(54) СПОСОБ ПРОКАТКИ СЛЯБОВ НА ЛИСТОВЫХ
1
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к прокатке листов и полос из слябов, получаемых с установок непрерывной разливки, а также катаных слябов, когда из широких слябов необходимо прокатывать относительно узкие листь{ или полосы.
Известен способ прокатки, согласно которому, с целый правильного формообразования боковых кромок раската, кромки обжимают в вертикальных валках и контактирующих с ними своими торцами горизонтальных обкатных, причем, с целью прокатки раскатов различной ширины, обкатные ролики перемешают совместно с соответствуюгцим вертикальным валком перпендикулярно оси прокатки 1. Недостатком этого способа является то, что вследствие ликвидации наплывов деформацией в прикромовых областях накат не только не снижается, но становится еше больше. Устройство для реализации данного способа сложно, так как требуется синхронное перемещение трех .пар валков.
Известен также способ прокатки, согласно которому с целью получения правильных боковых кромок раската, после проСТАНАХ
катки в вертикальных валках боковые кромки раската формируются ребордами тех же горизонтальных валков 2.
Недостатками этого способа являются увеличение наката и, следовательно, кон5 цевой обрези, а также сложность и не. надежность конструкции устройства, в котором горизонтальные ролики с ребордами перемещаются (для прокатки раскатов различной ширины) по валу, находящемуся
,0 под воздействием высокой температуры.
Наиболее близким к предлагаемому является способ редуцирования металла, согласно которому литой металл с установки непрерывной разливки, имеющий прямоугольное сечение с соотношением сторон
15 свыше 3, обжимается по ширине (больший размер поперечного сечения) в вертикальных валках, а затем образовавшиеся на широких плоскостях раскатов наплывы проглаживаются в горизонтальных валках с гладкой бочкой, причем раскат одновременно находится в вертикальных и в горизонтальных валках, вращающихся с разностью скоростей между ними 3.
Однако при прокатке в вертикальных валках из-за неравномерности распределения
приконтактного уширения по длине слябов образуются значительные концевые накаты, особенно на заднем конце слябов, что увеличивает величину торцовой обрези.
Целью изобретения является уменьшение концевых накатов и уменьшение концевой обрези при выравнивании слябов по ширине вертикальными валками.
Поставленная цель достигается тем, что при одновременной прокатке в вертикальных и горизонтальных парах валков прокатку заднего конца раската в вертикальных валках ведут с уменьшением разности скоростей враш,ения последующей и предыдущей пар валков, по сравнению с прокаткой остальной части раската.
Прокатка слябов по предлагаемому способу в редуцирующем агрегате, имеющем клеть с вертикальными валками с приводом от двигателей с регулируемой скоростью и клеть с горизонтальными валками, с приводом от двигателя с нерегулируемой скоростью осуществляется следующим образом.
При прокатке переднего конца сляба в клети с вертикальными валками скорость вращения ее валков, используя известные зависимости, выбирают таким образом, чтобы при задаче этого переднего конца в горизонтальные валки и дальнейшей совместной прокатке в обоих клетях между ними в patKaTe не возникало бы ни растягивающих, ни сжимающих напряжений. Очевидно, что при этом скорость вращения последующей пары валков (горизонтальной) будет несколько выше, чем предыдущей пары (вертикальной), что обусловлено вытяжкой раската в последующей паре валков, т. е. разность скоростей вращения последующей и предыдущей пар валков оказывается положительной. После того, как еще непрокатаная в вертикальных валках часть сляба останется равной 0,5-0,8 от его ширины, скорость вращения вертикальных валков увеличивают на 3-5% и оставшуюся часть раската прокатывают на увеличенной скорости, а это значит, что разность скоростей вращения последующей и предыдущей пар валков уменьщилась. Такое изменение разности скоростей вращения при водит к появлению усилия, сжимающего раскат между вертикальными и горизонтальными валками, а наличие продольных сжимающих напряжений в раскате приводит к росту величины приконтактного уширения в вертикальных валках, и, как следствие, к сокращению величины концевых наплывов. Таким образом, при прокате заднего .конца сляба в вертикальных валках с уменьшением разницы между скоростями вращения горизонтальных и вертикальных валков возникает новый эффект, не имеющий места в ранее известных способах прокатки - выравнивание вытяжек по ширине раската и уменьшение концевой обрези.
В случае прокатки сляба со стороны горизонтальных валков скорость вертикальных выбирают на 3-5% меньше скорости движения переднего конца раската при выходе из горизонтальных валков. После захода переднего конца раската в вертикальные валки и прокатки его на длине, 5 составляющей 0,5-0,8 от ширины раската, скорость вращения вертикальных валков увеличивают до величины, обеспечивающей прокатку раската без появлений в нем продольных растягивающих или сжимающих напряжений.
Пример. При прокатке литого сляба с поперечным сечением 250 X 1850 мм в раскат сечением 150x1650 мм с промежуточным сечением 200x1750 мм первый проход осуществляют со стороны вертикальной клети. Поскольку горизонтальные валки вращаются с нерегулируемой скоростью 1,5 м/с, то для исключения продольных напряжений в раскате скорость вращения вертикальных валков должна быть равна 1,5Х X (200:250) 1,2 м/с,т. е. разность
0 скоростей вращения последующей и предыдущей пар валков составляет 1,5-1,2 0,3 м/с. Когда длина непрокатанной части раската станет равной 0,8x1850 1480 мм, т. е. около 1,5 м, скорость вращения вертикальных валков увеличи5 вают до 1,05 X 1,2 1,26 м/с, уменьщив тем самым разность скоростей вращения последующей и предыдущей пар валков с 0,3 м/с до 1,5-1,26 0,24 м/с. При такой разности скоростей и докатывают раскат в вертикальной клети.
При прокатке во втором проходе со стороны горизонтальной клети, скорость вращения валков которой постоянна -и равна 1,5 м/с, отсутствие продольных напряжений в раскате при нахождении его одноJ временно в обоих клетях может быть обеспечено вращением вертикальных валков со скоростью 1.5 X 1750:1650 1.6 м/с. т. е. разность скоростей вращения между обеими парами валков составляет 1,6-1,5 0,1 м/с. Однако для создания продоль0 ных напряжений сжатия в раскате при задаче его из горизонтальных валков в вертикальные, скорость последних снижают до 1,6:1,05 1,52 м/с, т. е. разность скоростей вращения снижается при этом с 0,1 м/с до 1,52-1,5 0,02 м/с. После прокатки рас5 ката на длине, равной 0,8 X 1750 1400 мм или 1,4 м, скорость вращения валков вертикальной клети повышают до 1,6 м/с, создавая, тем самым, разность скоростей вращения 0,1 м/с, обеспечивающую отсутствие продольных напряжений в раскате.
Экономическая эффективность от применения предложенного способа может быть рассчитана по увеличению выхода годного.
По известному способу величина торцовой обрези достигает, как указывалось выше, . Применение предлагаемого способа позволяет уменьшить количество этой обрези, по крайней мере, вдвое. Таким образом, при редуцировании 5 млн. т. стали
в год удается сэкономить 5000000 X (0,04: :2) 100000 т.
Формула изобретения
Способ прокатки слябов на листовых станах, включающий одновременную прокатку раската в вертикальной и горизонтальной парах валков, вращающихся с. разностью скоростей между ними, отличающийся тем, что, с целью выравнивания вытяжек JIO ширине раската и уменьшения величины концевых накатов, прокатку заднего ко«ца раската в вертикальных валках ведут с уменьшением разности скоростей вращения валков по сравнению с прокаткой остальной части раската.
(
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 255167, кл. В 21 В 1/22, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР № 418232, кл. В 21 В 1/38. 1971.
3.Чижиков Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки. 1974, с. 312.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ прокатки слябов на листовых станах | 1988 |
|
SU1588450A2 |
Способ горячей прокатки полосового металла | 1987 |
|
SU1574298A1 |
Сляб для производства полос | 1987 |
|
SU1405913A1 |
Способ прокатки слитков и слябов | 1986 |
|
SU1565550A1 |
Комплект рабочих валков для широкополосных станов горячей прокатки | 1987 |
|
SU1475747A1 |
Способ прокатки в вертикальных валках универсальных клетей | 1990 |
|
SU1734899A1 |
Способ горячей прокатки полосового металла | 1985 |
|
SU1260049A1 |
Способ прокатки на слябинге | 1989 |
|
SU1748892A1 |
Способ горячей прокатки полосового металла | 1987 |
|
SU1574300A1 |
Способ горячей прокатки на широкополосном стане | 1987 |
|
SU1507464A1 |
Авторы
Даты
1983-01-23—Публикация
1981-05-25—Подача