РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА С АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2006 года по МПК H02P27/04 H02P27/08 H02P23/08 B60L15/20 

Описание патента на изобретение RU2284645C1

Изобретение относится к векторному управлению асинхронным электродвигателем и может быть использовано на электроподвижном составе с тяговым асинхронным двигателем, получающим питание от контактной сети постоянного тока, в частности для рельсового транспортного средства.

Известно регулирующее устройство для привода с асинхронным электродвигателем (Железные дороги мира, №9, 1983 г., стр.6-9), содержащее взаимодействующие контуры: контур регулирования амплитуды тока статора двигателя и контур регулирования его частоты. Контур регулирования амплитуды тока статора двигателя состоит из устройства сравнения задающей величины тока с его регулируемой величиной, регулятора тока статора двигателя, широтно-импульсного модулятора, инвертора напряжения, соединенного с двигателем, и вычислителя регулируемой величины тока по мгновенным значениям регулируемых токов фаз двигателя. Контур регулирования частоты состоит из функционального преобразователя, формирующего задающую величину магнитного потока, умножителя, вычисляющего задающую величину э.д.с. в соответствии с величиной задающего магнитного потока и частотой тока статора двигателя, узла сравнения задающей величины с регулируемой величиной э.д.с, сформированной вычислителем сигнала обратной связи по э.д.с. в соответствии с мгновенными значениями линейных напряжений двигателя, регулятора э.д.с. статора двигателя, сумматора частоты скольжения и вращения ротора, выход которого соединен с другими входами широтно-импульсного модулятора и умножителя, соответственно.

Недостатком данного устройства является невозможность обеспечения максимально возможной мощности привода в процессе его работы. Это объясняется тем, что данное устройство, для обеспечения заданной регулируемой величины тока, осуществляет ограничение задающей величины э.д.с. двигателя путем параметрического регулирования величины задающего магнитного потока двигателя. Такое параметрическое регулирование нелинейно зависит от целого ряда переменных привода и соответственно имеет низкую точность. Поэтому для обеспечения работы привода в таких устройствах ограничение задающей величины э.д.с. двигателя выполняют на уровне ниже допустимого с большим запасом. Это не позволяет реализовать максимально возможную мощность тягового привода.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении максимально возможной мощности асинхронного двигателя при штатных изменениях напряжения в тяговой электрической сети, а также в поддержании заданной величины тока двигателя без колебаний.

Технический результат достигается тем, что регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем, содержащее взаимодействующие контуры регулирования амплитуды тока статора двигателя и регулирования его частоты, при этом контур регулирования амплитуды тока статора двигателя включает узел сравнения задающей величины тока с его регулируемой величиной, регулятор тока статора двигателя, широтно-импульсный модулятор, инвертор напряжения соединенный с двигателем и вычислитель регулируемой величины тока по мгновенным значениям регулируемых токов фаз двигателя, а контур регулирования частоты включает функциональный преобразователь, формирующий задающую величину магнитного потока, умножитель, вычисляющий задающую величину э.д.с. в соответствии с величиной задающего магнитного потока и частотой тока статора двигателя, узел сравнения задающей величины с регулируемой величиной э.д.с., сформированной вычислителем сигнала обратной связи по э.д.с. в соответствии с мгновенными значениями линейных напряжений двигателя, регулятор э.д.с. статора двигателя, сумматор частоты скольжения и вращения ротора, выход которого соединен с другими входами широтно-импульсного модулятора и умножителя, согласно изобретению регулирующее устройство дополнительно содержит устройство ограничения задающей величины э.д.с. двигателя, включающее узел сравнения выходного сигнала регулятора тока с заданным максимально возможным значением его величины, соединенный с интегральным регулятором, и узел выбора минимальной величины, входы которого соединены с выходами интегрального регулятора и умножителя, соответственно, а выход соединен со входом задающей величины устройства сравнения э.д.с., а также тем, что вход функционального преобразователя соединен с задающей величиной тока статора двигателя.

Ниже изобретение более подробно поясняется, но не ограничивается описанием лучшего варианта выполнения и чертежами, на которых показаны:

на фиг.1 - блок-схема регулирующего устройства для привода с асинхронным двигателем;

на фиг.2 - структурная схема устройства ограничения э.д.с, показанного на фиг.1.

на фиг.3 - диаграммы работы устройства ограничения э.д.с.

Регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем содержит взаимодействующие контуры: контур регулирования амплитуды тока статора двигателя и контур регулирования его частоты. Контур регулирования амплитуды тока статора двигателя включает в себя узел сравнения заданного значения тока статора двигателя Wi с его регулируемой величиной Xi, соединенный с регулятором тока статора двигателя 1 (РТ), выходной сигнал с которого AI поступает на силовой преобразователь, содержащий последовательно соединенные блок широтно-импульсной модуляции 2 (ШИМ) и автономный инвертор напряжения 3 (АИН), преобразующий напряжение постоянного тока = U1 в трехфазное напряжение переменного тока в соответствии с импульсными сигналами Z управления переключающими элементами АИН, поступающими на его вход. К выходам автономного инвертора напряжения 3 подключен тяговый асинхронный двигатель 4 и вычислитель 5 сигнала обратной связи по току двигателя Xi, на входы которого поступают мгновенные значения регулируемых токов фаз двигателя iA и iB. Выходной сигнал с узла сравнения, поступающий на вход регулятора тока статора двигателя 1, является задающей величиной амплитуды переменного тока двигателя IM.

Контур регулирования частоты включает функциональный WФ=f(WI) преобразователь 6 (ФП), формирующий значение магнитного потока статора WФ, соответствующее сигналу WI, задающему величину тока двигателя, поступающему на его вход; умножитель 7, в котором задающую величину магнитного потока статора WФ умножают на сигнал регулируемой частоты тока статора двигателя f1 и получают сигнал задающей величины э.д.с. статора двигателя WE; устройство ограничения э.д.с. 8 (УОЕ), обеспечивающее работу регулирующего устройства для привода с асинхронным двигателем в зоне регулирования двигателя с постоянством мощности при частоте вращения двигателя выше номинальной и формирующее ограниченное значение задающей величины э.д.с. WEO в зависимости от значений сигналов WE, A1 и kA1max, поступающих на его входы; узел сравнения WEO с регулируемой величиной э.д.с. XE, поступающей с вычислителя 9 (ВЕ), сигнала обратной связи по э.д.с. двигателя, и сформированный из сигналов линейных напряжений двигателя UAB и UCA; регулятор 10 э.д.с. статора двигателя, соединенный с выходом узла сравнения, формирует выходной сигнал, служащий мерой регулируемой частоты скольжения f2, определяющей рабочий режим двигателя; сумматор 11, соединенный с выходами регулятора 10 и датчика 12 частоты вращения ротора двигателя frot. Выходной сигнал с сумматора 11 поступает на входы умножителя 7 и блок широтно-импульсной модуляции 2, соответственно, в качестве задающей величины частоты тока статора двигателя f1.

Устройство ограничения э.д.с. (фиг.2) включает в себя узел сравнения выходного сигнала регулятора тока A1 со значением его требуемой величины kA1max; интегральный регулятор 13 (ИР), соединенный с выходом узла сравнения, формирующий выходной сигнал ограниченной задающей величины э.д.с. W*E; узел выбора сигнала минимальной величины 14 (MB), который соединен с выходами интегрального регулятора и умножителя 7 и осуществляет сравнение W*E и WE и выбор меньшей из этих величин, являющейся выходным сигналом WEO.

На фиг.3 представлены временные диаграммы работы устройства ограничения э.д.с. в двух зонах регулирования: I - зона регулирования с постоянством момента; II - зона регулирования с постоянством мощности.

Устройство ограничения э.д.с. 8 предназначено для обеспечения работы привода в зоне регулирования двигателя с постоянством мощности при частоте вращения выше номинальной.

Критериями качества работы тягового привода в этой зоне являются:

- устойчивая работа привода;

- способность поддерживать заданную величину тока двигателя без колебаний;

- при штатных изменениях напряжения в тяговой электрической сети реализовывать максимально возможную мощность.

Ток двигателя IM определяется разностью между выходным напряжением АИН и э.д.с. машины, отнесенной к сумме омических сопротивлений в контуре тока. Поэтому для регулирования тока двигателя его э.д.с. должна быть всегда меньше выходного напряжения инвертора. В противном случае регулятор тока войдет в насыщение, в токе и моменте двигателя возникнут низкочастотные колебания с существенной потерей тягового или тормозного усилия.

Для исключения этого в тяговых приводах вводится вторая зона регулирования. В этой зоне с ростом частоты вращения ослабляют магнитный поток двигателя, чтобы э.д.с. машины не превысила выходное напряжение АИН 3, ограниченное напряжением тяговой сети, то есть необходимо иметь запас по напряжению на регулирование тока двигателя.

Регулирование амплитуды тока двигателя производится путем изменения скважности проводимости силовых транзисторов АИН 3 по сигналу регулятора тока AI. Эта величина напрямую характеризует наличие запаса на регулирование тока. Если величина A1 приближается к своему максимальному значению, например превышает 0,95A1max, то рост задающей величины э.д.с. WE необходимо ограничить.

Ограничение производится следующим образом.

При пуске и разгоне привода сигналы WE и A1 с ростом частоты вращения frot начинают возрастать. Пока A1<kA1max (k задают перед началом работы в диапазоне от 0,9-0,95) интегральный регулятор 13 находится в насыщении. При этом W*E=W*Emax>WE и на выход устройства 8 проходит задающая величина э.д.с. WE, т.е. WEO=WE. При дальнейшем увеличении скорости, когда A1 становится больше 0,9А1mах интегральный регулятор 13 выходит из насыщения и начинает регулировать задающую величину W*E в функции A1=kA1max. При этом W*E становится меньше WЕ и проходит на выход устройства 8 в качестве задающей величины э.д.с., WEO=W*E. Описанное выше отражено на диаграммах фиг.3.

Таким образом, устройство ограничения э.д.с. представляет собой интегральный регулятор, который автоматически подстраивает задающую величину э.д.с. W*E под напряжение тяговой сети U1, обеспечивая при этом работу привода с максимально возможной мощностью.

Силовой преобразователь может быть выполнен, например, на IGBT модулях фирмы "Eupec". Все вычислительные и управляющие функции, согласно блок схеме фиг.1, могут выполнять, например, два контроллера фирмы "Texas Instruments".

В качестве датчиков электрических величин могут быть использованы, например, датчики тока и напряжения фирмы "LEM".

Регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем работает следующим образом.

Сигналы задающей W1 и регулируемой X1 величин тока статора двигателя поступают на узел сравнения. С выхода узла сравнения сигнал рассогласования подается на регулятор тока 1. Выходной сигнал регулятора AI поступает на вход блока широтно-импульсной модуляции 2, далее на инвертор напряжения 3 в качестве задающей величины амплитуды переменного тока двигателя IM.

Сигнал задающей величины тока двигателя WI поступает также на функциональный преобразователь 6, который формирует значение магнитного потока статора двигателя, соответствующее току для выбранного способа регулирования двигателя 4. Задающую величину потока WФ умножают в блоке 7 на сигнал регулируемой частоты тока статора двигателя f1 и получают сигнал задающей величины э.д.с. статора двигателя WE.

Сигнал WE поступает на вход устройства ограничения э.д.с. 8. При частоте f1 ниже номинальной (1-я зона регулирования с постоянством момента) сигнал WE проходит на выход устройства 8 без изменения.

При частоте f1 выше номинальной (2-я зона регулирования с постоянством мощности) сигнал WE ограничивается устройством ограничения э.д.с. 8 на уровне WEO и поступает в узел сравнения, где сравнивается с регулируемой величиной э.д.с. XЕ. Сигнал XE формируется в вычислителе 9 из сигналов линейных напряжений двигателя UAB, UCA. С выхода узла сравнения сигнал рассогласования подается на регулятор э.д.с. 10. Выходной сигнал регулятора служит мерой регулируемой частоты скольжения f2, определяющей рабочий режим двигателя. В узле 11 этот сигнал суммируется с сигналом датчика 12 частоты вращения ротора двигателя frot и поступает на один из входов блока широтно-импульсной модуляции 2 и далее на инвертор напряжения в качестве задающей величины частоты тока статора двигателя f1.

Благодаря формированию сигнала скольжения двигателя f2 в функции поддержания сигнала э.д.с. WEO автоматически происходит компенсация воздействия температурных изменений сопротивления ротора двигателя на процесс регулирования; автоматически происходит переход работы привода из зоны регулирования с постоянством момента в зону регулирования с постоянством мощности при ослаблении магнитного поля машины.

Похожие патенты RU2284645C1

название год авторы номер документа
Система частотно-регулируемого асинхронного электропривода крано-манипуляторной установки (Система ЧРАП КМУ) 2023
  • Шестаков Игорь Владимирович
  • Михалев Валерий Павлович
  • Сурягин Андрей Рудольфович
  • Сафин Наиль Рамазанович
  • Агриков Валерий Юрьевич
  • Маевский Вячеслав Вячеславович
  • Кривовяз Владимир Константинович
  • Шилин Сергей Иванович
RU2820159C1
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 2012
  • Козярук Анатолий Евтихиевич
  • Васильев Богдан Юрьевич
  • Емельянов Александр Петрович
RU2498496C1
СПОСОБ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ДВУХЗОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ГИБКИМ ОГРАНИЧЕНИЕМ МОЩНОСТИ 2015
  • Федяева Галина Анатольевна
  • Тарасов Алексей Николаевич
  • Сморудова Татьяна Владимировна
  • Конохов Дмитрий Владимирович
RU2605458C1
СПОСОБ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ДВУХЗОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПРЯМОГО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ 2015
  • Федяева Галина Анатольевна
  • Тарасов Алексей Николаевич
  • Сморудова Татьяна Владимировна
  • Конохов Дмитрий Владимирович
RU2587162C1
СПОСОБ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 2016
  • Шонин Олег Борисович
  • Новожилов Никита Геннадьевич
  • Крыльцов Сергей Борисович
RU2626325C1
РЕКУПЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ИНВЕРТОРОМ НАПРЯЖЕНИЯ 2003
  • Сидоров С.Н.
RU2262794C2
СИСТЕМА ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Владимир Михайлович
RU2317632C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ТЯГОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ, ПОДКЛЮЧЕННЫМИ ПАРАЛЛЕЛЬНО К ОДНОМУ ИНВЕРТОРУ 2010
  • Федяева Галина Анатольевна
  • Федяев Николай Алексеевич
  • Матюшков Сергей Юрьевич
  • Роговцев Григорий Викторович
RU2428326C1
УСТРОЙСТВО ЭКСТРЕМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Кулинич Юрий Михайлович
  • Шухарев Сергей Анатольевич
  • Кабалык Юрий Сергеевич
  • Гуляев Александр Викторович
RU2766907C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ 1997
  • Андо Такеши
  • Танамачи Токуносуке
  • Тойота Эйичи
  • Наката Кийоши
  • Сузуки Масато
  • Ясуда Коуджи
RU2193814C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 284 645 C1

Реферат патента 2006 года РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА С АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе с тяговыми асинхронными двигателями, питающимися от контактной сети постоянного тока, в частности для рельсового транспортного средства. Техническим результатом является обеспечение максимально возможной мощности асинхронного двигателя при штатных изменениях напряжения в тяговой электрической сети, а также поддержание заданной величины тока двигателя без колебаний. В регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем введено устройство ограничения задающей величины э.д.с. двигателя с узлом сравнения выходного сигнала регулятора тока с заданным максимально возможным значением, соединенные с элементами регулирующего устройства в соответствии с формулой изобретения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 284 645 C1

Регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем, содержащее взаимодействующие контуры регулирования амплитуды тока статора двигателя и регулирования его частоты, при этом контур регулирования амплитуды тока статора двигателя включает узел сравнения задающей величины тока с его регулируемой величиной, соединенный с регулятором тока статора двигателя, выходной сигнал с которого поступает на силовой преобразователь, содержащий последовательно соединенные широтно-импульсной модулятор и автономный инвертор напряжения, к выходам которого подключены асинхронный двигатель и вычислитель регулируемой величины тока по мгновенным значениям регулируемых токов фаз асинхронного двигателя, а контур регулирования частоты включает функциональный преобразователь, формирующий задающую величину магнитного потока, умножитель, вычисляющий задающую величину э.д.с. в соответствии с величиной задающего магнитного потока и частотой тока статора двигателя, узел сравнения задающей величины с регулируемой величиной э.д.с., сформированной вычислителем сигнала обратной связи по э.д.с. в соответствии с мгновенными значениями линейных напряжений двигателя, регулятор э.д.с. статора двигателя, соединенный с выходом узла сравнения, сумматор частоты скольжения и вращения ротора, соединенный с выходами регулятора э.д.с. статора и датчика частоты вращения ротора асинхронного двигателя, а выход сумматора соединен с другими входами широтно-импульсного модулятора и умножителя, отличающееся тем, что регулирующее устройство дополнительно содержит устройство ограничения задающей величины э.д.с. двигателя, включающее узел сравнения выходного сигнала регулятора тока с заданным максимально возможным значением его величины, соединенный с интегральным регулятором, и узел выбора минимальной величины, входы которого соединены с выходами интегрального регулятора и умножителя соответственно, а выход соединен с входом задающей величины узла сравнения э.д.с., вход функционального преобразователя соединен с задающей величиной тока статора двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2284645C1

Железные дороги мира
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ТИРИСТОРНЫЙ АСИНХРОННЫЙ 1995
  • Альтшуллер М.И.
  • Кальсин В.Н.
  • Саевич В.Л.
  • Чаронов В.Я.
RU2101847C1
RU 2132110 С1, 20.06.1996
Нетканый фильтровальный материал 1990
  • Гитина Евгения Зейликовна
  • Полик Борис Менделевич
  • Асташина Надежда Николаевна
  • Степанов Сергей Леонидович
  • Кибардин Рудольф Николаевич
  • Панфилова Наталья Васильевна
  • Тупицын Иван Николаевич
SU1778206A1
Асинхронный электропривод 1990
  • Шавелкин Александр Алексеевич
  • Карась Станислав Васильевич
  • Гейер Виктор Валерьевич
SU1767690A1
US 4388577 A, 14.06.1983
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЖЕЛАЕМЫХ ДАННЫХ ИЗ ПОТОКА ДАННЫХ 1998
  • Ярви Юкка
  • Пойколайнен Киммо
RU2193285C2
DE 3744905 А, 10.10.1991
JP 200388197 А, 20.03.2003
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛОТЫ ГОРЕНИЯ (ТЕПЛОТВОРНОЙ СПОСОБНОСТИ) ГАЗОВ 1926
  • Г. Юнкерс
SU9158A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ВОЗДУХА ПРИ МАЛЫХ ЧИСЛАХ РЕЙНОЛЬДСА 0
SU302612A1

RU 2 284 645 C1

Авторы

Куракин Виктор Валентинович

Чернышев Олег Геннадьевич

Анохин Виталий Васильевич

Даты

2006-09-27Публикация

2005-05-20Подача