1
Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству с вывали вающейся якорь-балкой.
Известно якорное устройство с вываливающейся якорь-балкой и захватным приспособлением, осуществляющим подхват якоря в процессе укладки его в положение попоходному и высвобождение якоря в процессе отдачи, снабженное стопором, осуществляющим автоматическую остановку подъема якоря при достижении им положения по-походному и дистанционную отдачу якоря, причем захватное приспособление выполнено в виде неподвижно укрепленного на якорь-балке вилочного захвата, с помощью которого якорь подхватывается за нижнюю поверхность выступов скобы, имеющей скос, который при заверщении подъема якоря взаимодействует с направляющим скосом на блоке с карданной подвеской, смонтированной в ноке якорьбалки, осуществляя разворот якоря, необходимый для установки его в положение по-походному.
Недостатком известного якорного устройства является то, что при выбирании якорный трос, который за пределами судна отклонен вправо или влево от диаметральной плоскости, изламывается на блоке карданной подвески и повреждается. Такой
недостаток имеет место вследствие того, что блок смонтирован непосредственно на карданной подвеске, которая обеспечивает качание блока только в двух взаимно перпендикулярных плоскостях - вдоль и поперек судна и не обеспечивает самоустановку блока в плоскости сбегающей и набегающей ветвей якорного троса. Цель изобретения - увеличение срока
службы якорного троса.
Для этого блок якорного Зстройства снабжен водилом, взаимодействующим с якорным тросом, причем водило установлено на блоке шарнирно с носовой стороны
блока, а в верхней части блока выполнена цилиндрическая шейка, при помощи которой блок шарнирно связан с карданной подвеской якорь-балки. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 1.
На палубе кормовой части судна 1 щарнирно установлена якорь-балка 2 Н-образной формы, на которой жестко закреплены вилочный захват 3 и зацеп 4, взаимодейстнующии со стопором 5, смонтированным на носовом упоре 6 якорь-балки. В ноке якорябалки 2 смонтирована карданная подвеска
7, к нижней оси которой при помощи цилиндрической шейки 8 шарнирно подвешен блок 9 карданной подвески.
Якорный трос 10 от барабана лебедки проходит через обойму И водила 12, шарнирно смонтированного на блоке 9 карданной подвески, и через блок - к скобе 13, на которой закреплен якорь 14. На скобе 13 имеются выступы 15, за которые вилочный захват 3 подхватывает якорь для установки его в положение по-походному. Блок
9снабжен упором 16 с направляющим скосом, взаимодействуюшим со скосом скобы 13 для разворота якоря 14 так, чтобы плоскость его лап была перпендикулярна диаметральной плоскости судна.
Якорь-балка в рабочем положении (сплошные линии) опирается на кормовой упор 17, а в положении по-походному - на упор 6, на котором укреплен направляющий блок 18 якорного троса. Для выключения лебедки при установке якоря-балки 2 в положение по-походному служит конечный выключатель 19.
Подъем якоря осуществляется следующим образом.
Под действием усилия от лебедки трос
10выбирается, при этом блок 9 на оси подвески 7 устанавливается по равнодействующей усилия в тросе, а под воздействием водила 12 поворачивается на шейке 8, устанавливаясь в плоскости сбегающей (идущей на лебедку) и набегающей (идущей к якорю) ветвей троса. Этим обеспечивается постоянное нахождение троса в канавке блока, исключается излом и повреждение троса. При дальнейшем выбирании троса якорь 14 вместе со скобой 13 поднимается к блоку 9 карданной подвески. При этом
скосы скобы 13 взаимодействуют со скосами упора 16, и якорь разворачивается в такое положение, при котором плоскость его лап будет перпендикулярна диаметральной плоскости судна.
В дальнейшем якорь-балка 2 поднимается с упоров 17 и устанавливается в положение по-походному, т. е. опускается на упор 6, при этом захват 3 подходит под выступы 15 скобы 13, а зацеп 4 контактирует со стопором 5, который запирает якорьбалку 2 на упоре 6 в положение по-походному. Для отдачи якоря включаются якорная
лебедка и дистанционно управляемый стопор, в конструкции которого применен, например, электромагнит t подвижным сердечником. Зацеп 4 выходит из зацепления со стопором 5. Якорь-балка под действием
собственной массы нажимает выступами 15 скобы 13 на захват 3 якоря-балки, которая начинает поворачиваться. Выступы 15 освобождаются от захвата 3, и при дальнейшем повороте якорь-балка 2 опускается на упор 17, а якорь травится на грунт.
Формула изобретения
Якорное устройство с вываливающейся якорь-балкой по авт. св. № 164210, отличающееся тем, что, с целью увеличения срока службы якорного троса, блок снабжен водилом, взаимодействующим с якорным тросом, причем водило установлено на блоке шарнирно с носовой стороны блока,
а в верхней части блока выполнена цилиндрическая шейка, при помощи которой блок шарнирно связан с карданной подвеской якорь-балки.
1S
(puz.Z
lu
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО с ВЫВАЛИВАЮЩЕЙСЯ ЯКОРЬ-БАЛКОЙ | 1964 |
|
SU164210A1 |
Устройство для подъема и отдачияКОРя | 1978 |
|
SU806520A1 |
Якорное устройство | 1978 |
|
SU766952A1 |
Стопор якорной цепи | 1979 |
|
SU816864A1 |
Устройство для подъема и подачи якоря | 1980 |
|
SU935367A1 |
Якорное устройство для низкобортных судов | 1981 |
|
SU962091A1 |
Тросозаглубитель | 1982 |
|
SU1062110A1 |
Тросозаглубитель плавсредства | 1988 |
|
SU1504154A1 |
Транспортное средство для завозки якорей земснарядов | 1977 |
|
SU695889A1 |
СПОСОБ ОТДАЧИ НИЗОВЫХ ЯКОРЕЙ НАПЛАВНОГО МОСТА | 2001 |
|
RU2212490C2 |
Авторы
Даты
1979-07-30—Публикация
1977-05-05—Подача