СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В НЕПРЕРЫВНОМ МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ Российский патент 2002 года по МПК B21B1/28 

Описание патента на изобретение RU2190489C1

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных полос в непрерывном многоклетьевом стане.

Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому является способ холодной прокатки полос в непрерывном многоклетьевом стане, по которому в последней клети устанавливают усилие прокатки (а не величину обжатия), причем в этой клети осуществляется регулирование теплового профиля валков их секционным (зонным) охлаждением с целью обеспечения плоскостности прокатываемых полос. [См. А.Д. Белянский, Л.А. Кузнецов, И.В. Франценюк. Тонколистовая прокатка. Технология и оборудование. - М.: Металлургия, 1994, с. 364 и с. 343 соответственно].

Недостатком известного способа является низкая эффективность регулирования плоскостности полос по каналу секционного охлаждения рабочих валков, а также низкая планшетность готовых листов и полос. Это объясняется тем, что из-за нерегламентированного выбора величины погонного усилия прокатки в последней клети не достигается оптимальная разность температур рабочих валков в последней клети и смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), которая требуется для эффективного регулирования теплового профиля валков, а следовательно, плоскостности полос. В известном способе разность температур Δt = tв-tСОЖ, где tв - температура поверхности рабочих валков, oС, tсож - температура СОЖ, oС, недостаточна для обеспечения эффективного регулирования плоскостности по каналу теплового профилирования рабочих валков их секционным (зонным) охлаждением. Нерегламентированное регулирование величины погонного усилия прокатки в последней клети стана приводит к повышению износа опорных и рабочих валков клети.

Задача изобретения заключается в снижении неплоскостности прокатываемых полос и расхода валков.

Указанный технический эффект достигают тем, что способ холодной прокатки горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане включает пропуск полос через прокатные клети, установление погонного усилия в последней клети, а также регулирование теплового профиля рабочих валков этой клети их секционным (зонным) охлаждением. В процессе прокатки величину погонного усилия в последней клети устанавливают по эмпирической зависимости

где Рпог= Р/В - погонное усилие прокатки в последней клети, тс/мм;
Р - усилие прокатки, тс;
В - ширина полосы, мм;
hn- толщина полосы за последней n-ой клетью, мм;
v - скорость прокатки, м/с
kD= 0,8. . .1,0 - эмпирический коэффициент, характеризующий влияние диаметра рабочих валков на погонное усилие, безразмерный;
1,24 тс/мм; 0,40 1/мм; 0,11 1/рад; 0,2 тс/мм2 - эмпирические коэффициенты;
0,35 - минимальная толщина полосы за последней клетью, мм;
15 - эмпирическая величина, м/с
Уменьшение неплоскостности прокатываемых полос будет происходить вследствие оптимизации установления погонного усилия прокатки в последней клети многоклетьевого стана холодной прокатки. Между погонным усилием прокатки и разогревом валков имеется взаимосвязь, вытекающая из физической сущности процесса холодной прокатки тонкой и широкой полосы. Увеличение погонного усилия приводит к увеличению работы сил трения и работы формоизменения. В результате закономерного увеличения тепловыделения в очаге деформации увеличивается теплосодержание рабочих валков. Это создает благоприятные условия для эффективного регулирования теплового профиля валков их секционным (зонным) охлаждением. Одновременно увеличение погонного усилия прокатки повышает износ опорных и рабочих валков, а также ухудшает условия работы тонкого регулятора толщины полос. Следовательно, необходимо оптимизировать величины погонных усилий прокатки, повышающих эффективность регулирования теплового профиля валков без увеличения их износа, который возрастает при увеличении погонного усилия прокатки. Установление усилия прокатки применительно к тонколистовым станам равносильно установлению погонного усилия прокатки, под которым везде по тексту понимается усилие прокатки, отнесенное к ширине прокатываемой полосы, тс/мм.

Предлагаемый способ применим при прокатке полос толщиной 0,35-2,5 мм при скоростях 5-30 м/с.

Диапазон значений эмпирического коэффициента kD в пределах 0,8-1,0 объясняется одной из закономерностей процесса листовой прокатки, согласно которой чем меньше диаметр рабочих валков, тем меньше усилие прокатки, необходимое для деформирования металла. Поэтому в предложенной эмпирической зависимости минимальному значению диаметра рабочих валков Dmin=400 мм соответствует kD=0,8, а при максимальном значении Dmax=615 мм применяется коэффициент kD=1,0.

Эмпирическая величина 15 м/с в предложенной зависимости по физическому смыслу соответствует граничному (или базовому) значению скорости прокатки. Если скорость прокатки меньше этого значения, то при одной и той же конечной толщине полос погонное усилие прокатки следует увеличивать по сравнению с тем его значением, которое требуется при скорости v=15 м/с. Наоборот, при увеличении скорости выше 15 м/с погонное усилие прокатки следует уменьшать для достижения технического эффекта.

Анализ научно-технической и патентной литературы показывает отсутствие совпадения отличительных признаков заявляемого способа с признаками известных технических решений. На основе этого делается вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень". Ниже даны варианты осуществления изобретения, не исключающие другие варианты в пределах формулы изобретения.

Пример. В процессе холодной прокатки пропускают горячекатаные полосы через клети многоклетьевого стана, устанавливают погонное усилие в последней клети, регулируют тепловой профиль насеченных рабочих валков этой клети посредством их секционного (зонного) охлаждения.

В процессе прокатки величину погонного усилия в последней клети устанавливают по эмпирической зависимости

где Рпог=Р/В - погонное усилие прокатки в последней клети, тс/мм;
Р - усилие прокатки, тс;
В - ширина полосы, мм;
h5 - толщина полосы за последней 5-ой клетью, мм;
v - скорость прокатки, м/с
kD= 0,8. . .1,0 - эмпирический коэффициент, характеризующий влияние диаметра рабочих валков на погонное усилие, безразмерный;
1,24 тс/мм; 0,40 1/мм; 0,11 1/рад; 0,2 тс/мм2 - эмпирические коэффициенты;
0,35 - минимальная толщина полосы за последней клетью, мм;
15 - эмпирическая величина, м/с.

Прокатывают полосы из стали 08пс на пятиклетьевом стане.

В таблице приведены примеры осуществления способа с различными технологическими параметрами.

В первом примере из-за несоответствия значения коэффициента kD оптимальному значению погонное усилие прокатки выше требуемого, поэтому имел место повышенный износ опорных валков - 3,0 мм на диаметр за одну кампанию. Отмечен повышенный износ рабочих валков, потребовавший дополнительной смены комплекта рабочих валков пятой клети.

В пятом примере погонное усилие прокатки не соответствовало оптимальному значению (было меньше). В результате ухудшилась плоскостность (средняя ошибка плоскостности составила 5,2 IU). Средняя ошибка плоскостности более 5,0 IU приводит к переводу листового проката в низшую категорию плоскостности (ПН) по ГОСТ 19904-90 или в брак (беззаказную продукцию).

В оптимальных примерах 2-4 имеется соответствие между исходными технологическими параметрами и установленным погонным усилием прокатки, чем обеспечиваются наилучшие условия достижения технического эффекта. Средняя ошибка плоскостности полос не превышала 2,8 IU, что отвечает условиям получения металла высших категорий плоскостности ПО, ПВ по ГОСТ 19904-90.

Таким образом, применение изобретения позволяет уменьшить отбраковку холоднократных полос и листов по плоскостности на 5-6% и уменьшить расход опорных и рабочих валов на 4% и 3% соответственно.

Похожие патенты RU2190489C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В НЕПРЕРЫВНОМ МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ 2001
  • Скороходов В.Н.
  • Чернов П.П.
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Парсенюк Евгений Александрович
  • Акишин Владимир Викторович
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Долматов А.П.
  • Рубанов В.П.
RU2190488C1
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОЙ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ 2001
  • Чернов П.П.
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Скороходов В.Н.
  • Акишин Владимир Викторович
  • Парсенюк Евгений Александрович
  • Долматов А.П.
  • Рубанов В.П.
RU2212963C2
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В НЕПРЕРЫВНОМ МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ 2001
  • Чернов П.П.
  • Акишин Владимир Викторович
  • Парсенюк Евгений Александрович
  • Скороходов В.Н.
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Долматов А.П.
  • Рубанов В.П.
RU2212962C2
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОЙ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ 2001
  • Настич В.П.
  • Чернов П.П.
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Акишин Владимир Викторович
  • Парсенюк Евгений Александрович
  • Ракитин С.А.
  • Долматов А.П.
  • Рубанов В.П.
RU2212289C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ ХОЛОДНОКАТАНОЙ ПОЛОСОВОЙ СТАЛИ 1999
  • Морозов А.А.
  • Тахаутдинов Р.С.
  • Антипенко А.И.
  • Спирин С.Ю.
  • Антипанов В.Г.
  • Краснов С.Г.
  • Лисичкина К.А.
  • Семихатский С.А.
  • Якименко В.Н.
  • Дудин В.П.
RU2147943C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЕМ ВАЛКОВ ЛИСТОПРОКАТНОГО СТАНА 1998
  • Гарбер Э.А.
  • Гончарский А.А.
  • Кузнецов В.В.
  • Горелик П.Б.
  • Абраменко В.И.
RU2133162C1
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ 2002
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Настич В.П.
  • Чернов П.П.
  • Акишин Владимир Викторович
  • Пименов В.А.
  • Парсенюк Евгений Александрович
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Долматов А.П.
  • Рубанов В.П.
RU2225272C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛОСКОСТНОСТИ ПОЛОС 2000
  • Божков А.И.
  • Настич В.П.
  • Складчиков В.М.
  • Титов Е.В.
  • Чеглов А.Е.
RU2189875C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЕМ ВАЛКОВ ЛИСТОПРОКАТНОГО СТАНА 2000
  • Гарбер Э.А.
  • Гончарский А.А.
  • Петров С.В.
  • Абраменко В.И.
  • Горелик П.Б.
  • Кузнецов В.В.
  • Антонов В.Ю.
RU2184004C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО СТАНА ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ 2001
  • Виер И.В.
  • Карпов Е.В.
  • Буданов А.П.
  • Антипанов В.Г.
RU2201820C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 190 489 C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС В НЕПРЕРЫВНОМ МНОГОКЛЕТЬЕВОМ СТАНЕ

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к холодной прокатке стальных горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане. Задача изобретения заключается в снижении неплоскостности прокатываемых полос и расхода валков. Способ холодной прокатки горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане включает пропуск полос через прокатные клети, установление погонного усилия в последней клети, а также регулирование теплового профиля валков их секционным (зонным) охлаждением. В процессе прокатки величину погонного усилия в последней клети устанавливают по эмпирической зависимости

где Рпог= Р/В - погонное усилие прокатки в последней клети, тс/мм; Р - усилие прокатки, тс; В - ширина полосы, мм; hn - толщина полосы за последней n-ой клетью, мм; v - скорость прокатки, м/с; kD= 0,8-1,0 - эмпирический коэффициент, характеризующий влияние диаметра рабочих валков на погонное усилие, безразмерный; 1,24 тс/мм; 0,40 1/мм; 0,11 1/рад; 0,2 тс/мм2 - эмпирические коэффициенты; 0,35 - минимальная толщина полосы за последней клетью, мм; 15 - эмпирическая величина, м/с. Изобретение обеспечивает повышение эффективности теплового регулирования плоскостности за счет увеличения теплового напора СОЖ. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 190 489 C1

Способ холодной прокатки горячекатаных полос в непрерывном многоклетьевом стане, включающий пропуск полос через прокатные клети, установление погонного усилия в последней клети, а также регулирование теплового профиля рабочих валков этой клети их секционным охлаждением, отличающийся тем, что в процессе прокатки величину погонного усилия в последней клети устанавливают по эмпирической зависимости

где Рпог=Р/В - погонное усилие прокатки в последней клети, тс/мм;
Р - усилие прокатки, тс;
В - ширина полосы, мм;
hn - толщина полосы за последней n-ой клетью, мм;
v - скорость прокатки, м/с;
kD = 0,8 - 1,0 - эмпирический коэффициент, характеризующий влияние диаметра рабочих валков на погонное усилие, безразмерный;
1,24 тс/мм; 0,40 1/мм; 0,11 1/рад; 0,2 тс/мм2 - эмпирические коэффициенты,
0,35 - минимальная толщина полосы за последней клетью, мм;
15 - эмпирическая величина, м/с.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2190489C1

БЕЛЯНСКИЙ А.Д
и др
Тонколистовая прокатка
Технология и оборудование
- М.: Металлургия, 1994, с.364 и 343
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛОСЫ ПРИ ПРОКАТКЕ В КЛЕТИ С ОПОРНЫМИ ВАЛКАМИ 0
SU275961A1
Способ охлаждения валков листопрокатного стана 1986
  • Тимошенко Леонид Васильевич
  • Воробей Сергей Александрович
  • Мазур Валерий Леонидович
  • Чмелев Александр Андреевич
  • Тимофеев Александр Юрьевич
SU1346285A1
СПОСОБ ДРЕССИРОВКИ ПОЛОСЫ 1992
  • Белалов А.Х.
  • Файзуллина Р.В.
  • Бронников М.С.
  • Кушнарев А.В.
  • Савельев Б.Г.
RU2016680C1
RU 97101897 А, 20.04.1999
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОСЫ 1990
  • Исаевич Л.А.
  • Борбух С.И.
  • Фань Куй[Cn]
  • Хлебцевич В.А.
RU2006298C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГОДНОГО К КОНСЕРВИРОВАНИЮ СТЕРИЛИЗОВАННОГО МАСЛА 1935
  • Горяев М.И.
SU46423A1

RU 2 190 489 C1

Авторы

Скороходов В.Н.

Чернов П.П.

Акишин Владимир Викторович

Сафьян Александр Матвеевич

Приходько Игорь Юрьевич

Парсенюк Евгений Александрович

Ларин Ю.И.

Долматов А.П.

Рубанов В.П.

Даты

2002-10-10Публикация

2001-07-26Подача