Способ стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизации дизельных фракций Советский патент 1993 года по МПК C10G7/00 

Описание патента на изобретение SU1806167A3

Изобретение относится к способу стабилизации дизельных фракций и может быть использовано в процессах получения дизельных топлив.

Цель изобретения -улучшение качества бензиновой фракции (получение бензина с температурой конца кипения не выше 180°С)и повышение отбора стабильного дизельного топлива.

Поставленная цель достигается тем, что, нестабильный гидрогенизат из сепаратора высокого давления после отделения Н2 газа направляют через теплообменник продуктов реакции, где он нагревается до температуры 110-240°С, в горячий сепаратор низкого давления, где из гидрогенизата испаряется основная часть газов и легких бензиновых угле водороде в. Жидкие продукты с низа сепаратора низкого давления проходят через теплообменники, где нагреваются за счет горячего продукта низа стабилизатора и с температурой 220-260°С поступают в колонну стабилизации.

Существенным отличием способа является предварительная эвакорация при повышенной температуре углеводородных газов и легких углеводородов из нестабильного гидрогенизата перед стабилизацией последнего.

П р и м е р 1 (известный способ). Пря- могонную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 200-352°С, с содержанием серы 0,92 мае,% подвергают гидрообработке на .металлцеолитсодержащем катализа00

о о

А

ON VI

fe

торе при следующих условиях: температура входа газосырьевой смеси в реактор 380°С. давление на входе в реактор 4,2 МПа, объемная скорость подачи сырья, 3,0 ч., кратность циркуляции ВСГ 180 нм3/м3.

Образующуюся при данных условиях, газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках реакторного блока до 215°С и подают в горячий сепаратор высокого давления, где при 3,4 МПа подвергают однократному испарению,- Газовую фазу из горячего сепаратора подают в холодный сепаратор, где при 3,3 МПа и 30°С из газовой смеси выделяют водородсодержащий газ, который через колонну моноэтаноламино- вой очистки от сероводорода подают на прием циркуляционного компрессора. Жидкую фазу из горячего и холодного сепараторов, объединив в один поток, дополнительно подвергают в теплообменниках стабилизации дизельным топливом до 250°С и подают в стабилизационную колонну, работающую в следующих условиях: температура нестабильного гидрогезината на входе в колонну 250°С, температура верха 145°С, температура низа 290°С, давление в колонне 0,13 МПа.

В результате стабилизации получают стабильное дизельное топливо следующего качества: плотность 0,837 г/см3, содержание серы 0,16 мас.%, фракционный состав: Н.К.-215°С, 10% выкипает при 230°С, 50% - при 266°С, 90% - при 328°С, К.К. 348°С и бензин1 - отгон плотностью 0,785 г/см3, содержанием серы 0,11 мас.%, фракционным составом: Н.К. - 50°С, 10% выкипает при 84°С1 50% - при 128°С, 90% при 157°С, К.К. - 175°С.

Выходы продуктов каталитической де- парафинизации дизельного топлива составляют, мас.%.

углеводородный газ6,5

в т.ч. среднего давления2,9;

низкого давления3,6;

бензин - отгон7,5;

дизельное топливо86,0.

Пример 2 (предлагаемый способ). Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива проводят аналогично примеру 1.

На выходе из реактора 1 (см.фиг, 1) газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках 2 и 3, затем в аппарате воздушного охлаждения 4 до 40°С и подают в сепаратор высокого давления 5, где при 3,0 МПа и 40°С подвергают однократному испарению. С верха сепаратора 5 выводят водородсодержащий газ, который после очистки от сероводорода возвращают в систему. С низа сепаратора 5 гидрогенизат

пропускают через теплообменник 3, где подогревают газопродуктовой смесью до 110°С, и подают в сепаратор 6. В газосепараторе 6 при 0,4 МПа и 110°С происходит

выделение из гидрогенизата углеводородных газов и бензина в виде паров, которые после охлаждения в холодильнике 7 подают в колонну - разделитель 8, из которой выделившиеся углеводородные газы после моноэтаноламиновой очистки подают в топливную сеть установки, а накопившийся бензин по уровню через теплообменники 9 откачивают в сырье стабилизационной колонны 10.

5 Гидрогенизат с низа сепаратора 6 подогревают в теплообменниках 9 стабильным дизельным топливом до 240°С и подают в стабилизационную колонну 10, которая работает при условиях, указанных в при0 мере 1.

В результате стабилизации получают жидкие продукты следующего состава: дизельное топливо с плотностью 0,838 г/см3, содержанием серы 0,16 мас.%, фракцион5 ным составом: К.К. - 202°С, 10% выкипает при 228°С, 50% - при 264°С, 90% - при 328°С, К.К. 348°С и бензин - отгон с плотностью 0,782 г/см3, содержанием серы 0,10 мас.%, фракционным составом: Н.К. -50°С,

0 Ю% выкипает при 80°С, 50% - при 125°С, 90%-при 155°С, К.К.167°С.

Выходы продуктов каталитической де- . парафинизации дизельного топлива составляют в мас.%:

5 углеводородный газ6,5; в т.ч. среднего давления 3,2; низкого давления 3,3; бензин - отгон 6,8; дизельное топливо 86,7.

0 П р и м е р 3 (предлагаемый способ).

Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива и выделение во- дородсодержащего газа в сепараторе высокого давления проводят аналогично

5 примеру 2.

С низа сепаратора 5 (см.фиг. 2) гидрогенизат пропускают через теплообменник 3, где подогревают газопродуктовой смесью до 110°С, затем через теплообменники 9,

0 где дополнительно подогревают до 240°С и подают в сепаратор 6, в газосепараторе 6 при 0,4 МПа и 240°С происходит выделение из гидрогенизата углеводородных газов, бензиновых паров, а также до 2 мае. % голо5 вной фракции дизельного топлива, которые охлаждают в холодильнике 7 и подают в колонну - разделитель 8, из которой выделившиеся углеводородные газы после моно- этьноламиновой очистки подают в топливную сеть установки, а накопившийся

тяжелый бензин откачивают в сырье колонны 10.

Гидрогенизат из газосепаратора 6 подают в стабилизационную колонну 10, которая работает при условиях, указанных в примере 1.

В результате стабилизации получают жидкие продукты следующего качества: дизельное топливо с плотностью 0,836 г/см , содержанием серы 0,15 мэс.%, фракционным составом: Н.К,190°С, 10% выкипает при 225°С, 50% - при 260°С, 90% - при 326°С, К.К.348°С и бензин - отгон с плотно1

стью 0,778 г/см , содержанием серы 0,12 г/см , фракционным составом: Н.К.50°С, 10% выкипает при 80°С, 50% - при 123°С, 90% - при 151°С,- К.К. - 164°С.

Выходы продуктов каталитической де- парафинизации дизельного топлива составляют, мас.%:

углеводородный газ6,5;

в т.ч. среднего давления4,0;

низкого давления2,5;

бензин - отгон6,7;

дизельное топливо86,8.

Пример 4. Процесс каталитической депарафинизации дизельного топлива проводят аналогично примеру 1.

На выходе из ректора 1 (см.фиг. 2) газопродуктовую смесь охлаждают в теплообменниках 2 и 3, затем в аппарате воздушного охлаждения 4 до 50°С и подают в сепаратор 5, где при 3,3 МПа и 50°С подвергают однократному испарению. С верха сепаратора 5 выводят водородсодержащий газ, который после очистки от сероводорода возвращают в систему. С низа сепаратора 5 гидрогенизат пропускают-через теплообменники 3, где подогревают газопродуктовой смесью до 110°С, затем через теплообменники 9, где подогревают до 240°С и подают в гэзосепаратор 6. В газосепараторе б при 0,6 МПа и 240°С происходит выделение из гидрогенизата углеводородных газов, бензиновых паров, а также до 1,5 мас.% головной фракции дизельного топлива, которое охлаждают в холодильнике 7 и подают в колонну - разделитель 8, из которой выделившиеся углеводородные газы после моноэтанола- мйновой очистки направляют в топливную сеть установки, а накопившийся тяжелый бензин откачивают в сырье колонны 10.

Гидрогенизат из газосепарэтора 6 подают в стабилизационную колонну 10, которая работает при условиях: температура верха 150°С, температура.низа 210°С, давление в колонне 0,14 МПа. 5В результате стабилизации получают стабильное дизельное топливо следующего качества: плотность 0,837 г/см3, содержание серы 0,15 мас.%, фракционный состав: Н.К. - 195°С, 10% выкипает при 230°С, 0 60% - при 265dC, 90% - при 329°С. К.К.350°С и бензин - отгон плотностью 0,782 г/см3, содержанием серь- 0,11 мас.%, фракционным составом: Н.К. 59°С, 10% вы- 5 кипает при 86°С, 80% - при 127°С, 90% - при 154°С, К.К. -168°С.

Выходы продуктов каталитической депарафинизации дизельного топлива составляют, мас.%: 0 углеводородный газ6,5;

в т.ч. среднего давления3,8;

низкого давления2,7;

бензин - отгон6,7;

дизельное топливо86,8. 5 Таким образом, способ согласно изобретения позволяет повысить отбор стабильного дизельного топлива с 86,0 до 86,7-86,8%, снизить температуру конца кипения бензина - отгона с 175 0 до 164-168°С.

Формула изобретения Способ стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизации дизель5 ных фракций путем сепарации при высоком давлении и стабилизации в ректификационной колонне с получением бензиновой фракции и стабильного дизельного топлива, отличающийся тем, что, с целью

0 повышения выхода дизельного топлива и улучшения качества бензина, сепарацию при высоком давлении проводят при температуре 40-50°С с отделением водородсо- держащего газа и жидкой фазы, которую

5 нагревают до температуры 110-240°С и подвергают сепарации при давлении 0,3-0,5 МПа с отделением жидкого остатка и легких углеводородов с последующим Их охлаждением и разделением на углеводо0 родный газ и жидкий остаток, смешением последнего с жидким остатком со стадии сепарации, нагревом смеси и ее стабилизации.

Фиг. 2

Похожие патенты SU1806167A3

название год авторы номер документа
Способ подготовки сырья каталитического риформинга или изомеризации, содержащего кислород 1990
  • Воронин Александр Иванович
  • Салихов Александр Исмагилович
  • Батырбаев Назип Адибович
  • Нурмухаметов Габдулла Закирович
SU1797619A3
Способ активации цеолитсодержащего катализатора для гидроконверсии нефтяных дистиллятов 1989
  • Воронин Александр Иванович
  • Салихов Александр Исмагилович
  • Батырбаев Назин Адибович
  • Шестаков Виктор Васильевич
SU1692642A1
Способ получения ароматизированного нефтепродукта 1986
  • Куковицкий Михаил Михайлович
  • Махов Александр Феофанович
  • Рахимов Муртаза Губайдуллович
  • Сушко Лев Григорьевич
  • Хабибуллин Салават Галеевич
  • Либерман Виктор Аврамович
SU1366523A1
Способ подготовки сырья каталитического риформинга 1988
  • Батырбаев Назип Адибович
  • Шестаков Виктор Васильевич
  • Стадничук Дмитрий Михайлович
SU1641865A1
Способ подготовки сырья каталитического риформинга,содержащего кислород 1986
  • Батырбаев Назип Адибович
  • Паршин Игорь Всеволодович
SU1413118A1
Способ получения масла-теплоносителя 1988
  • Недогрей Павел Михайлович
  • Либерман Виктор Абрамович
SU1616967A1
Способ переработки бензиновых фракций с низким содержанием нефтеновых углеводородов 1990
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Воронин Александр Иванович
  • Батырбаев Назип Адибович
  • Шестаков Виктор Васильевич
  • Касьянов Александр Александрович
  • Стариков Николай Федорович
SU1772136A1
СПОСОБ ГИДРООБЕССЕРИВАНИЯ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 2001
  • Дюрик Н.М.
  • Котов С.А.
  • Заяшников Е.Н.
  • Зоткин В.А.
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Никитин А.А.
  • Есипко Е.А.
  • Кириллов Д.В.
RU2206601C2
Способ одновременного получения алифатического и ароматического углеводородных растворителей 1987
  • Сушко Лев Григорьевич
  • Батырбаев Назип Адибович
  • Паршин Игорь Всеволодович
  • Стариков Николай Федорович
  • Аржанникова Зиля Шамсутдиновна
SU1442536A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КЕРОСИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Быков Антон Владимирович
RU2535493C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 806 167 A3

Реферат патента 1993 года Способ стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизации дизельных фракций

Сущность изобретения: в способе стабилизации гидрогенизатов каталитической депарафинизаци дизельных фракций проводят сепарацию при высоком давлении и температуре 40-50°С с отделением На-со- держащего газа и жидкой фазы. Жидкую фазу нагревают до температуры 110-240°С и подвергают сепарации при давлении 0,3- 0,5 МПа с отделением жидкого остатка и легких углеводородов с последующим ихох- . лаждением и разделением на углеводородный газ и жидкий остаток. Последний смешивают с жидким остатком со стадии сепарации, смесь нагревают и стабилизируют в ректификационной колонне с получением бензиновой фракции и стабильного дизельного топлива. 2 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 806 167 A3

Редактор С. Кулакова

Составитель А.Воробьев. Техред М.Моргентал Корректор П. Гереши

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1806167A3

Аспель И.Б.« и Демкина Г.Г
Гидроочистка моторных топлив
Л.: Химия, 1977, с
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя 1920
  • Ворожцов Н.Н.
SU57A1
«:,, Луговский А.И.и др
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта 1922
  • Мадьярова А.
  • Туганов Т.
SU24A1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1

SU 1 806 167 A3

Авторы

Салихов Александр Исмагилович

Батырбаев Назип Адибович

Воробьев Анатолий Алексеевич

Даты

1993-03-30Публикация

1990-06-08Подача