СПОСОБ НАЛАДКИ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО КОНДУКТОРА Российский патент 2003 года по МПК B23K37/04 B62D65/02 

Описание патента на изобретение RU2218258C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроении.

Известен способ наладки сборочно-сварочных кондукторов с использованием трехкоординатной измерительной машины (смотри патент 2135341, МКИ В 23 К 37/00, "Способ изготовления сборочно-сварочного кондуктора"), в котором кондуктор устанавливают на контрольную плиту трехкоординатной измерительной машины и выверяют в заданной системе координат базовые элементы (кондукторные плиты, стойки и базовые блочки) кондуктора, имитирующие теоретические поверхности кузова.

Данный способ, несмотря на высокую точность наладки сборочно-сварочного кондуктора и его изготовление, не гарантирует достаточной точности получаемого изделия, так как тонколистовые штампованные детали не обладают достаточной жесткостью и для них характерны пружинение, деформация, частичная потеря формы, Кроме того, действуя базовыми блочками и прижимами кондуктора на отдельные участки закладываемых в кондуктор штампованных деталей, можно вызвать деформацию соседних, свободных, незажатых участков деталей.

Сущностью технического результата, на решение которого направлено изобретение, является получение в процессе наладки более точного сборочно-сварочного кондуктора, что улучшит геометрические параметры получаемого кузова, и в итоге повысится качество автомобиля.

Средство достижения поставленной задачи состоит в том, что в предлагаемом способе наладки сборочно-сварочного кондуктора после окончательной выверки всех базовых элементов кондуктора, обеспечивающего его расположение в пространстве, и подгонки прижимов, производится наладка кондуктора по штампованным деталям, для чего в него закладывают штампованные детали, предназначенные для сварки, фиксируют детали прижимами и затем измеряют на трехкоординатной измерительной машине элементы, характеризующие форму и размер изделия, определяют зоны завышенных отклонений и корректируют кондуктор для их устранения.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежами.

На фиг.1 показана схема расположения базовых блочков кондуктора.

На фиг.2 показаны сечения деталей, составляющих изделие (в данном случае боковину кузова микроавтобуса) и элементы (линии), характеризующие форму и размеры изделия.

На фиг. 3 в качестве примера показано сечение В-В боковины со схемой расположения базовых блочков.

На фиг.4 показаны результаты сканирования поверхности детали с симметричными отклонениями.

На фиг.5 показан способ устранения симметричных отклонений за счет введения дополнительного базового блочка и прижима.

На фиг.6 показан способ устранения симметричных отклонений за счет коррекции имеющихся базовых блочков.

На фиг. 7 показаны результаты сканирования детали с асимметричными отклонениями.

На фиг.8 показан способ устранения асимметричных отклонений за счет введения дополнительного базового блочка и прижима.

На фиг.9 показан способ устранения асимметричных отклонений за счет коррекции имеющихся базовых блочков.

Наладочный комплекс для сборки-сварки изделия (боковины кузова микроавтобуса) состоит из установленного на контрольной плите трехкоординатной измерительной машины 1, для точного выхода в принятую систему координат X, Y, Z, сборочно-сварочного кондуктора (не показан) с совокупными базовыми блочками 2, имитирующими теоретические поверхности деталей, составляющие изделие (см. фиг.1).

Дополнительную наладку сборочно-сварочного кондуктора осуществляют путем установки штампованных деталей 3-10 на базовые блочки и фиксации их соответственно прижимами (см. фиг.1). Затем с помощью трехкоординатной измерительной машины измеряют элементы поверхности, характеризующие форму и размеры изделия (см. фиг.2).

Далее описание способа будет основываться на примере сечения В-В, характеризующего штампованную деталь 5 по линии В (см. фиг.2). При измерении линии В на участке между базовыми блочками 11 и 12, зафиксированными соответственно прижимами 13 и 14 вместо заданного положения 15 линии В, характеризующие форму и размеры сечения В-В получили положение 16 с максимальными отклонениями в точке А, причем эти отклонения симметричны относительно оси 17 (см. фиг.4).

Коррекция кондуктора с целью исключения отклонений элементов поверхности изделия возможна разными приемами. Для рассматриваемого примера наиболее надежно установить в точке А дополнительный базовый блочок 18 и дополнительный прижим 19 (см. фиг.5), после сварки деталей 5 и 6 по стыку Г (см. фиг.2, сечение Г-Г) форма и размеры изделия по линии В будут удерживаться.

Положительный результат достигается также путем подработки базовых блочков 11 и 12 за счет введения на них уклонов 20 и 21. Величина уклонов определяется экспериментально и подработка базовых блочков 11, 12 ведется до занятия точки и требуемого положения (см. фиг.6).

Возможны асимметричные отклонения линии В с максимальными отклонениями в точке Б (см. фиг.7). Отклонения можно устранить за счет установки в точке Б дополнительного базового блочка 22 и соответственно дополнительного прижима 23 (см. фиг.8) или путем подработки базовых блочков 11, 12 и введения на них уклонов 24 и 25, при этом уклон 25 будет несколько больше уклона 24 (см. фиг.9).

Использование описанного способа наладки сборочно-сварочного кондуктора позволяет компенсировать отклонения, возникающие из-за недостаточной жесткости тонколистовых штампованных деталей и повысить точность изготавливаемого в кондукторе изделия.

Похожие патенты RU2218258C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО КОНДУКТОРА 1998
  • Носов В.А.
RU2135341C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО КОНДУКТОРА КУЗОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОДНОЙ МОДЕЛИ НА ДРУГУЮ 2002
  • Горлов Е.С.
  • Хабаров А.Е.
  • Пушкин Е.А.
RU2219034C1
СПОСОБ СБОРКИ КОНДУКТОРА ДЛЯ СБОРКИ-СВАРКИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ И СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Носов В.А.
  • Хабаров А.Е.
RU2266184C2
СПОСОБ СБОРКИ И СВАРКИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЗ КУЗОВНЫХ УЗЛОВ 2000
  • Носов В.А.
  • Хабаров А.Е.
  • Планкин С.И.
RU2174068C1
СПОСОБ НАЛАДКИ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ 1998
  • Носов В.А.
RU2149090C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ СБОРКИ И СВАРКИ КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЕЙ 1995
  • Уткин В.Г.
  • Данилов Е.Г.
  • Шашунькин В.А.
  • Голованов В.В.
  • Ермаков Ю.А.
  • Малевский А.К.
RU2102210C1
Способ контроля точности штампованных из листа деталей кузова транспортного средства 1980
  • Аносов Владимир Александрович
  • Береговой Сергей Александрович
  • Горбашев Алексей Николаевич
  • Ивков Валерий Витальевич
  • Максимов Владимир Евгеньевич
  • Мещеряков Леонид Витальевич
  • Савичев Юрий Петрович
  • Усиевич Лев Самуилович
SU1049324A1
СПОСОБ ВЫТЯЖКИ И ШТАМП ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Афанасьев А.А.
RU2220018C2
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СВАРКИ ЛИСТОШТАМПОВОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ 1999
  • Уткин В.Г.
  • Бойков Н.В.
  • Локшин С.М.
  • Малевский А.К.
  • Шашунькин В.А.
  • Голованов В.В.
RU2164201C2
СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КУЗОВНЫХ ПАНЕЛЕЙ ЖЕЛОБООБРАЗНОЙ ФОРМЫ 1996
  • Климычев С.Б.
  • Афанасьев А.А.
  • Малевский А.К.
RU2100121C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 218 258 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ НАЛАДКИ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО КОНДУКТОРА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроению. Технический результат изобретения состоит в получении в процессе наладки более точного сборочно-сварочного кондуктора, что улучшит геометрические параметры получаемого кузова и в итоге повысит качество автомобиля. После окончательной выверки всех базовых элементов кондуктора, обеспечивающих его расположение в пространстве, и подгонки прижимов производится наладка кондуктора по штампованным деталям. Для этого в кондуктор закладывают штампованные детали, предназначенные для сварки. Фиксируют детали прижимами и затем измеряют на трехкоординатной измерительной машине элементы, характеризующие форму и размер изделия. Определяют зоны завышенных отклонений и корректируют кондуктор для их устранения. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 218 258 C1

Способ наладки сборочно-сварочного кондуктора, включающий установку кондуктора на контрольную плиту трехкоординатной измерительной машины и выверку в заданной системе координат базовых элементов, отличающийся тем, что после выверки базовых элементов кондуктора, производится наладка кондуктора по штампованным деталям, для чего в него закладывают штампованные детали, фиксируют их прижимами и затем измеряют на трехкоординатной измерительной машине элементы, характеризующие форму и размер изделия, определяют зоны завышенных отклонений и корректируют кондуктор для их устранения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2218258C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО КОНДУКТОРА 1998
  • Носов В.А.
RU2135341C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА ИЛИ ЕГО УЗЛОВ И СПОСОБ СБОРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА ИЛИ ЕГО УЗЛОВ 1998
  • Боссотто Пьеро
  • Кьорино Луиджи
  • Бикерстафф Дэвид Дж.
RU2148517C1
US 5267683, 07.12.1993
Устройство для селекции видеосигнала заданной фигуры сложной формы 1974
  • Коркунов Юрий Федорович
  • Каширин Станислав Евгеньевич
  • Огурцовский Юрий Георгиевич
SU642878A1

RU 2 218 258 C1

Авторы

Носов В.А.

Планкин С.И.

Даты

2003-12-10Публикация

2002-07-01Подача