Способ прогнозирования положенияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60G23/00 G01C7/04 

Описание патента на изобретение SU823180A1

ного Средства после toro момента, когда &режиме колесного шагания оно сделало два шага каждый по L/2; на фиг. 4 - транспортное средство после того момента времени, когда в режиме колесного шагания оно сделало один шаг, равный S 3/4L; на фиг. 5 - положение транспортного средства пглле того момента времени, когда в режиме колесного шагания оно сделало два шага каждый по 3/4L

Рассмотрим сущность предлагаемого способа и для простоты изложения материала величину шага выберем, равной. L/2, где L - расстояние, на котором вынесен профилометр от оси переднего движителя трансиортНого средства в направлении движения (фиг, I-3). В дальнейшем изложении материала будем предполагать, что профилометр вынесет от оси переднего движителя на величину, равную колесной базе трайспортного средства.

На фиг. 1 показано транспортное средстйо, на котором для прогнозирования его положения установлены профилометр 1, гировертикаль 2 и датчики 3 вертикального хода колес. В качестве профилометра может быть применен, например, лазерный дальномер, в качестве гировертикали - двухстепенной гироскоп, измеряющий углы наклона транспортного средства в вертикально-продольной (дифферент) и в вертикально-поперечной (крен) плоскостях; а в качестве датчиков вертика.пь; иго хода колес - стандартные потенциомефические датчики.

На фиг. I видно, что прогнозируемый угол наклона поверхности в вертикальнопродольной плоскости может быть определен из соотношения

1..fl.v.;..-.a....i,0 -An-b)cosf L&itty

l.{H-hn-4n -

1-де Н - высота крепления профилокетра, которая измеряется в статическом положений транспортного средства на нулевом уклоне;

Дд- текущая величина вертикального перегушщения (хода) переднего колеса правого борта, измеряемая датчиком 3;

h, - текущее расстсянне, отсчитываемое от правого профилометра до про. филя местности, расположенного по направлению правой колеи, измеряемое датчиком профиломегра 1 Hf - текущий угол наклона Tpawcnoptного средства в вертикально-продольной плоскости (дифферент), измеряемый датчиком гировертикали 2;

L-колесная база;

S -- перепад высот неровностей рельефа.

По уравнениям подобным (1) могут быть определены прогнозируемый продольный угол

наклона поверхности над левым бортом и Прогнозируемый поперечиый угол наклона поверхности на расстоянии L от передних колес.

Если движение транспортного средства

происходит в колесном режиме, то наступит такой момент времени, когда ось переднего колеса расположится над точкой а, а ось заднего - над точкой в. Следовательно, . через некоторый промежуток времени транспортное средство окажется на углу наклона

поверхности, который был спрогнозирован по соотношеник) (1)

Если движение транспортного средства происходит в колесно-шагающем режиме, то для того, чтобы через некоторый промежуток времени ось переднего колеса расположилась над точкой а, а ось заднего - над точкой 0, необходимо выбрать длину шага кратной величине выноса профилометра, т.е.

S L/n, где S -- длина шага транспортного средства в колесно-шагающем режиме,

п 1,2,3,...,к - целые положительные

числа.

Из фиг. 2 и 3 видно, что при п 2, т.е. S L/2, ось передних колес через два шага расположится над точкой а, а ось задних -

над точкой 8. Поэтому при таком способе . выбора шага транспортное средство и в колесно-шагающем режиме окажется на углах наклона поверхности, которые прогнозируются по соотношению (1).

0 Если в колесно-шагающем режиме величина шага выбрана так, что

5Ф1/П,

to прогнозировать углы наклона поверхности, на которое попадёт транспортное сред ство, не представляется возможным. В качестве примера на фиг. 4 и 5 показано движение транспортного средства в колесно-шагающем режиме при 5 3/4 L. Откуда видно, что углы наклона, которые прогнозируются соотношением (1), .не соответствуют тем углам, на которые будут попадать транспортное средство в этом режиме движения. Действительно, после того, как транспортное средство переместилось на однн шаг, его колеса передних и задних осей еще не достигли соответственно точек айв (фиг. 4),

5 а после того, как транспортное средство переместилось на два шага, его колеса оказались за точками а и в. Однако,-перед тем как транспортное средство перешло -в колёсно-шагающий режим движения (фиг. I) с помощью установленных на нём датчиков 5 (профнлометр, гировертикаль, датчики вертикального хода колес) прогнозировалось угловое положение в предположении, что через некоторый момент времени колеса его

передних и задних осей окажутся соответственно 3 точках айв.

Таким образом, чтобы гювыснть точность прогнозирования углов наклона поверхности цри движении транспортного средства в колесно-шагаюшем режиме, надо величину шага выбирать кратной величине выноса профилометра от передней колесной оси движителя по направлению движения.

При этом, чем меньше величина шага S (шаг уменьшается с увеличением числа п), тем в большем числе точек на пути длиной вL будет производиться прогнозирование углов наклона поверхности, а следовательно и транспортного средства. Так, при шаге; равном L/2, прогнозироваться положение транспортного средства будет в двух точках на пути длиной в L. Одна из этих точек расположена на расстоянии L/2 от положения переднего колеса перед тем как оно перешло в режим колесного шагания (фиг. 2), а вторая - на расстоянии L от этого же положения колес (фиг. 3). В общем случае, если величина шага равна L/n, то прогнозироваться положение транспортного средства будет в п точках на пути, равном L.

Способ обеспечивает безопасность работы автоматических и полуавтоматических

транспортных средств, например, планетоходов в инопланетиых условиях.

Формула изобретения

Способ прогнозирования положений транспортного средства с колесио-шагаюшим движителем методом обработки информации, поступающей от датчика хода колес, гировертикали и профилометра, вынесенного на величину базы транспортного средства от одной из его колесных осей, отличающийся тем,- что, с целью повышения точности прогнозирования в колесно-шагающем режиме, величину luara транспортиого cpencfва устанавливают кратной величине выноса профилометра от передней колесной реи движителя по направлению-движения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Управление в пространстве. Т. S. М., «Наука, 1975, с. 220-230.

2.Авторское свидетельство СССР пи заявке № 2582721/27-11,кл. В 60 Q 23/00,

1977 (прототип).

Похожие патенты SU823180A1

название год авторы номер документа
Способ прогнозирования положения транспортного средства 1980
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кажукало Иван Федорович
SU935324A1
Способ передвижения транспортного средства с колесно-шагающим движителем 1977
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Громов Валерий Васильевич
  • Кажукало Иван Федорович
SU698830A1
Колесно-шагающий движитель 1975
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Корепанов Георгий Николаевич
  • Лубенко Борис Михайлович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мишкинюк Вячеслав Константинович
  • Сологуб Павел Степанович
SU552232A1
Устройство прогнозирования положения транспортного средства при движении по пересеченной местности 1980
  • Авотин Евгений Викторович
  • Мишкинюк Вячеслав Константинович
  • Поляков Лев Николаевич
SU893595A1
Колесно-шагающий движитель транспортного средства 1975
  • Сологуб Павел Степанович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Володина Римма Александровна
SU596496A1
Колесно-шагающий движитель 1979
  • Бечвай Николай Евгеньевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Егоров Алексей Иванович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU880852A1
Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства 1985
  • Авотин Евгений Викторович
  • Калинин Николай Михайлович
  • Кощеев Василий Васильевич
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Сологуб Павел Степанович
SU1243963A2
Способ непрерывного передвижения транспортного средства с колесношагающим движителем в колесно-шагающем режиме 1976
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Громов Валерий Васильевич
  • Кажукало Иван Федорович
SU640897A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Кажукало Иван Федорович
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Корепанов Георгий Николаевич
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU948742A2
Способ передвижения колесно- шАгАющЕгО ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВАВ КОлЕСНОМ РЕжиМЕ 1979
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Сологуб Павел Степанович
SU800008A1

Иллюстрации к изобретению SU 823 180 A1

Реферат патента 1981 года Способ прогнозирования положенияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА

Формула изобретения SU 823 180 A1

Фиг.З

SU 823 180 A1

Авторы

Авотин Евгений Викторович

Кажукало Иван Федорович

Кемурджиан Александр Леонович

Даты

1981-04-23Публикация

1979-03-29Подача