на промысловых судах кормового траления при работе во льдах, включающее две поворот -гые балки, на свободном конце каждой из которых посредством крепеж ного приспособления закреплены блоки для проводки вееров, при этом каждое приспособление образовано тремя уставов neHiibiMn одна в другой обоймами, внут- ренние из которых смонтированы с возможностью вращения во взаимно перпенди вулярных плоскостях, внешняя и средняя обоймы имеют кольцевую форму, а вгтут- ренняя выполнена в виде прямоугольной рамыС 2.1. Блоки для проводки ваеров смонтирова ны во внутренней обойме. Для удобства работы по подключению и отключению траловых досок крепежных приспособлений с блоками для проводки ваеров укреплено таким образом, что при поднятом вверх положении плоскость его наружной обоймы параллельная транцу. Вш1 работы в ледовых условиях башш поворачивают вниз и устанавливают в по пожение, при котором крепежное приспосо леиие с блоками для проводки ваеров на ходятся за транцем судна вблизи ватерпинии. Однако при работе известного устройства для осуществления эффективного при топлеиия .ваеров башш разворачивают йа угол около 160 . На этот же угол развора гавшотся и жестко укрепленные на балках. KpeneJKHbie приспособления с блоками для проводки ваероБ, В результате при таком большом угле поворота балок наружные кольцевые обоймы накладываются на ваера и изгибаются их. Это приводит к повышенному износу ваероБ, особенно на ма.лых глубинах, когда угол схода ваеров в воду не- велик. Цель изобретения - исключение изгиба . ваеров и повышение тем самым срока их эксплуатации. Лля достижения указанной цели в устройстве для притоппения ваеров, включаю щем две поворотные балки, на свободном конце каждой из которых посредством кр пежного приспособления закреплены блоки для проводки ваеров, и в котором кр пежные приспособления образованы тремя установленными одна в другой, обоймами внутренние из которых смонтированы с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных направлениях, внешняя и средняя обоймы имеют кольцевую форму, а внутренняя выполнена в виде прямоуголь ной рамы, каждое крепежное приспособле ние смонтировано с возможностью разворота относительно продольной оси свободного конца поворотной балки. При этом крепежные приспособления связаны с осями разворота балок посредством привода разворота, образованного системой валов и шестерен. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид с кормы; на фиг. 3 - крепежное приспособление с блоками для проводки ваеров; на фиг. 4 - сечение А-А, на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение Б-Б нафиг. 3; на фиг. 6 - сечение В-В на фиг. 3; нафиг. 7сечение Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8 - привод разворота крепежного приспособления. Устройство содержит две поворотные бал1Ш 1, расположенные по обе стороны С1шва 2 под углом к диаметральной плоскости судна. Они помешены в нишах 3 и для обеспечения поворота снабжены гидроприводами 4. балка 1 одним концом установлена на подшипнике 5, а на свободной противоположном Г-образном конце имеет крепежное приспособление для монтажа блоков для проводки ваеров 6. Каждое крепежное приспособление представляет собой каркас 7, на кшором неподвижно закреплена кольцевая обойма 8 (фиг. 3). На внутренней поверхности обоймы 8 выполнен кольцевой выступ 9 (фиг. 5). В обойму 8 помешена с возможностью вращения относительно их обшей оси 1О вторая кольцевая обойма 11. Обойма 11 снабжена расположенными по ее периметру четырьмя роликами 12, свободно насаженным на осях 13 (фиг. 3 и 6) и шестью роликами 14, свободно насаженными на осях 15 (фиг. 3 и 5). Ролики 14 имеют по поверхности качения кольцевые проточки 16 для взаимодействия с выступом 9 (фиг. 5). Ролики 12 предназначены для восприятия нагрузки, действующей перпендикулярно плоскости обойм 8 и 11, и имеют возможность качения по торцовой поверхности обоймы 8. Ролики 14 предназначены для восприятия действующей в плоскости обойм 8 и 11 радиальной нагрузки и имеют возможность качения по кольцевому выступу 9 обоймы 8. В каждой кольцевой обойме 1.1 установлена с возможностью вращения на вкладных цапфах 17 обойма 18 (фиг. 3 и 4), выполиенная в виде рамы и содержащая блок 19 для проводки ваера 6, имеющий возможность вращения на оси 20, 58 В обойме 18 быть установлен дополнительный блок 21 для ваера. Блок 21 размешен над блоком 19 и имеет возможность вращения на оси 22. Блоки 19 и 21 имеют ручьи,- скругленные по диаметру ваеров 6. Оси 2О и 22 находятся на расстоянии, превышающим диаметр блоков 19 и 21. Крепежное приспособление снабжено приводом разворота его относительно свободного конца батжи 1, связанным с осью 23 поворота банки 1 (фиг. 8). Привод разворота включает коническую шестерню 24, которая со стороны, противоположной гидроприводу 4, жестко скреплена с опорой, являющейся частью ниши 3. Внутри шестерни 24 на подшипниках установлен один конец оси 23 поворота балки, второй конец которой соединен с гидропри водом 4. Ось 23 находится в зацеплении с конической шестерней 25. Шестерня 25 жестко насажена на одном конце вала 26, на втором конце кото рого насажена другая коническая шестеро ня 27, находящаяся в зацеплении с конической шестерней 28, насаженной на вал 29, на котором жестко закреплен каркас 7 крепежного приспособления с блоками 19 и 21 для проводки ваеров, Передаточное число шестерен 24 и 25 составляет 2:1, передаточное число-шестер;Ней 27 и 28 составляет 1:1. По обе стороны слипа 2 на транце 30 размещены два ваерных ролика 31(фиг.2) На верхней палубе судна по обе стороны его диаметральной плоскости установлены две ваерные лебедки 32 (фиг. 1) с ваероукладчиками 33. Ваера 6 от лебедок 32 проведены через ваероукладчт ки 33 на блоки 19. .Устройство работает следующим образом.4 Перед началом траления балки 1 установлены в положение, показанное на фиг. 2 При этом плоскость обойм 8 и 11 крепеж кого приспособления параллельна транцу После подключения и спуска, в воду траловых досок (не показаны) с помощью гидроприводов 4 через ось 23 (фиг. 8), поворачивают вниз балки 1 и устанавливают их в положение, при котором крепеж
ные приспособления с блоками 19 и 21 для проводки ваеров 6 находятся вблизи транца 30 судна на уровне или ниже его ватерлинии (в зависимости от длины ба-пок 1).
При этом, поскольку балки 1 наклонены к диаметральной плоскости судна.
При подъеме балок 1 крепежные приспособления разворачиваются, и их обоймы 8 устанавливаются .своей плоскостью параллельно транцу 30 .в положение, удобное для приема и отключения траловых досок. Дальнейший подъем трала осуществляют обычным путем. 2 ваера 6 после поворота балки L сведены к ЛП судна. Одновременно с поворотом балок 1 вниз натянутые под действием трала и траловых досок ваера 6 ложатся на ручьи ваерных роликов 31 и, воздействуя на блоки 19, создают момент вращения, в результате чего обоймы 11 поворачиваются на роликах 14 относительно оси 10. Ролики 12, перемещаясь по торцовой поверхности обойм 8, воспринимают на груз1су, действующую перпендикулярно плоскости обоймы 8 и предотвращают выход из нее обоймы 11. Обойма 18 также под действием ваеров 6 на блоки 19 повернется на цапфах 17. Это обеспечивает постоянный контакт ваеров 6 с ручьями блоков 19. Во время поворота балки 1 вниз, коническая шестерня 25, оббегая вокруг шёстерни 24 (фиг. 8), приводит во вращение вал 26 и жестко сидящую на нем шестер - ню 22, которая, в свою очередь, через шестерню 28 приводит во вращение вал 29, жестко скрепленный с каркасом 7, вследствие чего крепежное приспособив- ние поворачивается по часовой стрелке. В результате этого обойма 8 приподни- мается над ваером 6, не воздействуя на него при выходе ваера из крепежного приспособления. Это искгаочает изгиб и износ ваеров. Наиболее оптимальным (из условия уменьше1шя изгиба ваеров и выбора поворотной балки 1.) составляет угол поворота балки, равный 160°. При этом крепежное приспособление. разворачивает- ся на 80, что полностью исключает изгиб ваеров 6 при их выходе из него. Когда бапки 1 установятся в рабочее положение, ваера, выходя из крепежного приспособления, находятся, вблизи транца 30 судна и его диаметральной плоскости в свободном от льца пространстве киль- ватерной струи. По окончании траления ваера 6 выбирают до подхода траловых досок к крепежным приспособлениям.. Затем балки 1 с помощью гидроприводов 4 устанавлива- ют в исходное положение, и траловые доски поднимают с помощью лебедок 32 на ваерах 6. в случае выхода из строя блока 19 обойму 11 разворачивают на 18О , устанавтшвая другой блок 21 в рабочее положение для приема ваера 6. Использование предлагаемого устройства по сравнению с известным позволяет уменьшить их износ, и, следовательно, увеличить срок.службы ваеров. Экономический эффект от оборудования одного судна предлагаемым устройством составит 229,5 тыс. руб в год и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений составит 0,6 года. Формула изобретения 1. Устройство для притопления ваеров на промысловых судах кормового траления при работе во льдах по авт. св. i 8 33
Фш.1 26 № 721048, отличающееся тем, что, с цепью исключения изгиба ваеров и повьпиения тем самым, срока их эксплуатации, каяодое крепежное приспособление смонтировано с возможностью разворота относительно продольной оси свободного конца поворотной багаси. 2, Устройство по п. 1, отличающее с я тем, что крепежные приспособления кинематически связаны с осями поворота балок посредством привода разворота, образованного системой валов и шестерен. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ Ng 1921047, кл. А 01 К 73/06, опублик. 1971. 2. Авторское свидетельство СССР № 721О48, кп. А О1 К 73/06, 1977. 32
Фиё.Ь
8
П
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для притопления ваеров на промысловых судах кормового траления при работе во льдах | 1977 |
|
SU721048A1 |
Кормовая оконечность траулера | 1981 |
|
SU996262A1 |
Устройство для проводки ваеров трала на промысловых судах кормового траления при работе во льдах | 1976 |
|
SU654222A1 |
Рыболовный траулер | 1978 |
|
SU954323A1 |
Устройство для спуска и подъема трала | 1982 |
|
SU1074467A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА УЛОВА НА СУДНО КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU261021A1 |
Устройство для замены траловых досок на судах кормового траления | 1977 |
|
SU659119A1 |
Рыбопромысловое устройство для буксировки трала | 1988 |
|
SU1621827A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА ТРАЛА НА СУДАХ КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ ТИПА КАТАМАРАН | 1966 |
|
SU215647A1 |
УСТРОЙСТВО для СПУСКА и ПОДЪЕМА ТРАЛА | 1966 |
|
SU185147A1 |
Фиг. 6
Г-Г
.
VZQ
. 2а
фигЛ
Авторы
Даты
1981-12-23—Публикация
1979-09-21—Подача