и воздухораспределителем привода тормозов прицепа.
Недостаток системы заключается в невозможности отключения тормозов прицепа при нажатии на одну педаль, что снижает маневренность поезда.
Известна также тормозная система колесного тракторного поезда, содержащая правую и левую педали для управления тормозами бортов ведущего моста, а также тормозной кран обратного .действия, соединенный с одной из педалей и сообщенный с источником давления сжатого воздуха и воздухораспределителем пневматического привода управления тормозами прицепного агрегата. При этом система снабжена управляемыми обратными клапанами, последовательно установленными в магистрали, сообщающей тормозной кран с воздухораспределителем. Обратные клапаны выполнены с полыми штоками, внутри которых свободно расположены тяги, кинематически связанные с педалями, а концы тяг выполнены с ограничителями обратного хода обратных клапанов при нажатии на педали.
Недостатком известного устройства является возможность его неработоспособность из-за частичного или полного отсутствия запасов сжатого воздуха в ресиверах тракторного поезда из-за больших расходов этого воздуха на дополнительные потребители, например, на централизованную накачку шин или на обеспечение функционирования кондиционера в кабине трактора путем подачи сжатого воздуха к форсункам-распылителям во время движения поезда. В результате при многократных торможениях тракторного поезда, особенно на спусках, восполнения запасов сжатого воздуха до рабочего давления в ресивере прицепа не будет происходить, поэтому возможен отказ тормозов прицепа, его набегание на трактор, складывание тракторного поезда и возникновение аварийной ситуации.
Цель изобретения - повышение надежности тормозной системы колесного тракторного поезда.
Поставленная цель достигается тем, что в тормозной системе колесного тракторного
поезда, содержащей правую и левую педали управления тормозами бортов ведущего моста, тормозной кран обратного действия, со- единенный с одной из педалей и
подключенный к источнику сжатого воздуха и воздухораспределитель пневматического тормозного привода прицепного агрегата и обратные клапаны, первый из которых установлен в магистрали, сообщающей тормоз0 ной кран с воздухораспределителем и выполнен с полым штоком, внутри которого свободно расположена тяга, кинематически связанная с педалью не связанной с тормозным краном, а конец тяги выполнен с огра5 ничителем обратного хода клапана пои нажатии на педаль, имеются существенные отличия, а именно, второй обратный клапан подключен к магистрали, сообщающей тормозной кран с воздухораспределителем, па0 раллельно первому обратному клапану и через этот клапан к указанной магистрали подключена магистраль отбора сжатого воздуха для дополнительных потребителей. Такая тормозная система позволяет за5 питывать одновременно основной потреби- тель - тормозной привод прицепа и дополнительный, например форсунки-распылители кондиционера, через открытый тормозной кран. При его закрытии, т.е. при
0 нажатии на обе тормозные педали автоматически отсоединяется дополнительный потребитель, что уменьшает расход сжатого воздуха в процессе торможения тракторного поезда и способствует быстрейшему вос5 полнению запасов сжатого воздуха в ресивере прицепа при оттормаживании. При этом сохраняется основная функция - автоматическое отключение привода тормозов прицепа при нажатии на одну тормоз0 ную педаль.
На фиг.1 показана схема тормозной системы колесного тракторного поезда (оттор- маживание); на фиг.2 - то же, торможение; на фиг.З - то же, подтормаживание левым
5 бортом; на фиг.4 - то же, подтормаживание правым бортом.
Тормозная система колесного тракторного поезда содержит правую 1 и левую 2 педали для управления тормозами бортов
0 ведущего моста трактора (не показаны), тормозной кран 3 обратного действия. Кран 3 соединен с одной из педалей, например, с правой педалью 1 через тягу 4 и подключен к источнику сжатого воздуха в виде после5 довательно соединенных компрессора 5 и ресивера 6. Имеется также воздухораспределитель 7 с ресивером 8 пневматического тормозного привода прицепного агрегата для подачи сжатого воздуха в его тормози ые камеры 9.
На тракторе установлены первый 10 и второй 11 обратные клапаны. Первый обратный клапан 10 установлен в магистрали 12, сообщающей тормозной кран 3 с воздухораспределителем 7. Клапан 10 выполнен с полым штоком 13, внутри которого свободно расположена тяга 14. Тяга 14 кинематически связана с левой педалью 2, которая не связана с тормозным краном 3. Конец тяги 14 выполнен с ограничителем 15 обратного хода клапана 10 в случае нажатия на педаль 2.
Второй обратный клапан 11 подключен к магистрали 12 параллельно первому обратному клапану 10. Через клапан 11 к магистрали 12 подключена магистраль 16 отбора сжатого воздуха для дополнительных потребителей 17 через разобщительный кран 18. Воздухораспределитель 7 сообщен с магистралью 12 через соединительные головки 19, а с ресивером 8 - через третий обратный клапан 20, установленный как и элементы 7-9 на прицепном агрегате.
Тормозная система колесного тракторного поезда работает следующим образом.
В отторможенном состоянии тракторного поезда сжатый воздух от компрессора 5 через ресивер 6 и открытый тормозной кран 3 поступает на входы обоих обратных клапанов 10 и 11. Так как педали 1 и 2 отпущены, ограничитель 15 тяги 14 не воздействует на шток 13 клапана 10. В этом случае оба клапана 10 и 11 под действием сжатого воздуха отжимаются и пропускают сжатый воздух через головки 19 в управляющую полость воздухораспределителя 7 и через клапан 20 в ресивер 8. При этом воздухораспределитель 7 находится в позиции, при которой сообщенные с атмосферой тормозные камеры 9 и ресивер 8 разобщены. Кроме того, если открыт кран 18, то сжатый воздух поступает по магистрали 16 к дополнительным потребителям 17.
При нажатии на обе педали 1 и 2 (фиг.2) в случае затормаживания трактора и прицепного агрегата усилие от педалей 1 и 2 передается на управление тормозами трактора и одновременно на тяги 4 и 14, При этом кран 3 переходит в позицию, при которой сообщенные с атмосферой входы клапанов 10 и 11 и ресивер 6 разобщаются. Одновременно ограничитель 15 тяги воздействует на шток 13, удерживая клапан 10 в открытом состоянии. И, наоборот, обратный клапан 11 под действием перепада давления и силы своей пружины закрывается. Поэтому снижение давления воздуха происходит и в управляющей полости воздухорас- пределителя 7, а дополнительные потребители 17 не оказывают влияния на
характер этого снижения, так как отсечены закрывшимся клапаном 11 от магистрали 12, сообщающей кран 3 с воздухораспределителем 7. Последний переходит во вторую
позицию. В этом случае тормозные камеры 9 разобщаются от атмосферы и сообщаются с ресивером 8.
Оттормаживание трактора и прицепного агрегата происходит при отпускании педалей 1 и 2. Ограничитель 15 тяги 14 освобождает шток 13 клапана 10. Тормозной кран 3 сообщает входы клапанов 10 и 11 с ресивером 6. Сжатый воздух, отжимая одновременно обратные клапаны 10 и 11, поступает в управляющую полость воздухораспределителя 7 и на дополнительные потребители 17. Воздухораспределитель 7 разобщает тормозные камеры 9 и ресивером 8, сообщая их с атмосферой.
В случае крутого поворота (разворота) трактора с прицепным агрегатом воздействуют на одну тормозную педаль. Если нажата левая педаль 2 (фиг.З), то притормаживается только борт трактора,
при этом тормозной кран 3 остается в исходной позиции и воздухораспределитель 7 не срабатывает. Прицепной агрегат не затормаживается. Маневренность трактора повышается.
Если воздействуют на правую педаль 1 (фиг.4), то усилие передается на тягу 4. При этом срабатывает кран 3, давление сжатого воздуха на входе клапанов 10 и 11 падает, так как кран 3 сообщает его с атмосферой.
В этом случае обратные клапаны 10 и 11 закрываются. Поэтому падения давления в управляющей полости воздухораспределителя 7 не происходит. Прицепной агрегат не затормаживается, что обеспечивает улучшение маневренности трактора при его повороте (развороте) направо.
Использование предложенного устройства позволит при сохранении хорошей ма- невренности поезда повысить также
надежность его тормозной системы, исключив влияние дополнительных потребителей на процесс торможения.
Формула изобретения Тормозная система колесного тракторного поезда, содержащая правую и левую педали управления тормозами бортов ведущего моста, тормозной кран обратного действия, соединенный с одной из педалей и подключенный к источнику сжатого воздуха, воздухораспределитель пневматического тормозного привода прицепного агрегата и обратные клапаны, первый из которых установлен в магистрали, сообщающей тормозной кран с воздухораспределителем, и
выполнен с полым штоком, внутри которого свободно расположена тяга, кинематически связанная с педалью, не связанной с тормозным краном, а конец тяги выполнен с ограничителем обратного хода клапана при нажатии на педаль, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности,
второй обратный клапан подключен к магистрали, сообщающей тормозной кран с воз- духораспределителем, параллельно первому обратному клапану и через этот клапан к указанной магистрали подключена магистраль отбора сжатого воздуха для др- полнительиых потребителей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная система колесного тракторного поезда | 1987 |
|
SU1500532A1 |
Тормозная система колесного трактора | 1989 |
|
SU1641680A1 |
Тормозная система колесного трактора | 1988 |
|
SU1525050A1 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2011580C1 |
Пневматический привод тормозной системы многозвенного транспортного средства | 1980 |
|
SU878630A1 |
Гидропневматическая система тракторного поезда | 1975 |
|
SU727493A1 |
Тормозная система автопоезда с групповым использованием тягачей | 1987 |
|
SU1421574A1 |
Пневматический тормозной привод тягача | 1985 |
|
SU1344651A1 |
Гидропневматическая тормозная система трактора | 1981 |
|
SU1000319A1 |
Пневматический привод тормозов автопоезда | 1982 |
|
SU1024326A1 |
Изобретение относится к тракторостроению и касается систем управления торможением тракторных поездов. Цель изобретения - повышение надежности, Для этого обратный клапан 10 подключен к магистрали 12, сообщающей тормозной кран 3 с воздухораспределителем 7 тормозного привода прицепа, параллельно обратному клапану 11. Через обратный клапан 11 к магистрали 12 подключены дополнительные потребители 17. При нажатии на обе педали 1 и 2 давление в магистрали 12 падает, что вызывает затормаживание прицепа через воздухораспределитель 7 с одновременным закрытием клапана 11 и отсоединением от системы потребителей 17. При этом клапан 10 остается открытым за счет воздействия на него ограничителя 15. В случае нажатия на одну педаль 2 торможения прицепа не происходит за счет того, что эта педаль не связана с тормозным краном 3. Нажатие на педаль 1 также не вызывает торможения прицепа, т.к. клапаны 11 и 10 закрываются под действием перепада давлений. 4 ил. с/
Тракторы Беларусь, МТЗ 80 и др | |||
- Минск: Ураджай, 1982 | |||
Тормозная система колесного тракторного поезда | 1987 |
|
SU1500532A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-04-26—Подача