СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ, КУРСА И СКОРОСТИ ВОЗДУШНОГО СУДНА Российский патент 2014 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2506541C2

Изобретение относится к области навигации воздушного судна (ВС) и может быть использовано для коррекции по скорости, координатам и курсу систем счисления ВС.

Известен способ определения курса ВС оптическим методом с помощью теодолита, установленного на борту ВС и ориентиров, установленных на земле, и посредством которого определяют направление продольной оси самолета, углы визирования относительно продольной оси ВС, и по известным расстояниям между ориентирами R1 и R2, определенным азимутам двух ориентиров А1 и А2, определяют курс ВС (см., например, SU 267474, 04.01.1988 г.).

Недостатками данного способа являются недостаточная точность, связанная с субъективным фактором - присутствием человека-оператора, необходимость больших аппаратурных затрат.

Наиболее близкими по технической сущности заявляемому изобретению являются способ определения курса и координат ВС (см., например, Бондарев В.Г., Ипполитов С.В., Конотоп В.И., Захарин А.В., Лейбич А.А. Способ определения курса и координат самолета, RU 2356012, 20.05.09 г. (прототип) с помощью установленного в районе стартовой позиции сканирующего в горизонтальной плоскости лазерного маяка, излучение которого модулируется в зависимости от угла поворота, и приемников оптического излучения, определенным образом установленных на ВС. Используя данные о величинах базисных расстояний АВ, ВС и углов А, С между приемниками излучения, углах поворота луча лазера АА, АВ, АС, отсчитываемых от направления на Север до линии встречи луча лазера с приемниками А, В, С блока приемников излучения лазера, определяют курс и координаты ВС.

Недостатками данного способа является низкая точность коррекции навигационных параметров из-за отсутствия информации о скорости ВС.

Технической задачей изобретения является измерение скорости ВС, что повышает точность коррекции навигационной системы ВС по курсу, координатам и скорости.

Решение технической задачи состоит в том, что в известном способе, основанном на формировании кодированного лазерного излучения в направлении на ВС, приеме лазерного излучения тремя приемниками, установленными на борту ВС определенным образом так, что два из них расположены на продольной оси ВС, а третий вне продольной оси, декодировании принятых сигналов и определении курса и координат ВС, на основе данных об азимутальных углах приемников излучения, базисных расстояниях и углах между приемниками излучения; отличающийся тем, что, последовательно фиксируют два соседних момента времени приема сигнала приемником, установленным вне продольной оси (ti и ti) и вычисляют скорость ВС по формуле:

,

где l1 и l2 - расстояние между лазерным ориентиром и приемником ВС, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно;

AB1 и AB2 - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно;

Δt - промежуток времени между моментами времени t1 и t2, определяемый как Δt=t2-t1.

Сущность изобретения поясняется фиг.1, где представлено взаимное расположение источника лазерного излучения и приемников ВС для двух моментов времени t1 и t2. На фиг.1 обозначено:

А, В, С - приемники лазерного излучения, установленные на борту ВС;

М(ΛM, ΦM) - источник лазерного излучения М, координаты которого AM, ФM известны;

Aб и Cб - базисные углы между приемниками лазерного излучения А и С;

АВ и AC - базисные расстояния между приемниками лазерного излучения;

lЛА - расстояние, пройденное ЛА за промежуток времени t1 и t2;

А* - угол между стороной АВ и отрезком, соединяющим источник лазерного излучения и приемник лазерного излучения В;

АA и AC - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником;

l1 и l2 - расстояние между лазерным ориентиром и приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2;

AB1 и AB2 - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2;

N - прямая, обозначающая северное направление.

Из фиг.1 видно, что скорость ВС можно определить по формуле:

,

где lЛА определяется, как

,

а Δt определяется, как

Δt=t2-t1.

Способ определения координат, курса и скорости ВС может быть реализован, например, с помощью устройства, структурная схема которого приведена на фиг.2, на которой обозначены блок лазерного ориентира 1, блок приемников излучения 2, запоминающее устройство 3, вычислитель 4, лазер 5, кодирующее устройство 6, датчик угла луча лазера 7, приемники излучения лазера 8, 9, 10, декодирующее устройство 11, усилитель 12, хронометр 13, задатчики базисных углов Aб и Cб приемников лазерного излучения 14, 15, задатчики базисных расстояний АВ и ВС между приемниками лазерного излучения 16, 17, задатчики координат лазерного ориентира ΛM и ΦM 18, 19.

Устройство от известных (см., например, Бондарев В.Г., Ипполитов С.В., Конотоп В.И., Захарин А.В., Лейбич А.А. Способ определения курса и координат самолета, RU 2356012, 20.05.09 г. (прототип) отличается тем, что дополнительно введен хронометр 13 кварцевого типа.

Реализуется способ следующим образом. Лазерное излучение, создаваемое в блоке лазерного ориентира 1, кодируемое по закону f=f(Ai), где А - угол поворота луча лазера, принимается тремя приемниками лазерного излучения. Декодируемые и усиленные сигналы в блоке оптических сигналов, пропорциональные значениям азимутных углов AAi, ABi, ACi, передаются в вычислитель 4. При этом с помощью хронометра 13 регистрируется время приема лазерного излучения соответствующим приемником ti и данная информация передается так же в вычислитель 4. Запоминающее устройство служит для хранения и выдачу в вычислитель постоянных величин: углов А, С и сторон АВ, ВС базиса оптических приемников ВС, координат лазерного маяка ΛM, ΦM. Вычислитель осуществляет непосредственный расчет курса ΨBC и координат ΛBC, ΦBC и скорости ВС VBC и выдачу для последующей корректировки систем счисления ВС.

Похожие патенты RU2506541C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСА И КООРДИНАТ САМОЛЕТА 2007
  • Бондарев Валерий Георгиевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Конотоп Василий Иванович
  • Лейбич Артем Анатольевич
  • Захарин Александр Викторович
RU2356012C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО НАВЕДЕНИЯ ОРУЖИЯ НА ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ 2014
  • Логутко Альберт Леонидович
RU2555643C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА ПРИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ 2012
  • Тельный Андрей Викторович
RU2529016C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИН И ЭХОЛОТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Гузевич Святослав Николаевич
RU2431154C1
Способ пассивной однопозиционной угломерно-разностно-доплеровской локации перемещающегося в пространстве радиоизлучающего объекта и радиолокационная система для реализации этого способа 2016
  • Джиоев Альберт Леонидович
  • Омельчук Иван Степанович
  • Тюрин Дмитрий Александрович
  • Фоминченко Геннадий Леонтьевич
  • Фоминченко Геннадий Геннадьевич
  • Яковленко Владимир Викторович
RU2617830C1
ВЕРТОЛЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ 2007
  • Клевенков Борис Зиновьевич
  • Павлов Александр Михайлович
  • Тарасов Виктор Иванович
  • Овсенев Сергей Сергеевич
  • Иванов Вячеслав Викторович
RU2351508C1
ВИЗИРНО-ДАЛЬНОМЕРНОЕ УСТРОЙСТВО РУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, СОПРЯГАЕМОЕ С ПРИБОРОМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛЬБОЙ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ И СПОСОБ УТОЧНЕНИЯ ТЕКУЩИХ КООРДИНАТ СОПРОВОЖДАЕМОЙ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ ЦЕЛИ 2010
  • Чистов Владимир Дмитриевич
  • Мещеряков Андрей Михайлович
  • Эстрин Александр Борисович
  • Самулевич Всеволод Всеволодович
  • Гладких Юрий Николаевич
RU2426058C1
Способ определения плановых координат воздушного судна по измерениям пеленга неизвестного источника помехового излучения 2021
  • Кирюшкин Владислав Викторович
  • Журавлев Александр Викторович
  • Маркин Виктор Григорьевич
  • Смолин Алексей Викторович
  • Шуваев Владимир Андреевич
  • Красов Евгений Михайлович
  • Бабусенко Сергей Иванович
RU2771439C1
СПОСОБ И ЛИДАРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЕЙ АТМОСФЕРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НА БОРТУ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, А ТАКЖЕ В АЭРОПОРТАХ И НА ВЕТРОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ 2006
  • Халльдорссон Торштайнн
RU2405172C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕХМЕРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ НА БАЗЕ БОРТОВОГО РАДИОТЕПЛОЛОКАТОРА 2008
RU2368918C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 506 541 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ, КУРСА И СКОРОСТИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Изобретение относится к области навигации воздушного судна (ВС) и может быть использовано для коррекции навигационных систем BC по скорости, координатам и курсу. Технический результат - повышение точности коррекции навигационной системы ВС по курсу, координатам и скорости. Для этого осуществляют фиксирование двух соседних моментов времени приема лазерного излучения приемником, установленным на ВС вне его продольной оси, и вычисления скорости ВС по формуле: где l1 и l2 - расстояние между лазерным ориентиром и приемником ВС, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно; АВ1 и АВ2 - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно; Δt - промежуток времени между моментами времени t1 и t2, определяемый как Δt=t2-t1. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 506 541 C2

Способ определения координат, курса и скорости воздушного судна, основанный на формировании кодированного лазерного излучения в направлении на BC, приеме лазерного излучения тремя приемниками, установленными на борту ВС определенным образом так, что два из них расположены на продольной оси ВС, а третий вне продольной оси, дешифрировании принятых сигналов и определении курса и координат ВС, на основе данных об азимутальных углах приемников излучения, базисных расстояниях и углах между приемниками излучения, отличающийся тем, что последовательно фиксируют два соседних момента времени приема сигнала приемником, установленным вне продольной оси (t1 и t2), и вычисляют скорость ВС по формуле:

где l1 и l2 - расстояние между лазерным ориентиром и приемником ВС, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно;
AB1 и АB2 - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно;
Δt - промежуток времени между моментами времени t1 и t2, определяемый как Δt=t2-t1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2506541C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСА И КООРДИНАТ САМОЛЕТА 2007
  • Бондарев Валерий Георгиевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Конотоп Василий Иванович
  • Лейбич Артем Анатольевич
  • Захарин Александр Викторович
RU2356012C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ОБЛАЧНОСТИ 2006
  • Зуев Сергей Викторович
RU2321029C1
МАТВИЕНКО Г.Г., САМОХВАЛОВ И.В., РЫБАЛКО B.C
и др
Оперативное определение компонентов скорости ветра с помощью лидара // Оптика атмосферы и океана, 1988, т.1, №2, с.68-72
Способ дистанционного измерения проекции скорости ветра на выбранное направление 1979
  • Матвиенко Г.Г.
SU812027A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И КООРДИНАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Осипов Сергей Константинович
  • Малинкин Алексей Юрьевич
RU2382416C2
Лазерная локация / МАТВЕЕВ И.Н., ПРОТОПОПОВ В.В., ТРОИЦКИЙ

RU 2 506 541 C2

Авторы

Лопаткин Дмитрий Викторович

Ипполитов Сергей Викторович

Захарин Александр Владимирович

Конотоп Василий Иванович

Ончуров Станислав Михайлович

Даты

2014-02-10Публикация

2012-02-27Подача