Известны уже устройства для однопутной, однопроводной, блокировочной сигнализации, дающие возможность возвращения согласия и предварительного получения встречного согласия при помощи двухочкового аппарата. Предлагаемое изобретение состоит в конструктивном выполнении такого устройства. В устройстве в качестве индикатора применен обычный электромагнит постоянного тока с якорем, имеющим противовес, а для посылки в линию постоянного, переменного и прерывистого (пульсирующего) токов - один индуктор. Кроме того, в устройстве применены моторные блоки, подобные общеизвестным блокам моторного типа с постоянными магнитами.
На чертеже фиг. 1-3 изображают общий вид устройства в трех проекциях; фиг. 4 - схему соединений устройства.
В верхней части двухочкового аппарата, заключающего в себе все устройства, расположен звонок и упомянутый выше индикатор (гальваноскоп). Ниже, на лицевой стороне, имеются две клавиши I и II - первая, извещающая о прибытии и вторая - вызывная, но с дополнительными контактами. Над клавишей I прибытия расположена замычка постоянного тока с добавочным рычажком 1, прикрепленным при помощи винта 3 к рычагу 2, отводящему кулису. Рычажок 1, в свою очередь, скреплен с двуплечим рычагом 4, соединенным тягой 5 с полуспиленной осью 6, которая укреплена при помощи угольника 7 в станине блок-элемента отправления. В верхней крышке основания блока прикреплен вилкообразный угольник 10, служащий направляющим для планки 9, снабженной изогнутым вырезом 11, по которому ходит штифт стержня 12 клавиши I. Нижним концом планка 9 при помощи винта 14 прикреплена к направляющему угольнику. На планке 9 имеется угольник 15, в котором находится полуспиленная ось зубчатого сектора 16. При нажатии блок-клавиши II штифт стержня 12 перемещается в вырезе 11, вследствие чего планка 9 отводится влево и увлекает с собою полуспиленную ось с сектором 16, зубья которого отходят от задерживающих его ножей, и он под действием собственного веса падает вниз. В верхнее положение сектор подымается аналогично тому, как это имеет место в аппарате «Сименса». При нажатии блок-клавиши зуб 17 на замыкающем стержне упирается в нижнюю часть верхнего задерживающего рычажка, предназначенного запирать блок при получении встречного согласия в заблокированном состоянии. Для этой цели рычажок имеет на верхнем своем конце удлинение (при заблокировании) за полуспиленную ось 6. Запирание этого удлиненного конца осью 6 происходит при даче разрешения, когда нажимом на клавишу I путевого прибытия рычажок 2 в замычке приводится в нижнее положение и действует на соединенный тягой 5 с осью 6 двуплечий рычаг 4. При деблокировании блок-элемента сектор блока уходит вверх и освобождает своей осью рычажок, удлинение которого продолжает удерживать полуспиленная ось 6. При этом рычажный стержень 55 остается в нижнем положении; окончательно блокирование происходит лишь при приходе на станцию поезда, когда замычка срабатывает, рычаг 2 принимает верхнее положение и, действуя через двуплечий рычажок 4, поворачивает ось 6, освобождающую при этом удлиненный конец задерживающего рычажка. Одновременно ригельный стержень 55 принимает верхнее положение и освобождает сигнал. Второй задерживающий рычажок (внешний) предназначен для поворота переключателя 18, штифт которого входит в вырез фигурной пластинки 19. На нижнем конце ригельного стержня 55 на пластинке 20 укреплен поворотно фигурный стержень 22, отжимаемый при помощи спиральной пружины 23 в вертикальное положение. Под стержнем 22 находится собачка 24, сидящая на оси 25 и оттягиваемая спиральной пружиной 29; в рамке 32 расположен стержень 31, снабженный зубом (на чертеже не показанным), взаимодействующим с нижним концом собачки 24. Скрепленный с сигнальным рычагом шкив 33 имеет на своем ободе выступ 331 (фиг. 2). При отправлении поезда (при деблокированном блоке отправления) в момент открытия сигнала выступ 331 поднимает вверх стержень 31 и его зуб заскакивает за выступ 27 собачки 24. Вместе со стержнем 31 поднимается рамка 32 и переводит скрепленный с ней переключатель 30 в верхнее положение. Собачка 24 при повороте ее зубом стержня 31 заскакивает за выступ фигурного стержня 22 и после закрытия сигнала, когда выступ 331 уйдет из-под стержня 31 этот последний не может опуститься вниз и остается в верхнем положении. При заблокировании блока ригельный стержень опускается вниз, не, нарушая сцепления, а с ним и сапожок стержня 22 и собачки 24. В момент деблокирования блока ригельный стержень 55 переходит в верхнее положение, и стержень 22, скользя своим выступом, но по выступу собачки 24, отводит ее вправо и освобождает зуб 30 и стержень 31, благодаря этому рамкой 32 при помощи пружины 28 возвращается в нижнее положение вместе с переключателем 30. Для приема сигнала о прибытии поезда на соседнюю станцию служит сектор 21, управляемый втулкой 35 (фиг. 2), сидящей на оси якоря телефонного индуктора 34; втулка 35 имеет вырез, который при посылке с соседней станции постоянного тока и повороте якоря индуктора на 180° по часовой стрелке устанавливается так, что упорный зуб сектора 21 имеет возможность пройти через этот вырез. При этом сектор падает вниз и закрывает красную половину диска блок-элемента. При падении сектора штифт его 36 западает за угольник 37, наглухо укрепленный на ригельном стержне блок-элементе. При окончании посылки тока с соседней станции якорь индуктора возвращается в нормальное положение при помощи спиральной пружины 51 (фиг. 3), сидящей на другом конце оси якоря. При деблокировке путевого отправления, т.-е. блок-элемента, ригельный стержень 55, возвращаясь в верхнее положение, упрется угольником 37 в штифт 36 и поднимет сектор 21, так что его упорный зуб вновь заскочит за вырез втулки 35. В качестве блок-механизма путевого прибытия в устройстве применен индуктор 52 телефонного типа, построенный на том же принципе, как и упомянутый выше индуктор 35; индуктор 52 имеет два сектора 40 и 39, первый из которых белого цвета, а второй - двухцветный (зеленый и красный). Оба сектора имеют противовесы, устанавливающие их в верхнее положение. При даче разрешения на соседнюю станцию нажимается клавиша I путевого прибытия и винт 43, укрепленный на нажимном стержне 42, упираясь в край сектора 40 и в вырез 44 сектора 39, заставляет оба сектора опуститься в низшее положение. При движении сектора 39 в нижнее положение его зуб 45 свободно проходит по вырезу втулки индуктора 52, слегка поворачивая его якорь. Втулка 36, по выходе зуба 45 из прореза, сразу же застопоривает его вместе с сектором 39 при помощи спиральной пружины, сидящей на другом конце якоря. В очке аппарата при этом появляется зеленая часть сектора. При отправлении поезда с соседней станции в индуктор 52 посылается постоянный ток; аналогично тому, как это было описано выше, индуктор 52 поворачивает втулку 36, сектор 39 освобождается и, переходя в верхнее нормальное положение, замыкает контакт в цепи для получения встречного согласия; в очке прибытия устанавливается часть сектора красного цвета. Сектор 40, при падении вниз, своим выступом 47 заскакивает за задерживающий винт 48. Винт 48 может перемещаться в вертикальном направлении выступом 53 тяги 5 замычки постоянного тока. При срабатывании последней выступ 53 подходит под винт 48 и, поднимая его, освобождает сектор 40, который приходит в нормальное положение, и в очке появляется белый цвет. Для включения линии при получении возврата неиспользованного согласия, в устройстве применен управляемый с соседней станции индуктор 50, замыкающий при повороте контакты 54 и 55, включающие линейный ток на электромагниты педальной замычки. Таким образом, замычка приходит в нормальное положение не от рельсовой педали, как при нормальном движении, а при возвращении соседней станции неиспользованного согласия. По бокам блока ящика имеются кнопки с левой стороны - для получения разрешаемого пути, а с правой стороны - для получения возвращаемого неиспользованного согласия. На станине блока ящика находится линейка 56, снабженная спиральной пружиной 57 и предназначенная попеременно западать в прорезы стержня 55 и стержня 58, с целью устранения возможности при деблокированном блоке отправления нажать клавишу I, дать разрешение, не закрыв выходной семафор и не заблокировав свой блок отправления. Кроме того, стержень 58, при открытом семафоре, упираясь в клавишу I, под действием выступа шкива 33 при открытом входном препятствует недача разрешения. В устройстве, как уже указывалось в начале описания, применен индуктор, снабженный шестью щетками и вырабатывающий переменный ток для поляризованного якоря блок-механизма, постоянный пульсирующий ток для вызыва, и постоянный ток для приведения в движение индукторов телефонного типа.
Нормально на обеих станциях блок-механизмы А (фиг. 4) заблокированы, и оба очка (прибытия и отправления) белые.
В случае вызова и запроса на разрешение пути на одной из станций нажимают кнопку М и вращают индуктор Р. От щетки 1 индуктора Р пульсирующий ток замыкается на следующей цепи: щетка 1, контакты 6 и 7 кнопки М, зажим Л, линия, зажим Л соседней станции, звонок Ж, контакты 10 и 11 кнопки М, индикатор (гальваноскоп) Е, контакт 12, кнопка К, контакт 13, индукторы В и Г телефонного типа, контакты 14, 15, 16, контакты 17 и 18, замычки Б, контакт 19, кнопки И, контакт 20, земля, контакты 9 и 8 кнопки М на вызывающей станции, щетка 5 индуктора Р.
Если вызываемая станция может дать согласие, то там нажимают рукоятку замычки Б и вращают индуктор Р до появления в гальваноскопе Е белого знака. После появления белого знака отпускают рукоятку замычки Б и прекращают вращение индуктора Р. Вторично нажать рукоятку невозможно. При нажатии рукоятки замычки Б в очке прибытия появляется зеленый цвет, означающий, что путь разрешен соседней станцией. При даче согласия замыкается следующая цепь переменного тока: щетка 1 индуктора станции, дающей согласие, контакт 21, гальваноскоп Е, контакты 10, 11 кнопки М, звонок Ж, линия, звонок Ж. На станции, испрашивавшей согласие: контакты 10 и 11 кнопки М, гальваноскоп Е, контакты 12, 13, индукторы В и Г, контакты 14, 15, 16, контакты 17, 18 замычки В, кнопка И, контакт 23, блок А, контакт 20, земля (блок деблокируется), контакт 22 на станции, дающей согласие, щетка 4 индуктора Р этой станции. Следует отметить, что кнопка И на станции, испрашивающей согласие, нажимается сразу же после появления в гальваноскопе Е красного цвета.
Блок-механизм А деблокируется, и в очке отправления появляется зеленый цвет, означающий, что путь получен. Кнопку И не отпускают до появления в гальваноскопе белого знака. Получив путь на станции, испрашивавшей согласие, открывают семафор, и отправляют поезд, после чего закрывают семафор, нажимают рукоятку блока А и вращают индуктор Р. При нажатии рукоятки блока А сектор автоматически падает и заблокировывает себя. В очке отправления появляется красный цвет, что означает «поезд на перегоне».
При нажатии рукоятки блока А и вращении индуктора Р в линию посылается постоянный ток по следующей цепи: щетка 3, контакты 28 и 29, линия, звонок Ж на станции, дающей согласие, контакты 70, 11 кнопки М, гальваноскоп Е, контакты 12 и 13, индукторы В и Г, контакты 14, 15, 16, контакты 17, 18 замычки Б, контакты 19 и 20, земля, контакты 27 и 20 на станции, отправившей поезд, щетка 2.
Индукторный блок-механизм В на станции, давшей согласие, срабатывает, и в очке прибытия появляется красный цвет, означающий, что поезд на данную станцию вышел. По прибытии поезда на этой станции срабатывает рельсовая педаль, замычка Б приходит в нормальное положение, и в очке прибытия появляется белый цвет.
После прибытия и перехода в нормальное положение замычки Б нажимают кнопку П и вращают индуктор Р, посылая на станцию, отправившую поезд, постоянный ток по следующей цепи: щетка 3, индуктор Г, контакт 32, замычка Б, контакт 33, контакты 34, 35 кнопки П, линия, звонок Ж на станции, отправившей поезд, контакты 10 и 11 кнопки М, гальваноскоп Е, контакты 12 и 13, индукторы В и Г, контакт 16, контакты 17 и 18 замычки Б, кнопка И, контакты 19 и 20 кнопки И, земля, контакты 30 и 37 кнопки П станции, на которую прибыл поезд, щетка 2 индуктора Р. В результате на станции, отправившей поезд, срабатывает индуктор Г, и в очке отправления появляется белый цвет, означающий, что отправленный поезд на соседнюю станцию прибыл.
Действие устройства при возврате неиспользованного согласия происходит в следующем порядке. Получив согласие от вызываемой станции и не имея почему-либо возможности отправить поезд, на станции, требовавшей получения пути, не открывая семафора отправления, нажимают рукоятку блока А и вращают индуктор Р, посылая тем самым постоянный ток и заблокировывая себя (в очке отправления появляется красный цвет).
При возврате неиспользованного согласия постоянный ток замыкается по следующей цепи: щетка 2, контакты 28 и 29, линия, звонок Ж на соседней станции, контакты 10 и 11 кнопки М, гальваноскоп Е, контакт 12, кнопка К (нажата, см. ниже), контакт 39, индукторы Д, Г, контакты 14, 15, 16, замычка Б, контакты 17 и 18, кнопка И, контакт 19 и 20, земля, контакты 20, 27, 38 на станции, возвращающей согласие, щетка 3 индуктора Р.
Дав разрешение на возврат неиспользованного согласия, на соседней станции, при появлении в гальваноскопе Е красного цвета, нажимают кнопку К (см. выше), вследствие чего по упомянутой выше цепи приводится в действие индуктор Д и устанавливает в нормальное положение замычку Б; в очке прибытия зеленый цвет заменяется белым.
После получения возврата пути на первой станции, вращая индукторы (при нажатой кнопке М), приводят в действие индуктор, изменяющий в очке отправления красный цвет на белый; последнее означает, что возврат получен.
В случае подачи встречного согласия и отправления поезда, на отправляющей станции, заблокировав себя и оповестив о выходе поезда на другую станцию, нажимают рукоятку замычки Б, вращают индуктор Р и посылают переменный ток; вращение производят впредь до появления белого цвета в гальваноскопе Е, извещающего, что встречное разрешение соседняя станция получила.
На соседней станции при получении извещения о выходе поезда прибор В срабатывает и в очке прибытия появляется красный цвет; одновременное включение кнопки Л дает возможность получить встречное разрешение. Договорившись о получении встречного согласия и заметив красный цвет в гальваноскопе Е, нажимают кнопку И; при этом сектор блок-механизма А отблокировывается, и в гальваноскопе появляется белый цвет. В очке отправления цвет остается белым благодаря механической связи замычки Б с блоком А. При отблокировании сектора блока А ригельный стержень остается на месте и открыть рычаг отправления невозможно до прихода на станцию поезда. По прибытии поезда и замыкании рельсовой педали замычка Б приходит в нормальное положение и освобождает рычаг отправления. Блок А дает возможность отправить поезд. В очке отправления появляется зеленый цвет, в очке прибытия - белый цвет.
Возврат пути дается лишь в том случае, если рычаг семафора отправления не был открыт; в противном случае, линия, идущая от индуктора в комплекте контактов 27, 28-38, изменяет полярность - минус от щетки 3, шедшей в линию, присоединяется к земле, а от щетки 2, соединенной ранее с землей, идет в линию. Вследствие изменения полярности срабатывает лишь индуктор Д. Переменный и постоянный пульсирующий ток на индукторы В, Г, Д не действует, точно так же, как пульсирующий и постоянный ток не действует на поляризованный якорь блока путевого отправления. Встречное согласие возможно получить только при условии, если извещение о выходе поезда было дано и в очке прибытия появился красный цвет. Индуктор Г включается в линию в период следования поезда; по приходе и извещении о приходе поезда этот индуктор срабатывает, так как его цепь замыкается контактами 14, 15.
1. Устройство для однопутной, однопроводной, блокировочной сигнализации с возможностью возвращения согласия и предварительного получения встречного согласия при помощи двухочкового аппарата, отличающееся тем, что для замыкания ригельного стержня рычага выходного семафора применен падающий сектор моторного блок-механизма постоянного тока и блок-механизм переменного тока с автоматическим заблокированием, имеющим два верхних задерживающих рычажка, из которых один имеет удлинение, входящее в полуспиленную ось 6, поворачиваемую при помощи рычажков 5-4-1 при замыкании и отмыкании педальной замычки.
2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве моторного блок-механизма постоянного тока применен индуктор телефонного типа с насаженной на конец якоря втулкой 35 с вырезом, пропускающим при повороте якоря упирающийся в него зуб сектора.
3. В устройстве по п. 1 применение, для получения возвращения согласия, специального моторного блок-механизма 50, переключающего при повороте якоря линейный ток на электромагниты педальной замычки.
4. В устройстве по п. 1 применение, для предотвращения возможности возвращения согласия в случае имевшего место открытия выходного семафора, переключателя, управляемого планкой 32, связанной со стержнем 31, приподнимаемым при открытии семафора выступом 331 на шкиве 33 и запираемым в верхнем положении путем западания его зуба за крючкообразный конец 27 собачки 24 до последующего заблокирована и деблокирования блок-механизма.
Авторы
Даты
1933-10-31—Публикация
1930-12-06—Подача