СПОСОБ РЕМОНТА ПЕРА ЛОПАТКИ Российский патент 2004 года по МПК B23P6/00 B23P6/02 

Описание патента на изобретение RU2240215C1

Изобретение относится к области электронно-лучевой обработки материалов и предназначено для изготовления и ремонта изделий из титановых сплавов.

Известен способ электронно-лучевой сварки титановых сплавов с последующей термической обработкой в вакуумной печи (Гуревич С.М. и др. Сварка высокопрочных титановых сплавов. - М.: Машиностроение, 1975, с 150).

Недостатком известного способа является возможность коробления деталей после термической обработки.

Известен способ электронно-лучевой сварки с последующей термической обработкой сварного соединения сканирующим электронным лучом (Ильченко Г.А. и др. Электронно-лучевой отжиг сварных соединений //Материалы VII Всесоюзной конференции по электронно-лучевой сварке, М., МЭИ, 1-3 февраля 1083, с 54-58).

Недостатком известного способа является низкая усталостная прочность сварного соединения.

Наиболее близким по технической сущности является способ ремонта пера лопатки, при котором на пере лопатки определяют линию ремонтного сечения и отрезают дефектную часть пера лопатки, сборку вставки и пера лопатки осуществляют в замок по линии ремонтного сечения, электронно-лучевую сварку ведут со сквозным проплавлением при постоянной фокусировке и скорости сварки, а затем осуществляют термическую обработку сварного соединения (Основы технологии создания газотурбинных двигателей для магистральных самолетов. /Под ред. А.Г. Братухина, Ю.Е. Решетникова, А.А. Иноземцева. - М.: Авиатехинформ, 1999, с 479-480).

Недостатком известного способа является возможность утонений и подрезов, особенно по входной кромке пера лопатки. Возможна микропористость металла шва из-за наличия в нем газов, например водорода. Усталостная прочность сварного шва относительно низкая.

Задачей изобретения является повышение качества сварного соединения.

Поставленная задача достигается тем, что при ремонте пера лопатки газотурбинных двигателей, включающем выбор на пере лопатки линии ремонтного сечения, отрезание дефектной части пера лопатки, изготовление вставки из материала лопатки, осуществление сборки вставки и пера лопатки в замок по длине ремонтного сечения, ведение электронно-лучевой сварки со сквозным проплавлением при постоянной фокусировке и скорости сварки и осуществление термической обработки сварного соединения, линию ремонтного сечения выбирают в зоне несовпадения максимальных вибрационных нагрузок, входную кромку пера устанавливают на полке вставки, на спинке пера с перекрытием входной кромки пера размещают пластину, причем суммарную толщину пластины и пера лопатки по всему ремонтному сечению берут равной толщине профиля пера в ремонтном сечении, сварку со сквозным проплавлением ведут за два прохода, первый проход ведут от торца пера к выходной кромке пера, второй проход осуществляют со смещением электронного луча на вставку, а термическую обработку производят сканирующим электронным лучом.

Ширину полки вставки берут равной удвоенному сечению корневой части шва.

Известно, что лопатки газотурбинного двигателя в процессе эксплуатации изнашиваются преимущественно со стороны входной кромки ближе к торцу пера, что приводит к снижению КПД двигателя (Крымов В.В. и др. Производство лопаток газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 2002, с. 345). При ремонте лопатки дефектную часть пера лопатки обрезают и заменяют ее вставкой из материала лопатки. Ремонтное сечение стыка имеет переменный профиль по толщине и кривизне. Сварное соединение необходимо получить без утонений и подрезов со стороны поверхностей лопатки и обеспечить высокую усталостную прочность сварного соединения.

На фиг.1 показана схема сборки пера лопатки и вставки; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение В-В на фиг.1;

Способ реализуется следующим образом.

На пере лопатки 1 определяют линию ремонтного сечения. Линию ремонтного сечения выбирают в зоне несовпадения максимальных вибрационных нагрузок. Отрезают дефектную часть пера лопатки 1. Из материала лопатки изготавливают вставку 2. Сборку вставки 2 и пера лопатки 1 осуществляют в замок по линии ремонтного сечения. Входную кромку пера лопатки 1 устанавливают на полке вставки 2. На спинке пера лопатки 1 с перекрытием входной кромки пера размещают пластину 3. Суммарная толщина пластины 3 и пера лопатки 1 по всему ремонтному сечению равна толщине профиля пера в ремонтном сечении. Начало сварки осуществляют на входной планке 4. Сварку со сквозным проплавлением ведут за два прохода. Первый проход ведут от торца пера к выходной кромке пера, второй “разглаживающий” проход осуществляют со смещением электронного луча на вставку 2. Оба прохода выполняют с осцилляцией электронного луча по круговой траектории.

Термическую обработку сварного соединения производят сканирующим электронным лучом, при этом производят осцилляцию электронного луча одновременно по круговой траектории и вдоль сварного шва. Температуру термической обработки выдерживают ниже температуры α→β превращений.

Для исключения утонений ширина полки вставки равна удвоенному сечению корневой части шва.

Способ конкретного выполнения.

Определили линию ремонтного сечения на лопатке из сплава ВТ 8М и отрезали дефектную часть лопатки. Из сплава ВТ 8М изготовили вставку и отожгли при температуре 858°С. Сборку вставки и пера лопатки производили в специальном стапеле. Зазор при сборке в стыке не превышал 0,2 мм. Сварку производили на установке ЭЛУ-9А с электронно-лучевой пушкой ЭП-60 на режиме: скорость сварки - 20 м/ч; ток сварки - 23 мА; ток фокусировки - на 2 мА меньше тока острой фокусировки; ускоряющее напряжение - 60 кВ; расстояние от свариваемого узла до среза пушки - 100 мм; диаметр осцилляции луча по круговой траектории - 8 мм. Частота осцилляции луча по круговой траектории в 10 раз больше частоты колебаний луча вдоль стыка. Температуру термической обработки выдерживали в интервале 850...880°С.

После механической обработки детали прошли рентгеноконтроль и УЗК. Предел выносливости лопаток (σ-1=28 кгс/мм2 (предел выносливости новых лопаток σ-1=30 кгс/мм2).

Похожие патенты RU2240215C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СОПЛОВЫЕ ЛОПАТКИ ИЗ НИКЕЛЕВЫХ ИЛИ КОБАЛЬТОВЫХ СПЛАВОВ В ВИДЕ МНОГОБЛОЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2013
  • Новиков Антон Владимирович
  • Быбин Андрей Александрович
  • Дементьев Алексей Владимирович
  • Бекишев Ринат Рашидович
RU2550055C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БЛОКА СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН ИЗ НИКЕЛЕВЫХ И КОБАЛЬТОВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Новиков Антон Владимирович
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Кишалов Евгений Александрович
RU2426632C1
СПОСОБ РЕМОНТА МОНОКОЛЕСА ТУРБОМАШИН 2009
  • Наговицын Евгений Михайлович
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Докашев Виктор Васильевич
  • Есипова Татьяна Сергеевна
  • Никитин Александр Иванович
  • Поклад Валерий Александрович
  • Пузанов Сергей Георгиевич
  • Скворцов Иван Владимирович
  • Соломатина Наталья Анатольевна
RU2419527C1
Способ изготовления моноколеса ГТД из заготовки с обнаруженными при её обработке дефектами 2015
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Денисов Анатолий Яковлевич
  • Родин Евгений Валерьевич
  • Докашев Виктор Васильевич
  • Козлов Сергей Николаевич
  • Фомичев Евгений Олегович
  • Соловьев Алексей Валерьевич
RU2612108C1
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТОК ТУРБИННЫХ МАШИН 2006
  • Наговицын Евгений Михайлович
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Поклад Валерий Александрович
  • Шаронова Наталья Ивановна
  • Пузанов Сергей Георгиевич
  • Скворцов Иван Владимирович
  • Докашев Виктор Васильевич
  • Ермачков Евгений Михайлович
RU2316418C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ СВАРКИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ 2003
  • Павлов А.С.
RU2238828C1
СПОСОБ РЕМОНТА РАБОЧИХ КОЛЕС ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Ефремов Григорий Валерьевич
  • Крюков Михаил Александрович
  • Козлов Сергей Николаевич
RU2279960C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Селиванов Константин Сергеевич
RU2440877C2
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТКИ МОНОБЛОЧНОГО, ОСНАЩЕННОГО ЛОПАТКАМИ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ И ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗАННОГО СПОСОБА 2006
  • Буэ Бернар
  • Кернеи Стефан
  • Паньон Клод Андре Шарль
  • Пинто Эрик Кристиан Жан
RU2417869C2
Способ устранения дефекта сварного шва трубной сформованной заготовки, выполненного с использованием лазера 2017
  • Романцов Александр Игоревич
  • Федоров Михаил Александрович
  • Черняев Антон Александрович
  • Котлов Александр Олегович
  • Булыгин Алексей Александрович
  • Стратулат Василий Юрьевич
RU2668623C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 240 215 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ РЕМОНТА ПЕРА ЛОПАТКИ

Изобретение относится к области электронно-лучевой обработки материалов и предназначено для изготовления и ремонта изделий из титановых сплавов. В способе ремонта пера линию ремонтного сечения выбирают в зоне несовпадения максимальных вибрационных нагрузок, входную кромку пера устанавливают на полке вставки, на спинке пера с перекрытием входной кромки пера размещают пластину, причем суммарную толщину пластины и пера лопатки по всему ремонтному сечению берут равной толщине профиля пера в ремонтном сечении, сварку со сквозным проплавлением ведут за два прохода, первый проход ведут от торца пера к выходной кромке пера, второй проход осуществляют со смещением электронного луча на вставку, а термическую обработку производят сканирующим электронным лучом, а ширину полки вставки берут равной удвоенному сечению корневой части шва. Обеспечивается повышение качества сварного соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 240 215 C1

1. Способ ремонта пера лопатки газотурбинных двигателей, включающий выбор на пере лопатки линии ремонтного сечения, отрезание дефектной части пера лопатки, изготовление вставки из материала лопатки, осуществление сборки вставки и пера лопатки в замок по длине ремонтного сечения, ведение электронно-лучевой сварки со сквозным проплавлением при постоянной фокусировке и скорости сварки и осуществление термической обработки сварного соединения, отличающийся тем, что линию ремонтного сечения выбирают в зоне несовпадения максимальных вибрационных нагрузок, входную кромку пера устанавливают на полке вставки, на спинке пера с перекрытием входной кромки пера размещают пластину, причем суммарную толщину пластины и пера лопатки по всему ремонтному сечению берут равной толщине профиля пера в ремонтном сечении, сварку со сквозным проплавлением ведут за два прохода, первый проход ведут от торца пера к выходной кромке пера, второй проход осуществляют со смещением электронного луча на вставку, а термическую обработку производят сканирующим электронным лучом.2. Способ ремонта пера лопатки по п.1, отличающийся тем, что ширину полки вставки берут равной удвоенному сечению корневой части шва.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240215C1

БРАТУХИН А.Г
и др
Основы технологии создания газотурбинных двигателей для магистральных самолетов
- М.: Авиатехинформ, 1999, с.479 и 480
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ 1997
  • Асадуллин М.З.
  • Юрьев В.Л.
  • Грибановский В.А.
RU2121419C1
СПОСОБ РЕМОНТА ОХЛАЖДАЕМОЙ РАБОЧЕЙ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Сизов В.И.
  • Бычков М.Н.
  • Григорьев Н.Ф.
  • Шкаликов Э.А.
RU2177863C1
Способ восстановления длины пера лопаток компрессора ГТД 1990
  • Копылов Александр Григорьевич
  • Быков Сергей Иванович
  • Батуев Валерий Николаевич
SU1734977A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИБЕНЗОКСАЗИНДИОНОВ 0
SU276404A1

RU 2 240 215 C1

Авторы

Аржакин А.Н.

Столяров И.И.

Язовских В.М.

Кротов Л.Н.

Трушников Д.Н.

Каменев В.П.

Даты

2004-11-20Публикация

2003-07-15Подача