Станок портального типа Советский патент 1982 года по МПК B23Q11/00 

Описание патента на изобретение SU918017A1

I

Изобретение относится к области станкостроения и может быть испрль зовано в высокочастотных станках портального типа для устранения перекоса траверсы под действием перемещакш(ейся вдоль нее шпиндельной бабки и сил резания.:

Известен станок портального тип с устройством для устранения перекоса траверсы с помои ью двух гидро . цилиндров, установленных на ее краях и питаемых от регулятора давления по изменению бокового rtriaopa между траверсой и стойкой lj .

Измерение бокового зазора в этом станке производится на базе, длина которой в несколько раз меньше продольного размера траверсы (в 1012 раз), поэтому перекос траверсы и непараллельность ее столу будет превьвиать измеряемый зазор в соответственно 10-12 раз. Так, например, при точности измерения зазора в. 0,01 мм перекос траверсы достигнет

9,12 мм, что недопустимо для точных координатно-расточных станков.

Известен также станок портального тияа с устройством для устранения перекоса траверсы с покющью двух гидроцилиндров, установленных по ее краям, в котором управляющее устройство выполнено в виде регулятора давления, смонтированного на шпиндельной бабке и взаимодействую10щего с укрепленной вдоль траверсы профильной линейкой. В этом станке, дифференциальный регулятор давления, взаимодействуя с линейкой, работает как датчик перемещения шпиндельtjной бабки относительно траверсы и поэтому может быть использован в станках с длинной траверсой 2}.

Однако для станка характерны пониженная точность параллельного рас20положения траверсы относительно стола станка, так как на регулирование давления в цилиндрах сказываются погрешности изготовления и износа 391 линейки, рычажной передами и направляющих для шпиндельной бабки, а также деформации траверсы и линейки при переме1цениях шпиндельной бабки, необходимость в длинных гибких шлангах, соединяющих регулятор давления установленный на шпиндельной бабке, с гидроцилиндрами, располох енными по краям траверсы, и источником питания, тепловые деформации в шпиндельной бабке, отрицательно влияющие на точность станка, так как тепловыделения регулятора передают. ся в основном корпусу шпиндельной бабки. Целью изобретения является повышение точности поддержания горизонтального положения траверсы. Цель достигается тем, что в станке портального типа с устройством уравновешивания траверсы, имеющем расположенные по её краям два :тидро цилиндра, управляющее устройство I снабжено электрогидравлическим преобразователем, содержащим две электрические обмотки, подключенные к дат чику перемещения шпиндельной бабки, который выполнен электрическим, и четыре управляемые посредством указа ных обмоток гидродросселя, соединенные попарно по полумостовой схеме и гидравлически связанные с регулятора ми давления, которые подключены к введенным в гидросистему двум насосам-моторам, каждый из которых соеди нен с соответствующим цилиндром. На чертеже показана схема станка портального типа с устройством уравн вешивания траверсы. Станок содержит станину Т со столом 2 и двумя стойками 3 и i, по кот рым ходовыми винтами 5 и 6 перемещае ся в вертикальном направлении травер са 7. К траверсе 7 в зоне ходовых винтов прикреплены штоки разгружающих гидроцилиндров 8 и 9. По траверсе 7 в горизонтальном направлении пе ремещается шпиндельная бабка 10. На траверсе 7 смонтирован электрический датчик 11 перемещения шпиндельной бабки 10 относительно траверсы. Элек рический датчик 11 связан с блоком 12 управления.давлением, который выпо;Янен в виде электрогидравлического преобразователя. Электрическая часть электрогидравлического преобразователя содержит электрический согласующий блок 3, вход которого соединен с выходом электрического дат чика 11 перемещения шпиндельной бабки 10, а выходы - с обмотками 14 и 15 управления, взаимодействующими с четырьмя гидравлическими дросселями, соединенными попарно в полумосты 16 и 17. Полумосты 1б и 17 из управляемых дросселей наиболее просто реализуются, например, в виде сопротивлений типа сопло-заслонка. Входы полумостов 1б и 17 соединены гидролинией с источником постоянного давления РО а выходы - со сливом. Камеры между соплами полумостов 16 и 17 соединены гидролиниями с полостями управления регуляторов 18 и 19 давления насосовмоторов 20 и 21. Насосы-моторы 20 и 21 с регуляторами давления 18 и 19обеспечивают поддержание давления и управления давлением в гидроцилиндрах 8 и 9 как в насосном режиме (при подъеме траверсы 7) так и в моторном режиме (при опусканиитраверсы у). Выходы насосов 20 и 21 соедине- . ны гидролиниями с гидроцилиндрами 9 и 8 соответственно. Система регулирования давления в гидроцилиндрах 8 и 9 может иметь два исполнения: с обратной связью по давлению в гидроцилиндре и без нее. При отсутствии обратной связи давление в гидроцилиндрах определяется точностью отработки насосами 20и 21 давления управления на выходах полумостов 16 и 17. При наличии обратной связи для контроля давления в гидроцилиндрах 8 и 9 установлены датчики 22 и 23 давления, элект- рические выходы которых подсоединены к входам согласующего блока 13. На один из входов согласуюи(его блока 13 подсоединен задатчик 2k опорного сигнала Vj. Станок портального типа работает следующим образом. : Шпиндельная бабка 10 предваритель но устанавливается в среднее положение. Это создает равные действующие усилия на винты 5 и 6, для уравновешивания котбрых необходимо одинаковое давление а гидроцилиндрах 8 и 9. Задатчиком 2k в согласующий блок 13 подается опорный сигнал Vo. В согласующем блбке 13 по опорному сигналу Vtf и сигналу от электрического датчика 11 вырабатываются одинако§ые токи, пЬдающиеся в обмотки И и 1| управления. В полумостах 16 и

17 давление жидкости от источника с постоянным давлением PQ преобразуется в давления жидкости на выходах полумостов, пропорциональные токам в обмотках Ti и 15 управления, 5 Такие же давления будут в полостях управления регуляторов 18 и 19 давления насосов-моторов 20 и 21, что обеспечивает поддержание давления в гидроцилиндрах 8 и 9, пропорциональ- ного токам в обмотках управления. При перемещении шпиндельной бабки 10 изменение сигнала датчика 11 преобразуется в итоге в пропорциональное перемещение заслонок полумос- тов 16 и 17. Соответственно изменяется и давление жидкости в полумостах 16 и 17, регуляторах 1В и 19 давления, на выходе насосов-моторов 20 и 21 и в гидроцилиндрах 8 и 9. При 20 смещении шпиндельной бабки 10 влево давление в гидроцилиндре 9 повышается, а в гидроцилиндре 8 понижается. При смещении ее вправо изменение давления в гидроцилийдрах будет 2S обратным. Изменение давления в гидроцилиндрах при перемещении шпиндельной бабки 10 обеспечивает постоянные нагрузки на винты 5 и 6, а это исключает появление перекоса травер- 30 сы.

Предлагаемый станок обеспечивает высокую точность параллельного располож ния траверсы относительно стог ла станка, так как устраняются погрешэз ности, обусловленные применением механического датчика перемещения шпиндельной бабки по траверсе, и обеспечивается возможность замыкания- системы обратной связью по давлению в 40 гидроцилиндре, дополнительное повышение точности за счет удаления источника тепловыделений (блока управления давлением) от шпиндельной бабки и направляющих траверсы, компактность, 45

простоту и удобство монтажа устройства уравновешивания.

Формула изобретения

Станок портального типа, содержащий расположенную между стойками вертикально подвижную траверсу с перемещающейся по ней шпиндельной бабкой и механизм для уравновешивания траверсы, выполненный в виде двух уста новленных по ее краям гидроцилиндров, подключенных к гидросистеме и снабженных управляющим устройством, включающим два регулятора давления и установленный на траверсе датчик перемещения шпиндельной бабки, о тли чающийся тем, что, с целью повышения точности поддержания траверсы в горизонтальном полодении, управляющее устройство снабжено электрогидравлическим преобразователем, содержащим две з1яектричес кие обмотки, подключенные к датчи.ку перемещения шпиндельной бабки, который выполнен электрическим, и четыре управляемые посредством

указанных обмоток гидродросселя, соединенные попарно по полумостовой схеме и гидравлически связанные с регуляторами давления, кото0ые

,подключены к введенным в гидросистему двум йасосам-моторам, каждый из которых соединен с соответствующим гидроцилиндром.

Источники информации, принятые во внимание -при экспертизе I 1. Авторское свидетельство СССР itf 3383Л8, кл. В 23 Q 11/00, опублик. 1968.

2. Авторское свидетельство СССР , Г 580087, кл. В 23 0. 11/00, опубликл 1977 (прототип).

Похожие патенты SU918017A1

название год авторы номер документа
Устройство уравновешивания вертикально подвижного узла металлорежущего станка 1982
  • Яцкевич Анатолий Александрович
SU1071389A1
Металлорежущий станок 1981
  • Яцкевич Анатолий Александрович
SU980975A1
СТАНОК ПОРТАЛЬНОГО ТИНАВ П Т Б IФОНД effcficproa | 1972
SU421439A1
МАШИНА ДЛЯ СВАРКИ ТРЕНИЕМ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ 2011
  • Яцкевич Анатолий Александрович
  • Штернин Лев Александрович
RU2506146C2
Станок портального типа 1982
  • Спицын Николай Федорович
  • Косвинцев Борис Васильевич
  • Загреков Владимир Петрович
SU1060418A1
Стенд для испытания интеллектуальной системы адаптивного управления процессом резания на металлорежущих станках со шпиндельным узлом с активными магнитными подшипниками 2015
  • Сахарова Ольга Петровна
  • Есов Валерий Балахметович
  • Климочкин Кузьма Олегович
  • Фалькович Игорь Львович
  • Белинкин Игорь Сергеевич
RU2690625C2
Станок портального типа 1983
  • Дурнов Константин Николаевич
SU1189658A1
Устройство уравновешивания вертикально-подвижного узла металлорежущего станка 1983
  • Абрамов Валентин Георгиевич
  • Ламм Виктор Юрьевич
  • Матвеева Виктория Люсьеновна
  • Яцкевич Анатолий Александрович
SU1117143A1
Металлорежущий станок 1990
  • Тихонов Алексей Александрович
  • Болотин Георгий Семенович
SU1803277A1
СТАНОК ПОРТАЛЬНОГО ТИПА С УСТРОЙСТВОМАВТОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ УПРУГИХПЕРЕМЕЩЕНИЙ 1972
SU427832A1

Иллюстрации к изобретению SU 918 017 A1

Реферат патента 1982 года Станок портального типа

Формула изобретения SU 918 017 A1

SU 918 017 A1

Авторы

Абрамов Валентин Георгиевич

Лещенко Олег Дмитриевич

Яцкевич Анатолий Александрович

Даты

1982-04-07Публикация

1980-08-18Подача