СПОСОБ ДОВОДКИ РАБОЧЕГО ПРОФИЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2004 года по МПК B23F19/02 B23H5/06 

Описание патента на изобретение RU2242335C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте и улучшении качества сопряжения зубчатых передач.

Известен способ чистовой обработки путем притирки в паре сопрягаемых колес с удалением материала абразивной пастой [1]. Это позволяет удалить припуски 10-20 мкм и предназначено, в основном, для снижения высоты микронеровностей.

Однако данный способ не позволяет производить восстановление колес после эксплуатации, т.к. величина износа зубьев превышает допустимый предел припуска, рекомендуемого для притирки.

Из известных наиболее близким по сущности является способ химико-механической обработки зубчатых колес [2], заключающийся в том, что в агрессивной среде ведется обкатка зубчатых колес.

Недостатками способа являются малая стойкость технологического раствора, выражающаяся в ослаблении интенсивности съема материала; вредное воздействие компонентов раствора на окружающую среду; трудность утилизации отработанного раствора.

Известно устройство [3], с помощью которого осуществляют чистовую обработку в паре зубчатых колес с нагрузочным устройством, осуществляющим давление в месте контакта зубьев при обработке.

Недостаток такого устройства заключается в отсутствии возможности регулирования давления в месте контакта, которое по мере съема припуска снижается и расчетный режим обработки нарушается.

Изобретение направлено на стабилизацию контактного давления в месте сопряжения зубьев и исключение нарушения расчетного технологического процесса при доводке зубчатых передач.

Это достигается тем, что в способе для доводки рабочего профиля зубчатых колес предварительно регулируют датчик на расчетное контактное давление между зубьями, после чего включают ток, вращение колес и регулируют величину нагрузки путем подачи тока на обмотку торможения или ускорения вращения ротора нагрузочного устройства пропорционально величине сигнала рассогласования между расчетным и действующим контактным давлением

Это достигается и тем, что нагрузочное устройство установлено на ведомом колесе, с возможностью работы в режиме ускорения или торможения его вращения и через преобразователь и датчик сопротивления, отрегулированный на расчетное контактное давление между зубьями колес, соединено с ведущим колесом.

Сущность изобретения пояснена фигурой 1, где схематически представлено устройство, реализующее предложенный способ обработки.

Устройство содержит ведущее зубчатое колесо 1, которое находится в контакте с ведомым зубчатым колесом 2 и соединено с приводом 3 и датчиком сопротивления 4, отрегулированным на расчетное контактное давление между зубьями колес. Ведомое зубчатое колесо 2 соединено с нагрузочным устройством 5. Источник тока 6 через токоподводы 7 соединен с зубчатыми колесами 1, 2. Преобразователь 8 соединен с нагрузочным устройством и датчиком сопротивления, отрегулированным на расчетное контактное давление между зубьями колес.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом. Перед началом работы в корпус передачи заливают слабо проводящую жидкость. Датчик сопротивления 4 регулируют на расчетное контактное давление. На зубчатые колеса 1, 2 подается ток от источника тока 6 через токоподводы 7. Приводят в движение колеса 1, 2 от привода 3. Контактное давление регулируют с помощью нагрузочного устройства 5, выполненного в виде электродвигателя. В процессе обработки нагрузочное устройство 5 поддерживает расчетное давление по сигналу датчика сопротивления 4, отрегулированного на расчетное контактное давление между зубьями колес. При контактном давлении между зубьями больше расчетного датчик сопротивления 4, отрегулированный на расчетное контактное давление между зубьями колес, посылает сигнал в преобразователь 8, который включает нагрузочное устройство 5 в режиме ускорения. При этом момент ускорения пропорционален сигналу датчика сопротивления 4, отрегулированного на расчетное контактное давление между зубьями колес. При достижении на преобразователе 8 величины сигнала с датчика сопротивления 4, отрегулированного на расчетное контактное давление между зубьями колес, соответствующего нулевой нагрузке на нагрузочном устройстве 5, выполняется переключение на другую обмотку двигателя нагрузочного устройства 5, после чего оно начинает работать в режиме торможения вращения зубчатых колес 1,2. Величина торможения пропорциональна разности между расчетным и контактным давлением на зубьях колес 1, 2.

Пример конкретной реализации способа.

Выбраны два колеса с модулем 3, диаметром примерно 90 и 30 мм, которые установлены на экспериментальную установку с частотой вращения 9-12 об/мин с источником тока, датчиком сопротивления, отрегулированным на расчетное контактное давление между зубьями колес, преобразователем и нагрузочным устройством. Сила тока измерялась амперметрами, время - с помощью реле времени. Был выбран следующий режим обработки: ток на источнике 2,8-3,0 А при напряжении 3,5-4,0 В. В качестве анода было выбрано колесо диаметром 90 мм. Примерно через 3 минуты после начала вращения колес сигнал с датчика сопротивления, отрегулированного на расчетное контактное давление между зубьями колес, изменил знак и нагрузочное устройство начало работать в режиме ускорения. Визуально наблюдали выравнивание поверхности большого колеса и фиксировали показания на приборе для измерения количества электричества, использованного на процесс. По прошествии расчетного времени обработки вращение колес остановили. Общий съем на сторону составил 0,15-0,17 мм, что находится в поле допуска на толщину зуба. Если допуск меньше, то при нарезке зубьев предусматривают припуск, равный съему материала при доводке.

Источники информации

1. Изготовление основных деталей и узлов авиадвигателей/ М.И.Евстигнеев, И.А.Морозов, А.В.Подзей, А.М.Сулима, И.С.Цуканов. М: Машиностроение, 1972. С.176.

2. Технологические процессы механической и физико-химической обработки в авиадвигателестроении/ Под. Ред. В.Ф.Безъязычного. М: Машиностроение, 2001. С.196.

3. Технологические процессы механической и физико-химической обработки в авиадвигателестроении/ Под. Ред. В.Ф.Безъязычного. М: Машиностроение, 2001. С.197.

Похожие патенты RU2242335C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННО-ХИМИЧЕСКОЙ ДОВОДКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2000
  • Смоленцев Е.В.
RU2183150C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2005
  • Смоленцев Евгений Владиславович
  • Тишин Владимир Владимирович
RU2284253C1
Устройство для управления приводом разжима притира станка для доводки отверстий 1978
  • Страдов Феликс Гергиевич
  • Журавлев Геннадий Иванович
  • Ильин Александр Александрович
  • Панин Гелий Иванович
  • Мельник Василий Павлович
  • Аксельруд Илья Давыдович
SU921811A1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕГРУЗОК, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ШЛИФОВАНИЯ НА ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ДЕТАЛИ 1994
  • Роберт Гугенхаймер[De]
  • Йоханнес Райльхофер[De]
  • Вернер Бинсмайер[De]
RU2106235C1
Способ приработки конических зубчатых колес 1978
  • Ковалев Альберт Александрович
  • Ершов Игорь Васильевич
SU1090512A1
Устройство управления приводом разжима притира 1981
  • Журавлев Геннадий Иванович
  • Панин Гелий Иванович
  • Страдов Феликс Георгиевич
SU995067A1
ПЕРЕДВИЖНОЙ ПРИЦЕП-СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, РЕГУЛИРОВКИ, РЕМОНТА, УСТАНОВКИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ 2011
  • Никитин Виталий Александрович
  • Смирнов Виталий Юрьевич
RU2456184C1
Устройство для доводки плоских поверхностей 1979
  • Проценко Виктор Михайлович
  • Никитин Сергей Петрович
  • Поляков Владимир Ильич
SU859129A1
Способ размерной электрохимической обработки зубчатых колес 1983
  • Жужжалкин Геннадий Васильевич
  • Миронов Марк Маркович
SU1237337A1
СПОСОБ ПРАВКИ ПРИТИРОВ НА ДВУХДИСКОВЫХ ДОВОДОЧНЫХ СТАНКАХ 2001
  • Кудашов В.Я.
RU2202462C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ДОВОДКИ РАБОЧЕГО ПРОФИЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области машиностроения. Ремонту и улучшению качества сопряжения зубчатых колес. Способ включает его проведение в среде слабо проводящей жидкости при рабочем положении зубчатой передачи с подачей тока от источника через токосъемники, размещенные на доводимых колесах. Для повышения качества зацепления зубчатых колес предварительно регулируют датчик на расчетное контактное давление между зубьями, после чего включают ток, вращение колес и регулируют величину нагрузки путем подачи тока на обмотку торможения или ускорения вращения ротора нагрузочного устройства пропорционально величине сигнала рассогласования между расчетным и действующим контактным давлением. Устройство содержит сопрягаемые колеса, одно из которых соединено с нагрузочным устройством. Для достижения того же результата нагрузочное устройство установлено на ведомом колесе с возможностью работы в режиме ускорения или торможения его вращения и через преобразователь и датчик сопротивления, отрегулированный на расчетное контактное давление между зубьями колес, соединено с ведущим колесом. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 242 335 C2

1. Способ доводки рабочего профиля зубчатых колес, включающий его проведение в среде слабо проводящей жидкости при рабочем положении зубчатой передачи с подачей тока от источника через токосъемники, размещенные на доводимых колесах, отличающийся тем, что предварительно регулируют датчик на расчетное контактное давление между зубьями, после чего включают ток, вращение колес и регулируют величину нагрузки путем подачи тока на обмотку торможения или ускорения вращения ротора нагрузочного устройства пропорционально величине сигнала рассогласования между расчетным и действующим контактным давлением.2. Устройство для доводки профиля зубчатых колес, содержащее сопрягаемые колеса, одно из которых соединено с нагрузочным устройством, отличающееся тем, что нагрузочное устройство установлено на ведомом колесе с возможностью работы в режиме ускорения или торможения его вращения и через преобразователь и датчик сопротивления, отрегулированный на расчетное контактное давление между зубьями колес, соединено с ведущим колесом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242335C2

Технологические процессы механической и физико-химической обработки в авиадвигателестроении./Под ред
Безъязычного В.Ф
- М.: Машиностроение, 2001, с.196 и 197
RU 2005015 C1, 30.12.1993
Устройство для электроэрозионной приработки червячных пар 1983
  • Семашко Виктор Кириллович
  • Лозбенев Аркадий Иванович
  • Розанов Владимир Алексеевич
SU1222449A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННО-ХИМИЧЕСКОЙ ДОВОДКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2000
  • Смоленцев Е.В.
RU2183150C2
СТАНОК ДЛЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ РАЗМЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1972
SU428901A1

RU 2 242 335 C2

Авторы

Смоленцев Е.В.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-02-11Подача