Способ изготовления крыльчаток Советский патент 1992 года по МПК B23C3/18 

Описание патента на изобретение SU1754347A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению крыльчаток, и может быть использовано при обработке дна межлопастных каналов на станках с программным управлением.

Крыльчатки представляют собой сложные по форме детали с большим числом криволинейных лопастей переменного сечения. Изготовление крыльчаток связано со сложными операциями механической обработки наружных и внутренних контуров лопас тей, а также межлопастных поверхностей.

Известен способ обработки крыльчаток, при котором криволинейные л опастии впадины между лопастями фрезеруют последовательно в трех черновых и трех чистовых операциях. Выпуклые и вогнутые поверхности лопастей фрезеруют продольным и поперечным ходом стола с одновременным вертикальным перемещением фрезы. Поверхность впадины между криволинейными смежными лопастями фрезеруют закругленным концом фрезы строчечным методом с перемещением фрезы от периферии крыльчатки к ее центру.

Недостатком известного решения является то, что поверхность впадины выполняют строчками, след от которых представляет или прямые линии в плане с равным шагом между ними (обычно при обработке по копиру) или два перекрывающих друг друга в центре участка криволинейных линий (обычно при обработке на станках с программным управлением). В последнем случае на каждом участке следы представляют собой линии криволинейного профиля, кривизна линии одного из участков равна кривизне профиля спинки лопасти в прикорневом сечении, а другого- кривизне профиля корыта смежной лопасти в прикорневом сечении Поскольку кривизна указанных прикорневых сечений разная, то участки перекрывают, выполняя обработку каждого с переходом за ось впадины. Из-за того, что полученная строчечная поверхность в обоих случаях не совпадает с направлением воздушного потока, приходится вводить дополнительные операции зачистки строчек и последующего полирования, которые обычно выполняются вручную. Таким образом известная технология приводит к повышению трудоемкости изготовления крыльчатки.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления крыльчатки.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления крыльчаток, включающему чистовое фрезерование спинки и корыта криволинейных лопастей и впадия между ними, причем последние фрезеруют строчечным методом, кривизну следа на поверхности впадины при каждом строчечном проходе монотонно изменяют от кривизны, эквидистантной кривизне профиля спинки лопасти в прикорневом сечении, до кривизны, эквидистантной кривизне профиля корыта смежной лопасти в прикорневом сечении, кроме того, фрезеровку впадины начинают непосредственно после фрезеровки одной из поверхностей смежных лопастей, образующих межлопастное пространство, а заканчивают непосредственно перед фрезеровкой противолежащей поверхности другой лопасти.

Суть предложенного решения в том, что при таком выполнении поверхности впадины не требуется производить зачистку строчек, так как образуемые ими выступы и канавки имеют то же направление, что и воздушный поток в межлопастном пространстве и поэтому не являются источником турбулентности движения или срывов воздушного потока. Поэтому непосредственно после фрезеровки можно производить полировку, чтобы увеличить чистоту обработанных поверхностей. Трудоемкость обработки снижается и за счет того, что в предложенном способе обработки поверхности впадины по вышеуказанным причинам может производиться с увеличенным расстоянием между строчками, отсутствует необходимость в двойной обработке центральной части впадины, как это делается у

прототипа, где обработка ведется с двух сторон межлопастного пространства, а также за счет того, что обработку всех поверхностей, образующих межлопастное

пространство, выполняют за один переход, а всю крыльчатку в непрерывном цикле.

На фиг.1 изображена крыльчатка; на фиг 2 - крыльчатка, вид сверху.

Крыльчатка 1 содержит корпус 2, на периферии которого расположены лопасти 3, спинка А и корыто 5 смежных лопастей б и 7 и расположенная между ними впадина 8 образуют межлопастное пространство. Спинка 4 имеет в прикорневом сечении 9 лопасти кривизну рс , а корыто 5 криоизнури .

Способ осуществляют следующим образом.

На крыльчатке с предварительно обработанными лопастями и впадинами производят чистовое фрезерование спинки 4 лопасти 6 и прикорневого сечения с кривизной /9k , затем строчными проходами фрезеруют поверхность впадины 8, изменяя при каждом проходе радиус кривизны

строчки 10 от р рс на первом проходе до рп р. на последнем проходе, после чего фрезеруют корыто лопасти 7. Затем цикл повторяется. После чистовой фрезерной обработки поверхностей лопастей и

впадин осуществляют полировку обработанных поверхностей экструзионным методом.

Формула изобретения

1. Способ изготовления крыльчаток,

включающий чистовое фрезерование спинки и корыта лопастей и впадин между ними, причем последние обрабатывают криволинейными строчками, отличающийся

тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления крыльчаток, в процессе обработки впадин кривизну строчек монотонно изменяют, при этом одна из крайних строчек эквидистантна профилю спинки лопасти

в прикорневом сечении, а другая эквидистантна профилю корыта в прикорневом сечении смежной с первой лопасти.

2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что фрезерование впадин производят

между фрезерованием спинки и корыта смежных лопастей, образующих межлопастное пространство.

4

7

Похожие патенты SU1754347A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОНОКОЛЕС ИЛИ КРЫЛЬЧАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ГТД) 2005
  • Захаров Олег Геннадьевич
  • Лунев Александр Николаевич
  • Жуков Валерий Кузьмич
  • Стариков Александр Владимирович
RU2300447C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОФРЕЗЕРОВАННОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Федоровцев Александр Юрьевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Уткина Екатерина Алексеевна
RU2625860C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ МОНОКОЛЕС 2003
  • Крылов В.Н.
  • Полетаев В.А.
  • Волков Д.И.
RU2247011C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ МОНОКОЛЕС 2010
  • Полетаев Валерий Алексеевич
  • Волков Дмитрий Иванович
  • Клементьев Алексей Вадимович
  • Плотникова Галина Анатольевна
RU2429949C1
Способ обработки криволинейных поверхностей 1982
  • Егоров Сергей Нестерович
  • Панов Федор Серафимович
  • Балдин Леонид Моисеевич
  • Травин Александр Игоревич
SU1060349A1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ МОНОКОЛЕСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Кобелев Сергей Викторович
  • Тукачев Дмитрий Валерьевич
RU2482940C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Зиновьев Дмитрий Викторович
  • Пичужкин Сергей Александрович
  • Коряжкин Андрей Александрович
RU2678222C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1973
  • Витель Е. Ф. Егоров
SU384634A1
Способ обработки лопаток блиска газотурбинного двигателя 2018
  • Федоровцев Александр Юрьевич
  • Старовойтов Семён Владимирович
  • Омельчак Александр Геннадьевич
RU2689476C1
СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНОПРОФИЛЬНЫХ МЕЖЛОПАТОЧНЫХ КАНАЛОВ МОНОКОЛЕСА ГТД И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Жуков В.К.
  • Захаров О.Г.
  • Лунев А.Н.
  • Моисеева Л.Т.
RU2264891C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 754 347 A1

Реферат патента 1992 года Способ изготовления крыльчаток

Использование: машиностроение, изготовление крыльчаток. Сущность изобретения- лопасти крыльчатки предварительно обрабатывают, затем осуществляют чистовое фрезерование спинки лопасти и прикорневого сечения. После этого строчками фрезеруют впадину межлопастного пространства, изменяя кривизну каждой последующей строчки. Первая строчка эквидистантна профилю спинки лопасти в прикорневом сечении, а последняя эквидистантна профилю корыта смежной с первой лопасти в прикорневом сечении. Затем обрабатывают корыто указанной смежной лопасти. 1 з п. ф-лы, 2 ил

Формула изобретения SU 1 754 347 A1

Фив.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754347A1

Евстигнеев М.И
и др
Изготовление основных деталей авиадвигателей, М.: Машиностроение, 1972, с, 141-146.

SU 1 754 347 A1

Авторы

Гринберг Петр Борисович

Шмаков Василий Андреевич

Контарез Геннадий Игнатьевич

Федотов Геннадий Мефодьевич

Даты

1992-08-15Публикация

1990-11-26Подача