1
Изобретение относится к гидромашиностроению -и может использоваться в радиально-осевых гидротурбинах.
Известны рабочие колеса радиально-осевых гидротурбин, содержащие верхний и нижний обеды и размещенные между иими лопасти, боковые поверхности которых сопрягаются с поверхностями ободов посредством галтельных переходов. Галтельные переходы облицованы слоем высокопрочного материала.
Известны также рабочие колеса радиальноосевых гидромашин, содержащее лопасти, закрепленные в ободах, 1Причем верхний о-бод выполнен в виде фланца с приваренными к нему верхней и нижней оболочками. При этом задается определенное соотношение толшины обода и ширины его поперечного сечения.
Однако в указанных к,онструкциях в месте сопряжения лопастей с верхним ободом -в зоне выходных кромок возникают трещины, в связи с концентрацией напряжений в этой зоне при изгибе лопасти.
Цель изобретения - повышение прочности и Надежности -колеса путем уменьщения напряжений в зоне сопряжения выходных кроMOIK лопастей с верхним ободом.
Это достигается тем, что в предлагаемом рабочем колесе выходные кромки лопастей в
зоне, прилегающей к верхнему ободу, выполнены в соответствии с соотношениями
а (0,20-0,30) /о;
Ь (0,13-0,18)4;
R (0,30-0,55) /о; .
г (0,08-0,10)/о,
где /о - длина хорды профиля лопасти в плоскости, перпендикулярной к оси ра бочего колеса на расстоянии а от линии сопряжения выходной кромки с верхним ободом;
а - длина зоны закругления выходной кромки;
b-ширина зоны закругления выходной кромки;
R, г -соответственно большой и малый радиусы закругления выходной кромки.
На фиг. 1 изображено предлагаемое рабочее Колесо радиально-осевой гидромашины, разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3-узел I на фиг. 1.
Рабочее колесо содержит верхний 1 и нижний 2 несущие ободья и жестко связанные с ними лопасти 3 с входной 4 и выходной . 5 кромками. Дромки 5 в зоне 6, прилегающей к верхнему ободу 1, выполнены в соответствии с приведенными выше соотношениями.
При воздействии на рабочее колесо гидравлических и центробежных нагрузок происходит деформация лопастей и возникает изгибающий момент, вызывающий большие иза
Гибные найрйжения относительно поперечной оси -инерции сечения лопасти. Предлагаемая конструкция рабочего колеса существенно снижает концентрацию напряжений и соответственно (в 2,5-4 раза) уменьшает изгибные напряжения относительно поперечной оси инерции сечения лопасти. Уровень суммарных напряжений в этой зоне лопасти снижается в 2-3 раза.
Формула изобретения
Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины, содержаш,ее верхний и нижний ободы и жестко соединенные с ними лопасти, отлич.ающееся тем, что, с целью повышения прочности, размеры выходных кромок лопастей и Зоне, прилегающей к верхнему oбoдyj выбраны |В соответствии с соотнощеяиями
а (0,20-0,30) /о;
6 (0,,18)/о;
R (0,30-0,55) /о;
г(0,08-0,10)/о,
где /о -длина хорды профиля лопасти в .плоскости, перпендикулярной к оси рабочего колеса на расстоянии а от линии сопряжения выходной «ромки с верхним ободом;
а -длина зоны закругления выходной кромки;
6 -ширина зоны закругления выходной кромки;
R, г - соответственно большой и малый радиусы закругления выходной кромки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рабочее колесо радиальноосевойгидРОМАшиНы | 1977 |
|
SU798343A1 |
Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины | 1974 |
|
SU529296A1 |
Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины | 1981 |
|
SU1020610A1 |
Способ сборки рабочего колеса радиально-осевой гидромашины | 1989 |
|
SU1671946A1 |
Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины | 1976 |
|
SU559033A2 |
Способ изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины | 1986 |
|
SU1518568A1 |
Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины | 1981 |
|
SU966279A1 |
Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины | 1986 |
|
SU1348081A1 |
Лопасть рабочего колеса поворотнолопастной гидромашины | 1978 |
|
SU667683A1 |
Способ изготовления рабочегоКОлЕСА гидРОМАшиНы | 1979 |
|
SU808686A1 |
fPue.t
(Риг 2
i/je/fl
СОца.З
Авторы
Даты
1977-04-30—Публикация
1975-09-23—Подача