Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в барабанных колодочных тормозах любых типов автомобилей.
Известен барабанный тормоз, содержащий нару тормозных колодок, силовой рычаг, шарнирно закрепленный на пальце одной из колодок, и распорку регулируемой длины с храповым колесом и храповиком, установленную между одной из колодок и рычагом. Однако при интенсивном действии, например при одновременном включении гидравлического и ручного приводов, регулировка тормоза нарушается, и храповый механизм проворачивает колесо и разводит распорку, хотя это и не обусловлено соответствующим износом фрикционных накладок.
Цель изобретения - повысить качество регулировки и исключить перезатяжку колодок.
Для этого храповик выполнен подпружиненным и обеспечивающим отжатие собачки зубьями храпового колеса при повышенном сопротивлении его вращению. При этом храповик представляет собой двуплечий рычаг с расположенными под углом плечами, одно из которых имеет отогнутую собачку, взаимодействующую с храповым колесом, а другое - отогнутый конец, упруго поджимаемый к упору силового рычага пружиной сжатия, упирающейся другим своим концом в шайбу болта, ввернутого в упор. Другие варианты выпол1 ения предус.матривают оттяжку противоположного собачке плгча храповика одним из концов пружины растяжения или пружины кручения, другой конец которой упирается в поверхности отверстия силового рычага.
На фиг. 1 изображен вид на тормоз по осп с торца; на фиг. 2 - вид на тормоз по осп с торца в другой модификации; фиг. 3 - вид на тормоз по оси с торца в третьей модификации.
Тормоз, показанный на фиг. 1, включает в себя пару изогнутых тормозных колодок / и 2, смещенных в направлении штампованного стального затыльника 3 пружинами 4 и бащмачного захвата.
Для привода бащмаков и, следовательно, колодок предусмотрены гидравлический цилиндр 5, в котором помещена пара противоположно действующих поршней (не показанных на чертеже), воздействующих через силовой
рычаг 6 на колодку, а также распорку 7 регулируемой длины, установленную параллельно оси гидравлического цилиндра. Рычаг щарнирно нрикреплен с одной стороны к тормозной колодке 2 (которая является тормозной для нормального переднего вращения барабана) на пальце 8 шарнира и соединен с другой стороны с тормозным тросом ручного тормоза. Распорка регулируемой длины связывает рычаг 6 с другой колодкой 1 и выполнена в виде резьбовых стержня и гильзы, причем один из этих элементов снабжен храповым колесом 9. При этом распорка обычно нагружена С-образной башмачной возвратной пружиной 10, связывающей колодки.
Храновые зубья колеса 9 распорки 7 выполнены так, что приводятся в движение собачкой 11 храповика 12 в тот момент, когда рычаг поворачивается, чтобы сдвинуть колодки в направлении барабана при условии, что величина перемещения стала чрезмерной в результате износа. При освобождении тормоза от ириложенной нагрузки собачка храновика точно совпадает с другим зубом колеса.
Храповый рычаг, или храповик 12, в одной из модификаций тормоза выполнен в виде двух плеч, расположенных практически под прямым углом друг к другу, и установлен шарнирно на пальце 8 рабочего рычага. При этом храповик и силовой рычаг имеют взаимодействующие фасонные уноры 13 и 14 соответственно, а конец другого плеча храповика - отогнутую к зубьям колеса собачку //. Указанные упоры взаимно поджаты пружиной сжатия 15, расположенной между упором 13 н щайбой 16, стянутых болтом 17, который проходит через упоры и оканчивается головкой, опирающейся на упор 14.
При включении силового привода рычаг 6, поворачиваясь по часовой стрелке, прижимает к барабану одну из колодок непосредственно, а другую - через распорку 7, причем собачка храповика свободно перемещается в пределах впалЧины между зубьями храпового колеса 9. Однако при повышенном износе колодок угол перемещения собачки возрастает настолько, что происходит поворот колеса на один зуб и соответственно увеличение рабочей длины распорки. Если усилия на колодки значительно возросли (например, при одновременном включении гидравлического и ручного приводов), а износ колодок незначителен, распорка окажет повыщенное сопротивление собачке, стремящейся ее дополнительно провернуть. И этого дополнительного проворота не произойдет в связи с упругой деформацией пружины 15. При выключении тормоза пружина /5 удлиняется, и система принимает свое первоначальное положение под действием пружины 10 возврата колодок.
В качестве варианта вместо отдельной пружины сжатия 15 плечо собачки может включать листовую пружину как дополнение или составную часть рычага.
Другой вид тормоза показан на фиг. 2. В этом случае противоположное собачке пле40 храповика 12 имеет упорный бурт, обычно соприкасаюншйся с буртом, образуемым кромкой силового рычага 6, и взаимодействует со спиральной пружиной растяжения, которая растягивается под нагрузкой в момент,
когда тормозное движение рычага 6 передается рычагу собачки.
Па фиг. 2 также изображен вариант средств для замедления свободного Bpanieпня храпового колеса Я вследствие, например,
вибрации, вызванной применением возвратной спиральной пружины тормоза 18, соприкасаюп 1,ейся с контуром храпового колеса.
Тормоз, показанный на фиг. 3, отличается от тормоза на фиг. 2 видом пружины 15, которая в этом случае представляет собой пружину кручения, имеющую средпюю спиральную часть, окружающую палец 8 шарнира и пару концов 19 и 20, вытянутых от спиральной части и сцепленных с рычагом 6 и храповиком 12 соответственно.
Предмет изобретения
1. Барабанный тормоз, содержа1ций пару тормозных колодок, гидроцилиндр, силовой
рычаг, щарнирно закренленный на пальце, жестко соединенном с одной из колодок, и распорку неременной длины, включаюп1ую в себя резьбовую пару, один из элементов которой снабжен храновиком с зубцами, и установлепную па нальце собачку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества регулировки и исключения перезатяжки колодок, собачка выполнена в виде двуплечего углового рычага, одно из плеч которого имеет отогнутый зуб, взаимодействующий с зубцами храповика, а конец другого плеча выполнен с упором, перпендикулярным плоскости качания собачки и подпружиненным к подобному ему упору, нредусмотренному в силовом рычаге.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что упор собачки подпружинен к упору рычага пружиной сжатия, надетой на болт, установленный в отверстии упора рычага, и взаимодействующей с щайбой, закрепленной па конце болта.
3.Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что двуплечий рычаг собачки связан с силовым рычагом нружиной растяжения.
4.Тормоз но п. 1, отличающийся тем, что конец противоположного храповику плеча собачки отжат от упора рычага одним из концов установленной на нальце пружины кручения, другой конец которой взаимодействует с силовым рычагом.
/J.
Фиг. /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) | 1981 |
|
SU1240369A3 |
Барабанный тормоз | 1987 |
|
SU1442736A1 |
Автоматическая каретка подвесной канатной установки | 1973 |
|
SU495223A1 |
Тормоз | 1973 |
|
SU527144A3 |
Пружинный железнодорожный тормоз, управляемый электричеством | 1934 |
|
SU42580A1 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1548552A1 |
Автоматический регулятор зазора в колодочном тормозе | 1978 |
|
SU727904A1 |
Колодочный тормоз бкг-2 | 1979 |
|
SU872860A1 |
Центробежная машина для формовки, преимущественно, бетонных изделий | 1937 |
|
SU58243A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЪЕМА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2570504C1 |
20
/J
9
Даты
1971-01-01—Публикация