Изобретение относится к рельсовому транспорту, применяемому в горной промышленности, в частности к вагонеткам с разгрузкой перевозимой гор-яой массы-через дно. Известна вагонетка, содержащая кузов с открывающимся днищем, состоящим из двух створок, шарнирно зак репленных на поддерживающих планках кузова, запорное устройство каждой створки, включающее рычаг, шарнирно закрепленный на кузове, приводимый в действие от упоров, установленных на пути 1 ., Недостатки устройства заключаются -в том, что днище навешивается к кузову через горизонтальный шарнир, а прилив поддерживающей планки днища входит в контакт с эксцентриковым Шлагом, радиус рабочей поверхности которого меньше расстояния между вер тикальной осью рачага и упором. При движении вагонетки происходит колеба ние днища, вокруг горизонтальной оси подвески с отрывом прилива поддерживающей планки днища от эксцентри кового рычага, что увеличивает динамическую нагрузку на механизм. Кроме того, при открывании днища эксце ;риковый рычаг, проходя вертикальную ось (мертвую точку ) вызывает предварительно подъем днища, а при дальнейшем повороте эксцентрикового рычага - опускание (открывание) днища. Необходимость предварительного подъема днища при открывании загруженной вагонетки вызывает уплотнение материала в кузове и раздавливание его в местах контакта верхней поверхности днища с нижней кромкой кузова. Таким образом, при эксплуатации, такой вагонетки усилия, прикладываемые к-эксцентриковому рычагу механизма открывания, в отдельных случаях вызывают подъем вагонетки и, как следствие, сход ее с рельсов. Цель изобретения - повышение надежности фиксации днища в .закрытом положении и снижение усилий для его открывания. Поставленная цель достигается тем, что запорное устройство створки снабжено установленным между рычагом и створкой и шарнирно прикрепленным к ним промежуточным звеном и фиксатором, закрепленным на рычаге, при этом рычагом, промежуточным звеном, створкой и стенкой кузова образован шарнирный четырехзвенник, внутренний .гол между рычагом и промежуточным ,
звеном которого в закрытом положении створки меньше 180°.
На фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг.2 - то же, вид с торца; на фиг.З - раэрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг. на фиг.З - разрез В-В на фиг.1.
Устройство содержит кузов 1, ствоку 2 днища/ запорное устройство 3 створок, ходовую часть 4, автосцепку 5.
Запорное устройство створок днища состоит из двуплечего шарнирного рычага б, один конец которого заканчивается сферическим роликом 7, а второй - вильчатым упором 8. Кроме того, рычаг имеет паз 9, щеки 10 и 11 которого при повороте рычага 6 вокруг , шарнира могут входить в контакт со штангой 13, жестко связанной с кронштейном 14 и плечами ры- чага 15. На одной оси 12 шарнира с рычагом 6 насажена с возможностью поворота собачка 16, оснащенная зацепом 17 и шипами 18. В статическом положении собачка 16 шипами 18 поджата пружинами 19-к упору 8 рачага 6. Пружины 19 через шины 18 и упор 8 обеспечивают одновременно поджатие щеки 10 рычага 6 к штанге 13, а зацеп 17 удерживается в зацеплении с крюком 20, жестко связанным с кузовом 1. Плечи рычага 15 соединены одним концом шарниром 21с ортом кузова 1 вагонетки, а другим шарниром 22 с промежуточным звеном 23.. Створка 2 днища навешана.шарнироМ 24 на борту кузова 1, а консоль днища соединена шарниром 25 с промежуточны звеном 23 (фиг.5). Таким образом, запорное устройство створок 2 днища представляет собой замкнутый шарнирный четырехзвенник (кузов 1, рычаг
15, промежуточное звено 23 и створка 2 днища).
Устройство работает следующим образом.
При воздействии упора, установленного около пути (не показан) снизу на сферический ролик 7 рычага 6, последний поворачивается против часовой стрелки вокруг оси 12 шарнира в лесте с собачкой 16 на угол, обеспечивающий расфиксацию зацепа 17 с 1ФЮКОМ 20. При этом рычаг 6 щекой 11 в контакт со штангой 13 (на фиг.З показано штрихпунктирной линией) . Створка 2 днища под собствен-J ньом весом, поворачиваясь в положение Открыто (на фиг.З показано штрихпунктирной линией), через консоль днища складывает плечи рычага 15 и промежуточное звено , 23 вокруг шарнира 22. При этом рычаг 6 под деиствием пружины 19 щекой 10 войдет в контакт со штангой 13.
Запирание устройства 3 происходит при повороте рычага 6 по часовой стрке. При этом щека 10 паза 9 рычага 6
прижимается к штанге 13, поворачивая рычаг; 15, который воздействует на консоли створок 2 днища через промежуточное звено 23. Собачка 16 при этом остается поджатой своими шипами 18 к упору 8 пружинами 19. При походе тыльной стороны зацепа 17 к заднему скосу крюка 20 зацеп скользит по скосу, поворачивая собачку 16 вокруг оси 12 шарнира, растягивая при этом пружины 19. В момент совпадени рабочей плоскости зацепа 17 с рабочей плоскостью крюка 20 собачка 16 под действием пружин 19 фиксирует створку 2 днища в закрытом положении при котором створка 2 днища входит своей верхней плоскостью в контакт с нижней кромкой кузова 1 (фиг.З и 5).
Длина плеч рычагов замкнутого шарнирного четырехзвенника выбирается из условия, что в закрытом положении створки 2 днища и угол о( меньше (фиг. 5) .
Устройство с открывающимся днищем в виде замкнутого шарнирного четырехзвенника с фиксатором, фиксирующим положение рычажной системы пр закрытом днище недоходя мертвой точки, обеспечивает надежную фиксацию днища в закрытом положении, безотказную работу при открывании днища и восьмикратное снижение усилий открывания днища, исключая сход вагонетки с рельсов при ее разгрузке, повышает пропускную способность околоствольного двора за счет снижения времени разгрузки состава из 30 вагонеток с 11 мин до 3-4 мин.
Формула изобретения
Вагонетка, содержащая кузов с открывающимся днищем, состоящим из двух створок, шарнирно закрепленных на поддерживающих планках кузова, «запорное устройство каждой створки, включающее рычаг, шарнирно закрепленный на кузове, приводимый в действие от упоров, установленных на пути, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности фиксации днища в закрытом положении и снижения усилий для его открывания, запорное устройство створки снабжено установленным между рычагом.и створкой и щарнирно прикрепленным к ним промежуточным звеном и фиксатором, закрепленным на рычаге, при этом рычагом, промежуточным звеном, створкой и стенкой кузова образован шарнирный четырехзвенник, внутренний угол между рычагом и промежуточным звеном которого в закрытом положении створки меньше 180.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 583013, кл. В 61 D 11/02, 22.03.76 (прототип).
и, S. А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вагонетка | 1980 |
|
SU929482A1 |
Вагонетка | 1987 |
|
SU1482842A1 |
Вагонетка с открывающимся днищем | 1976 |
|
SU583013A2 |
Транспортная система | 1989 |
|
SU1759695A1 |
Вагонетка | 1984 |
|
SU1155486A1 |
Вагонетка | 1984 |
|
SU1209497A1 |
Вагонетка | 1987 |
|
SU1493521A1 |
ВАГОНЕТКА | 1989 |
|
RU2048333C1 |
Вагонетка | 1990 |
|
SU1754529A1 |
Саморазгружающаяся транспортная система | 1987 |
|
SU1442445A1 |
х-/
20
qjui. t
(риг. 3
5-5
Zf
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1979-03-01—Подача