Изобретение относится к веломобиле- строению и может быть использовано при конструировании механизма поворота, преимущественно веломобилей, выполненных в виде двух тележек.
Известен механизм .поворота рамы трехколесного велосипеда, содержащий поворотную ось, расположенную в продоль- но-й горизонтальной плоскости и соединенную передним концом подвижно через передний соединительный элемент с рамой, а задним концом жестко связанную с задним соединительным элементом, выполненным в виде П-образной рамки, стопорное устройство, установленное в направляющих и соединенное тросом с рулевой колонкой велосипеда.
Недостатками известного механизма являются большие габариты и повышенная металлоемкость. Кроме того, связь механизма поворота с рулевой колонкой осуществляется посредством стопорного устройства, состоящего из подпружиненного относительно рамы стержня, установленного в на- правляющих, закрепленных на соединительных элементах и троса, что значительно усложняет конструкцию и снижает надежность известного механизма. Все это ухудшает эксплуатационные возможности известного механизма.
.По технической сущности и достигаемому результату наиболее близким аналогичным решением является устройство для соединения одноколейного транспортного средства с прицепом (2), содержащее соединительное звено, выполненное полым и свя- занное одним концом с рамой транспортного средства вертикального шарнирного соединения, а другим концом с горизонтальным шарнирным узлом, выполненным в виде полого наконечника цилиндрической формы, который подвижно установлен на дышло, жестко соединенное с прицепом, причем соединительное звено
расположено над ведущим колесом и за его вертикальной осью, а транспортное средство имеет возможность поворота относительно прицепа в горизонтальной и
продольной плоскости.
Недостатками известного устройства являются повышенные габариты и металлоемкость из-за наличия соединительного зве- на больших размеров. К тому же
расположение и конфигурация соединительного звена, значительное удаление друг от друга вертикального и горизонтального шарниров уменьшает нагрузочную способность соединительного звена, в резупьтате
чего при больших нагрузках возможны его поломки, что снижает надежность работы известного устройства. Кроме того, сцепка и расцепка одноколейного транспортного средства с прицепом сопряжена с определенной затратой времени на свинчивание и завинчивание гаек. Все эти недостатки ухудшают эксплуатационные возможности известного устройства.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что в механизме поворота транспортного средства с прицепом, преимущественно веломобиля, выполненного в виде двух тележек,
содержащем прикрепленное к передней тележке соединительное звено, выполненное полым, шарнирный узел, выполненный в виде полого наконечника, в котором установлено дышло, жестко прикрепленное к
задней тележке, причем тележки связаны между собой с возможностью поворота относительно друг друга, соединительное звено прикреплено к тележке жестко. В полости соединительного звена установлен
рулевой вал с возможностью поворота. К рулевому валу жестко прикреплен наконечник шарнирного узла. В наконечнике с возможностью поворота установлена втулка, в которой закреплено дышло. Один конец
дышла выполнен в виде цанги в которой установлен распорный конус с отверстием, внутри дышла выполнена полость, в которой установлен болт, одним концом закрепленный в отверстии распорного конуса. К рулевому валу посредством шарнирного узла прикреплен поперечный рычаг.
По сравнению с наиболее близким аналогичным решением заявляемое техническое решение имеет следующие отличительные признаки:
-соединительное звено прикреплено к тележке жестко,
-полости соединительного звена установлен рулевой вал с возможностью поворота,
-к рулевому валу жестко прикреплен наконечник шарнирного узла,
-в конечнике с возможностью поворота установлена втулка, в которой закреплено дышло,
-один конец дышла выполнен в виде цанги, в которой установлен болт, одним концом закрепленный в отверстии распорного конуса,
-к рулевому валу посредством шарнирного узла прикреплен поперечный рычаг,
-рулевой вал выполнен полым. Следовательно заявляемое техническое
решение соответствует критерию изобретения новизна.
Благодаря тому, что соединительное звено прикреплено к тележке жестко в полости соединительного звена установлен рулевой вал с возможностью поворота, к рулевому валу жестко прикреплен наконечник шарнирного узла повышается жесткость соединения тележек между собой, что увеличивает нагрузочную способность соединительного узла, исключает его поломки при больших нагрузках, в результате чего повышается надежность. К тому же уменьшаются габариты, механизм поворота выглядит компактным.
Кроме того, благодаря тому, что рулевой вал установлен в соединительном звене с возможностью поворота, обеспечивается удобство управления передней и задней тележки при поворотах. Все это значительно улучшает эксплуатационные возможности механизма поворота.
Благодаря тому, что в наконечнике с возможностью поворота установлена втулка, в которой закреплено дышло, отпадает необходимость в повышенных требованиях к материалу из которого изготавливается дышло.
Благодаря тому, что один конец дышла выполнен в виде цанги, в которой установлен распорный конус с отверстием, внутри
дышла выполнена полость, в которой установлен болт, одним концом закрепленный в отверстии распорного конуса, обеспечивается быстродействие сцепки и расцепки тележек без снятия крепежа, что также улучшает эксплуатационные возможности. Благодаря тому, что к рулевому валу посредством шарнирного узла прикреплен поперечный рычаг, обеспечивается связь
0 механизма поворота непосредственно с рулевым управлением, что улучшает эксплуатационные возможности,
Выполнение рулевого вала полым дает возможность при необходимости устано5 вить руль непосредственно в рулевой вал. что также улучшает эксплуатационные возможности механизма поворота.
Таким образом, каждый из отличительных существенных признаков придает заяв0 ляемому техническому решению положительные свойства, выраженные в улучшении эксплуатационных возможностей. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию
5 изобретения положительный эффект.
По каждому отличительному существенному признаку был проведен поиск известных технических решений в области машиностроения.
0В технике широко известны валы рулевые, выполненные полыми. Следовательно этот признак не соответствует критерию изобретения существенные отличия. По остальным признакам известных техниче5 ских решений не обнаружено. Следовательно заявляемое техническое решение соответствует критерию изобретения существенные отличия.
На фиг.1 показан механизм поворота,
0 продольный разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1.
Предлагаемый механизм поворота транспортного средства с прицепом, преимущественно веломобиля, выполненного в
5 виде двух тележек передней 1 и задней 2, содержит соединительное звено 3, вы пол - ненное полым и жестко прикрепленное к передней тележке 1. В полости соединительного звена 3 установлен рулевой вал 4
0 с возможностью поворота посредством подшипников 5 вокруг своей оси в любую сторону в зависимости от поворота. Рулевой вал 4 зафиксирован от осевого перемещения вверх или вниз гайкой 6 и контргайкой
5 7. Рулевой вал 4 выполнен полым для того, чтобы при необходимости возможно было вставить в него руль. К рулевому валу 4 прикреплен шарнирный узел 8, выполненный в виде полого наконечника 9, в котором на подшипниках 10 установлена втулка 11 с
возможностью поворота вокруг своей оси. Втулка 11 зафиксирована от осевого перемещения гайкой 12 и контргайкой 13. Во втулке 11 закреплено дышло 14, жестко прикрепленное к задней тележке 2. Причем один конец дышла выполнен в виде цанги 15, в которой установлен распорный конус 16 с отверстием. Внутри дышла 14 выполнена полость 17, в которой установлен болт 18, одним концом 19 закрепленный в отверстии распорного конуса 16. Кроме того, к рулевому валу 4 посредством шарнирного узла 8 прикреплен поперечный рычаг 20, обеспечивающий связь механизма поворота непосредственно с рулевым управлением. При помощи подвижного рулевого вала 4 тележки 1 и 2 могут перемещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости, а при помощи подвижной втулки 11 обеспечивается перемещение тележек 1 и 2 в вертикальной плоскости, что необходимо при перемещении веломобиля по неровным дорогам.
Описанный механизм поворота транспортного средства с прицепом, преимуще- ственно веломобиля, выполненного в виде двух тележек, работает следующим образом.
При повороте рулевого вала 4, осуществляемом при помощи поперечного рычага 20, происходит поворот передней тележки
1. При этом рулевой вал 4 поворачивает шарнирный узел 8, который в свою очередь через дышло 14 воздействует на заднюю тележку 2, поворачивая ее. Для разъединения тележек 1 и 2 ослабляют затяжку болта 18, ударяют его по головке. При этом распорный конус 16 выходит из зацепления с цанговым концом 15 дышла 14, которое свободно выходит из втулки 11 шарнирного узла. Для соединения тележек 1 и 2 все операции осуществляют в обратной последовательности.
Формула изобретения Механизм поворота шарнирно сочлененного мускульного транспортного средства, преимущественно веломобиля, содержащий полую рулевую колонку с рулевым валом, установленным на подшипниках, и продольное соеднительное звено, жестко прикрепленное к рулевой колонке и связанное с дышлом задней полурамы с возможностью его вращения и зафиксированным от осевых перемещений, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств, рулевая колонка наклонена под тупым углом к продольному соединительному звену задней полурамы, а соединительное звено снабжено полой осью с фиксирующим распорным концом, болт которого установлен в свободном конце дышла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Веломобиль | 1989 |
|
SU1702869A3 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1382733A1 |
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1318430A1 |
Веломобиль складной | 1982 |
|
SU1030236A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ МНОГООСНОГО | 1973 |
|
SU388938A1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299826C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДЫШЛА ПРИЦЕПА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПОЕЗДОВ И АВТОПОЕЗД | 1996 |
|
RU2161096C2 |
Рулевое управление прицепного звена транспортного средства | 1987 |
|
SU1425124A1 |
Стабилизатор устойчивости прямолинейного движения двухосного прицепа | 2021 |
|
RU2772941C1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПА | 1967 |
|
SU198147A1 |
Использование: в веломобилестроении при конструировании механизма поворота, преимущественно веломобилей, выполненных в виде двух тележек. Сущность изобретения: механизм поворота содержит соединительное звено 3, выполненное полым и жестко прикрепленное к передней тележке 1. В полости соединительного звена 3 установлен рулевой вал 4с возможностью поворота посредством подшипников 5. Рулевой вал 4 зафиксирован от осевого перемещения гайкой 6 и контргайкой 7. К рулевому валу 4 прикреплен шарнирный узел 8, выполненный в виде полого наконечника 9, в котором на подшипниках 10 установлена втулка 10с возможностью поворота. Втулка зафиксирована от осевого перемещения гайкой 12 и контргайкой 13. Во втулке 11
Редактор Е.Месронова
Фиг 2
Составитель Е.Пономарева
Техред М.МоргенталКорректор Л.Ливринц
Механизм поворота рамы трехколесного велосипеда | 1975 |
|
SU577147A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Устройство для соединения одноколейногоТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА C пРицЕпОМ | 1978 |
|
SU839830A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Авторы
Даты
1992-11-23—Публикация
1989-10-03—Подача