Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к опорным подшипникам турбомашин, а именно центробежных и осевых компрессоров и паровых и газовых турбин.
Цель изобретения -увеличение ресурса и повышение надежности в работе подшипника путем периодического изменения положения сегментов относительно корпуса в период эксплуатации.
На фиг. 1 представлен поперечный разрез опорного сегментного подшипника в исходном положении сегментов; на фиг. 2 - после поворота сепаратора с сегментами на величину одного шага между сегментами; на фиг. 3 - 5 - после поворота сепаратора с сегментами соответственно на 2,3,4 шага.
Опорный подшипник с размещенными в сепараторе 1 сегментами 2-6 охватывает вал 7 с радиальным зазором д (фиг.1), Вал с сепаратором 1 и с сегментами.2 - 6 установлен в корпусе подшипника 8. Штифт 9 жестко соединен с корпусом 8 и взаимодействует в исходном положении с ответным относительно штифта 9 отверстием 10, выполненным по наружному диаметру D сепаратора 1. По наружному диаметру D сепаратора выполнены дополнительные отверстия 11 - 14, ответные относительно штифта 9 и расположенные с угловым шагом Э . Корпус подшипника 8 установлен в корпусе 15, например, центробежного компрессора на центрирующих прокладках 16. Отверстия 17 в сепараторе 1 предназначены для слива масла, отработанного в масляном клине каждого из сегментов 2 - 6. Подвод свежего-масла производится в камеры 18 сепаратора 1. Каналы для подвода масла условно не показаны, Опорный сегментный подшипник имеет диаметральную плоскость разъема 19, совпадающую в исходном положении с диаметральной плоскостью разъема 20 сепаратора 1,
Способ регулирования подшипника включает установку на валу 7турбомашины сепаратора 1 с размещенными в нем сегментами 2-6 и последовательное изменение с заданной периодичностью в процессе эксплуатации положения сепаратора t с сегментами 2-6 путем поворота его в окружном направлении на угол 0 по шагу между поверхностями 10-14 относительно штифта 9. Угол 0 по существу равен шагу между сегментами 2-6.
00
о
сд
XI
ы
оа
Регулирование опорного сегментного подшипника осуществляют следующим образом.
В период первого межремонтного пробега турбомашины (нижние, например 4 и 5 сегменты) работают при более высоких эксплуатационных температурах поверхностей трения, а сегменты 2,3 и б - при повышенных динамических нагрузках, обусловлен- ных автоколебаниями (флаттером) сегментов. После первого межремонтного пробега при проведении, например, планово-предупредительного ремднта сепаратор 1 с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла в между отверстиями, например 10 и 11, так, что штифт 9 начинает взаимодействовать с дополнительным ответным отверстием 11 (фиг. 2). В результате этого при работе подшипника начнут нагружаться сегменты 5 и 6, а динамически - сегменты 2-4. После второго межремонтного пробега сепаратор с сегментами 2-6 поворачивают на величину угла 0 между отверстиями 11 и 12, при этом штифт 9 начинает взаимодействовать с отверстием 12 (фиг. 3). В результате этого при работе подшипника начнут нагружаться сегменты 2 и 6, а динамически-- сегменты 3 - 5.
При последующих поворотах сепаратора 1 с сегментами 2-6 после третьего поворота статически нагружаются сегменты 2 и 3, динамически - сегменты 4-6 (фиг. 4), а после четвертого поворота статически нагружаются сегменты 4 и 3, а динамически - сегменты 5,6 и 2 (фиг. 5).
После того весь цикл повторяется.
0
5
0
5
5
В результате этого в процессе эксплуатации сегменты 2-6 подвергаются одинаковым видам статического и динамического нагруженйя поочередно с заданной периодичностью планово-предупредительных ремонтов или технологических регламентов. Вследствие этого, например,.при количестве сегментов в опорном подшипнике, равном пяти, каждый из сегментов 2-6 только одну пятую часть запланированного ресурса работы подшипника будет находиться в неблагоприятных условиях нагруженйя. Это, по существу, равноценно пятикратному увеличению срока службы подшипника. При этом надежность в работе подшипника сущест- венно увеличивается, сокращается количество требуемых запасных частей и удешевляются ремонтные работы. Формула изобретения Способ регулирования работы опорного сегментного подшипника, включающий установку на валу турбомашины сепаратора с сегментами и фиксацию последнего относительно корпуса подшипника, например, посредством штифта, отличающийся тем, что, с целью увеличения ресурса и повышения надежности в работе подшипника, положение сепаратора с сегментами последовательно изменяют относительно штифта в корпусе подшипника путем поворота сепаратора с сегментами в окружном направлении в зависимости от степени износа антифрикционного слоя сегментов, причем сепаратор фиксируют в дополнительных ответных относительно штифта отверстиях, выполненных по наружному диаметру сепаратора.
Редактор
Фиг.5 Составитель Г.Огнева
Техред М.Моргентал
Корректор Е.Папп
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел турбомашины | 1990 |
|
SU1719721A1 |
Статор турбомашины | 1987 |
|
SU1514977A1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ | 1991 |
|
RU2049271C1 |
Турбомашина | 1982 |
|
SU1151690A1 |
Способ регулирования осевого усилия турбомашины | 1976 |
|
SU641167A1 |
Упорный подшипник турбомашины | 1990 |
|
SU1732031A1 |
Упорный подшипник турбомашины | 1985 |
|
SU1383024A2 |
Опорно-уплотнительный узел турбокомпрессора | 1985 |
|
SU1326800A1 |
Опора скольжения турбомашины | 1985 |
|
SU1325217A1 |
Упорный подшипник турбомашины | 1987 |
|
SU1434158A1 |
Ультразвуковая установка для разблокировки оптических деталей | 1976 |
|
SU662161A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1991-01-14—Подача