1
Изобретение относится к автомобилестроению, а точнее - к средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ, и может быть использовано для оборудования грузовых автомобилей с кузовом-фургоном, предназначенных для контейнерных и пакетных перевозок.
Известно грузоподъемное устройство, которое содержит грузонесущую площадку, связанную с ползунами с гидравлическим приводом, ползуны размещены в вертикальных направляющих, закрепленных но боковым сторонам кузова транспортного средства, под кузовом установлены горизонтальные направляющие, на которых нодвнжно установлена грузонесущая платформа 1.
Однако это грузоподъемное устройство неудобно в обслуживании, так как перестановка грузонесущей площадки из транспортного положения в рабочее происходит вручную и требует значительного усилия, учитывая особенно то, что грузонесущая площадка находится в открытом пространстве и механизм ее перемещения легко засоряется, а гидропривод для подъема и опускания грузонесущей площадки сложен по конструкции. Это обусловлено тем, что тросо-блочный механизм имеет сложную конфигурацию (щесть блоков, на которые
установлен трос), что понижает надежность механизма.
Известен и другой грузоподъемный борт транспортного средства, преимущественно
5 автомобиля, оборудованного кузовом-фургоном, содержащий подвижную посредством привода, включающего силовой цилиидр, грузопесущую площадку, связанную с ползунами, установленными в вертикаль10 ных направляющих, закрепленных в задней части транспортного средства, и механизм удержания указанной площадки в транспортном положении 2. Данное устройство является наиболее
15 блнзким к изобретению по технической сун ности п достигаемому результату.
К недостаткам его следует отнести следующее.
20 Привод для подъема н опускания грузонесущей площадки выполнен из двух параллельно работающнх гидроцилиндров. Песмотря на кажущуюся простоту, подобное решение требует сложной схемы управ25 лення гидроцилиндрами, а непосредственное прикрепление грузонесущей площадки к гидроцилиндрам понижает надежность схемы, ибо параллельно должны с больщой точностью работать несколько авто30 номных устройств.
Цель изобретения - повышение надежности при одновременном упрощении конструкции и облегчении процесса управления бортом.
Для этого грузоподъемный борт снабл ен осью, жестко прикрепленной к площадке для соединения последней с упомянутыми ползунами, при этом указанный привод площадки оборудован тяговым валом со звездочками на концах, противовесом и запасованными через упомянутые звездочки и связанными с ползунами цепными тягами, одни концы которых прикреплены к площадке, а другие связаны соответственно с щтоком силового цилиндра и противовесом, механизм удержания площадки в транспортном положении состоит из жестко прикрепленных к концам указанной оси пальцев с поперечным сечением в виде полукруга и жестко закрепленных на упомянутых направляющих секторов с вырезами в нижних частях для выхода взаимодействующих с секторами упомянутых пальцев.
Цепные тяги прикреплены к боковым частям площадки в точках, расстояние от которых до оси поворота площадки по крайней мере в три раза меньще расстояния до свободного конца площадки.
На фиг. 1 схематически изображен грузоподъемный борт; на фиг. 2 - кинематическая схема привода перемещения площадки; на фиг. 3 - узел крепления грузонесущей площадки, в рабочем положении; на фиг. 4 - то же, в транспортном положении.
Грузоподъемный борт автомобиля включает грузонесущую площадку 1, которая при помощи поворотной оси 2, жестко прикрепленной к площадке 1, связана с ползунами 3. Ползуны 3 имеют кронштейны 4, через которые установлена поворотная ось 2, и они размещены в вертикальных направляющих 5, которые прикреплены к задней части кузова автомобиля.
Концы поворотной оси 2 заканчиваются пальцами 6, которые имеют поперечное сечение в виде полукруга, а к наружной поверхности направляющих 5 жестко прикреплены кольцевые секторы 7, которые снизу открыты примерно на 90°. Секторы 7 и пальцы 6 составляют устройство для удержания грузонесущей площадки 1 в транспортном (вертикальном) положении.
Верхние концы направляющих 5 снабжены кронштейнами 8, являющимися опорами привода для подъема и опускания грузонесущей площадки 1. Цривод состоит из тягового вала 9, установленного через кронштейны 8, на концах которого насал ены звездочки 10, цепей 11 и силового цилиндра 12. Звездочки предназначены для передачи тягового усилия от силового цилиндра 12 посредством цепей 11 ползунам 3 и площадке 1. Цепи 11 установлены через ползуны 3 и одни концы их прикреплены к боковым краям площадки 1 в точках, расстояние от которых до поворотной оси 2 по крайней мере в три раза меньше расстояния до заднего края площадки 1. Другой конец правой цепи 11 прикреплен к противовесу 13, размещенному в направляющей трубе 14, а другой конец левой цепи И связан с штоком силового цилиндра 12. В конкрстном варианте реализации левая цепь 11 связана с штоком гидроцилиндра 12 через звездочку 15 (для увеличения хода площадки 1), однако цепь И в принципе может быть прикреплена и непосредственно
к штоку. В последнем случае ход штока должен иметь величину, равную необходимому ходу площадки 1.
Площадка 1 связана с ползунами 3 дополнительно при помощи дистанционных
цепей 16 постоянной длины, предназначенных для удержания площадки 1 в рабочем (горизонтальном) положении.
Грузоподъемный борт работает следующим образом.
В транспортном положении грузонесущая площадка 1 находится в вертикальном положении, а концы поворотной оси 2 в виде фигурных пальцев 6 находятся внутри кольцевых секторов 7 и своей круглой поверхностью опираются иа секторы 7, предотвращая самоопускание площадки 1 (см. фиг. 4). Силовой цилиндр 12 растянут и усилие, прилагаемое к цепи 11, удерживает площадку в вертикальном положении (дополпительпо этому площадка может быть заперта механическим замком).
Для опускания площадки 1 подают давление в полость штокового обреза силового цилиндра 12, в результате этого шток перемещается вверх, а площадка 1 под собственным весом поворачивается в горизонтальное полол епие. Поворот площадки 1 происходит вокруг оси 2 до тех пор, пока фигурные пальцы 6 обращены своей круглой частью в сторону фургона (см. фиг. 3). В этот момент площадка 1 находится уже в горизонтальном положении и пальцы освобождаются из кольцевых секторов 7. В этом положении дистанционные цепи 16
натянуты и дальнейший поворот площадки 1 исключен.
В ходе дальнейшего перемещения штока цилиндра 12 ползуны 3 вместе с площадкой 1 опускаются под собственным весом
до необходимой высоты. Затем силовой цилиндр 12 арретируют и производят необходимые погрузочно-разгрузочные работы. Для подъема площадки 1 подают давление в противоположную полость цилиндра
12, шток его перемешается впиз и посредством цепей 11 поднимает ползуны 3 вместе с площадкой 1. В результате того, что цепи 11 прикреплены к боковым краям площадки 1 вблизи поворотной оси 2, масса движущейся системы площадка - ползуны, отстающая за. точками прикрепления больше чем масса, отстающая в сторону поворотной оси 2, и обеспечен надежный подъем площадки 1 в горизонтальном положении.
Подъем площадки 1 в горизонтальном положении происходит до тех пор, пока фигурные пальцы б входят в кольцевые секторы 7 (фиг. 3). Эта высота выбирается равной уровню пола кузова. После того арретируют силовой цилиндр 12 и производят необходимые погрузочно-разгрузочные работы.
Для закрывания борта (для переведения площадки 1 в транспортное положение) продолжают дальнейшее опускание штока цилиндра 12. Так как дальнейший горизонтальный подъем площадки 1 невозможен (пальцы 6 находятся в кольцевых секторах 7, жестко прикрепленных к направляющим 5), площадка начинает поворачиваться вокруг оси 2 до достижения вертикального положения (см. фиг. 4). После этого посредством конечного выключателя силовой цилиндр 12 арретируют и закрывают дополнительный предохранительный замок (на чертежах не изображен).
Предлагаемый грузоподъемный борт прост в конструктивном исполнении. Это достигается тем, что один силовой цилиндр служит как для подъема и опускания грузонесущей площадки, так и для закрывания и открывания борта. Кроме того, выбранное решение для удержания площадки в транспортном положении служит одновременно и ограничителем горизонтального подъема площадки, что также упрощает конструкцию борта в целом.
Формула изобретения
1. Грузоподъемный борт транспортного средства, преимущественно автомобиля,
оборудованного кузовом-фургоном, содержащий подвижную посредством привода, включающего силовой цилиндр, грузонесущую площадку, связанную с ползунами, установленными в вертикальных направляющих, закрепленных в задней части транспортного средства, и механизм удержания указанной площадки в транспортном положении, отличающийся тем,
что, с целью повыщения надежности при одновременном з прощении конструкции и облегчении процесса управления бортом, он снабжен осью, жестко прикрепленной к площадке для соединения последней с
упомянутыми ползунами, при этом указанный привод площадки оборудован тяговым валом со звездочками на концах, противовесом и запасованными через упомянутые звездочки и связанными с ползунами цепными тягами, одни концы которых прикреплены к площадке, а другие связаны соответственно с щтоком силового цилиндра и противовесом, механизм удержания площадки в транспортном положении состоит из жестко прикрепленных к концам указанной оси пальцев с поперечным сечением в виде полукруга и жестко закрепленных на упомянутых направляющих секторов с вырезами в нижних частях для
выхода взаимодействующих с секторами упомянутых пальцев.
2. Борт по ц. 1, отличающийся тем, что цепные тяги прикреплены к боковым частям площадки в точках, расстояние от
которых до оси поворота площадки по крайней мере в три раза меньше расстояния до свободного конца площадки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 416269, кл. В 60 Р 1/44, 1972.
2. Патент Англии № 1202317, кл. В 8 Е, 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Погрузочно-разгрузочное устройство | 1973 |
|
SU492408A1 |
Грузоподъемный борт кузова транспортного средства | 1983 |
|
SU1150117A1 |
Транспортное средство для перевозки грузов | 1988 |
|
SU1579806A2 |
Транспортное средство для перевозки контейнеров | 1981 |
|
SU1009838A1 |
Грузовой автомобиль | 1989 |
|
SU1705152A1 |
Грузоподъемный борт транспортного средства | 1978 |
|
SU766918A1 |
Погрузо-разгрузочное устройство транспортного средства | 1990 |
|
SU1787829A1 |
Грузоподъемный борт транспортного средства | 1985 |
|
SU1266769A1 |
Грузозахватное устройство | 1990 |
|
SU1736904A1 |
Контейнер для сыпучих материалов | 1988 |
|
SU1604686A1 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-10-29—Подача