Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для повышения эффективности и долговечности фрикционных пар, например в муфтах сцепления, тормозах, преимущественно, дисковых.
Известен дисковый тормоз, содержащий вращающийся на валу полый герметичный корпус тормозного диска с рабочими торцовыми поверхностями трения и генерации теплоты, контактирующие при торможении с тормозными колодками, обратные и предохранительные клапаны среды, расположенные в корпусе диска. Однако такой диск не обеспечивает достаточно высокую эффективность торможений и приемлемую долговечность пар трения тормоза,
Известен тормозной диск, в котором капиллярно-пористые наполнители смонтированы с зазором по отношению к каждой внутренней торцовой поверхности, равным амплитуде ультразвуковых колебаний, а мембраны установлены с возможностью дискретного контакта с внутренними торцовыми поверхностями диска при воздействии на нее ультразвуковых колебаний. Однако конструкция такого тормоза является сложной и требует дополнительных энергозатрат для ультразвукового устройства.
Цель изобретения - повышение надежности и увеличение долговечности пар трения дискового тормоза путем интенсификации их охлаждения продуктами распада углекислого аммония.
Поставленная цель достигается тем, что в корпусе диска элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенных в отверстиях регулирующих клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы; при этом предохранительные клапаны установлены в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний.
На чертеже в схематическом виде изображен дисковый тормоз, продольный разрез (стрелками условно показано движение газообразных продуктов распада порошкообразного углекислого аммония).
Дисковый тормоз содержит вращающийся на валу 1 полый герметичный корпус тормозного диска 2 с рабочими торцовыми поверхностями 3 трения и генерации теплоч Ј
VI
О
ел VI
го
ты, контактирующие при торможении с колодками 4, подпружиненные регулировочные и предохранительные клапаны 5 и 6, перфорированный патрон 7 с порошкообразным пищевым углекислым аммонием 8 Регулировочные клапаны 5 установлены в отверстия 9 перегородки 10 и сидят на пружинах 11, изготовленных из материала с эффектом памяти формы, например, сплава никеля с титаном (нитинол). Перегородка 10 и-рабочие поверхности 3 диска совместно с его цилиндрической поверхностью 12 образуют накопительную камеру 13. Предохранительные клапаны 6 установлены со стороны цилиндрической поверхности 12 диска перед перегородкой 10.
Дисковый тормоз работает следующим образом,
При торможении на рабочих поверхностях 3 трения диска 2 и колодок 4 генерируется теплота. Под воздействием которой порошкообразный углекислый аммоний 8, размещенный в перфорированном патроне
7диска 2, переходит в газообразное состояние и накапливается внутри корпуса диска 2, служащего не только термостатом, но и баллоном для хранения этой газообразной среды. От продуктов распада углекислого аммо ния нагревается диск, а пружина 11 (до температуры 60-80°С) переходит во вторую запоминающую форму, растягиваясь при этом. В результате регулировочный клапан 5 открывает отверстие 9 а газообразная среда попадает в накопительную камеру 13.
8последней происходит интенсивное омы- вание нерабочих поверхностей диска 2 газообразной средой продуктов распада углекислого аммония, При перегреве газообразного аммония наблюдается процесс его разложения на аммиак (который диссоциирует на азот и водород), углекислый газ и сухой пар. При этом интенсивность теплообмена нерабочей поверхности трения диска 2 увеличивается. При завершении процесса торможения каждая пружина 11 охлаждается и переходит в первую запоминающую форму под действием ее сил упругости, при этом каждый клапан 5 занимает исходное положение на перегородке. Для предотвращения аварийной ситуации на
корпусе тормозного диска 2, служащего одновременно и баллоном для хранения газо- образного углекислого аммония 1, установлены подпружиненные предохранительные клапаны 6, соединяющие полость
диска 2 с атмосферой. При этом газообразный углекислый аммоний является безвредным, что повышает технику безопасности при эксплуатации предлагаемого дискового тормоза. После завершения процесса торможения тормозные колодки 4 отходят от поверхности 3 трения диска 2 и возвращаются в исходное положение.
Формула изобретения
1.Дисковый тормоз, содержащий тор- мозные колодки, тормозной диск, полый
герметичный корпус которого установлен на валу с возможностью взаимодействия рабочими торцовыми поверхностями трения с тормозными колодками и выполнен в виде
термостата с расположенным внутри него перфорированным патроном с теплоносителем, а также расположенные между рабочими поверхностями и перфорированным патроном накопительные камеры с размещенными в них элементами для подачи теплоносителя к рабочим поверхностям, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности пар трения путем интенсификации их охлаждения, элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенных в отверстиях регулировочных клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы.
2.Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен предохранительными клапанами, установленными в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве
теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний
JUilH
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Барабанно-колодочный тормоз преимущественно для автомобилей | 1978 |
|
SU1010340A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1987 |
|
SU1518588A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1988 |
|
SU1516649A1 |
Дисковый тормоз | 1989 |
|
SU1633194A1 |
Тормозной диск с охлаждением | 1987 |
|
SU1511487A1 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1610121A1 |
Охлаждающее устройство, встроенное во вращающийся на валу тормозной диск | 1984 |
|
SU1318755A2 |
Тормозной диск с охлаждением | 1988 |
|
SU1590753A1 |
Гидравлическое устройство для регулировки зазора барабанно-колодочного тормоза | 1981 |
|
SU966359A1 |
Охлаждающее устройство,встроенное во вращающийся на валу тормозной диск | 1984 |
|
SU1234688A1 |
Использование: в дисковых тормозах автомобилей и других транспортных средствах. Сущность изобретения: корпус диска содержит элементы для подачи теплоносителя в зону трения, выполненные в виде перегородок с отверстиями. В отверстиях размещены регулировочные клапаны с пружинами из материала с эффектом памяти формы. В качестве теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Тормозной диск с охлаждением типа "Тепловая труба | 1981 |
|
SU985509A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1990-06-21—Подача