СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Российский патент 2016 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2591738C1

Изобретение относится к области инерциальной навигации и может быть использовано в первую очередь в авиационных бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС).

Основными режимами работы БИНС являются режимы начальной выставки и навигации [1-7]. Режим начальной выставки используется, прежде всего, для определения параметров ориентации приборного трехгранника БИНС относительно географической системы координат. Существует несколько режимов выставки, зависящих от условий эксплуатации БИНС и типа объекта, на который она установлена. Например, для авиационных приложений используется три режима выставки: автономная выставка на неподвижном основании, выставка по заданному курсу, выставка на подвижном основании при использовании разного рода внешней навигационной информации.

Решение задачи выставки обычно включает в себя два этапа: грубого горизонтирования на основе осреднения показаний инерциальных датчиков, и точной выставки, основанной на использовании различных способов оценивания и модели гирокомпасирования.

Применительно к задаче начальной выставки авиационной БИНС на аэродроме базирования используются процедуры, основанные на данных о неподвижности относительно Земли корпуса самолета и данных о значении географических координат.

Точность всех способов начальной выставки зависит от класса точности инерциальных датчиков, используемого временного интервала выставки, а также от интенсивности внешних возмущений, действующих на самолет во время этого режима (ветровые нагрузки, погрузочные работы и прочее).

В последнее время наблюдаются тенденции к сокращению времени готовности выставки и ужесточению требований к чувствительности способа выставки к указанным возмущениям.

По завершении режима выставки система переводится в режим навигации, в котором на основе показаний инерциальных датчиков и выработанных параметров ориентации приборного трехгранника осуществляется счисление и выдача полного набора навигационных параметров. Из этого непосредственно следует, что достигнутая точность выставки в значительной мере определяет точность последующего режима навигации.

Вместе с тем после начальной выставки и после перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения летательного аппарата на аэродроме, в некоторых способах осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления и внешней информации, поступающей от спутниковой навигационной системы, причем упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления. Однако полученные данные вносятся в качестве оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления непосредственно после их получения, что зачастую приводит не к повышению точности первоначальной выставки, а к противоположному эффекту, т.к. поступающие данные содержат ошибки, вызванные искажением внешних сигналов, т.е. в итоге происходит наращивание ошибок, а соответственно снижается точность сигнала БИНС.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в исключении возможности внесения ошибочных данных в режиме «навигация», что позволяет достичь такой технический результат, как повышение точности начальной выставки БИНС, тем самым повысив точность получаемых от БИНС данных в режиме полета.

Заявленный технический результат достигается способом повышения точности начальной выставки бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) во время нахождения летательного аппарата (ЛА) на аэродроме, в котором после начальной выставки и перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения ЛА на аэродроме, осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления и внешней информации, поступающей, по меньшей мере, от спутниковой навигационной системы (СНС), причем упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления. Кроме того, совместная обработка информации дополнительно включает фильтрацию полученных упомянутых оценок поправок по условиям наблюдаемости и достоверности, причем оценки поправок, удовлетворяющие упомянутым критериям, и/или нулевые значения для оценок, не удовлетворяющих упомянутым критериям, вносят в качестве соответствующих оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, включая углы ориентации, определенные на этапе начальной выставки, непосредственно в момент отрыва ЛА от взлетно-посадочной полосы.

В случае отсутствия признаков движения ЛА, формируемых на основании информации инерциальных датчиков и СНС, в качестве внешней информации используют информацию о нулевой скорости движения ЛА.

Также заявленный технический результат достигается способом повышения точности начальной выставки БИНС во время нахождения ЛА на взлетной площадке, в котором после начальной выставки и перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения ЛА на взлетной площадке, осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления и внешней информации, поступающей, по меньшей мере, от СНС, упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления. Кроме того, в качестве внешней информации используют информацию о нулевой скорости движения ЛА, совместная обработка информации дополнительно включает фильтрацию полученных упомянутых оценок поправок по условиям наблюдаемости и достоверности, причем оценки поправок, удовлетворяющие упомянутым критериям, и/или нулевые значения для оценок, не удовлетворяющих упомянутым критериям, вносят в качестве соответствующих оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, включая углы ориентации, определенные на этапе начальной выставки, непосредственно в момент отрыва ЛА от взлетной площадки.

Для авиационных приложений типичной является ситуация, когда самолет после перехода в режим навигации продолжительное время находится на аэродроме: неподвижен, либо выполняет рулежку, включая разбег по взлетно-посадочной полосе. Этот интервал функционирования БИНС целесообразно использовать для повышения точности начальной выставки. В отличие от типовых способов выставки, в предлагаемом способе используются выходные навигационные данные БИНС: координаты, скорости, углы ориентации корпуса. В качестве внешней информации используются данные системы спутниковой навигации (координаты, скорости), установленной на самолете, а также информация о нулевой скорости при стоянке или остановке самолета в процессе перемещения по аэродрому.

Суть способа повышения точности выставки состоит в следующем. При переходе в режим навигации анализируются отклонения параметров ориентации от средних значений этих же параметров на некотором интервале времени, а также величины горизонтальных составляющих скорости и ускорения. На основе анализа указанных параметров принимается решение о состоянии объекта: объект неподвижен или совершает маневрирование по аэродрому.

При фиксации неподвижности объекта производится оценка угловых погрешностей выставки и первичных погрешностей путем совместной обработки выходной информации БИНС и нулевой скорости в качестве внешней информации на основе уравнений ошибок БИНС с помощью фильтрации. Также используются (при наличии) позиционные и скоростные данные от спутниковой навигационной системы.

Если фиксируется начало маневрирования объекта, то коррекция по нулевой скорости не осуществляется, пока вновь не будет зафиксирована неподвижность. В случае движения при наличии достоверной информации от спутниковой навигационной системы используется поступающая от нее информация о координатах и скоростях. При ее отсутствии фильтр продолжает работать в режиме прогноза вплоть до появления достоверных данных.

В процессе нахождения самолета на аэродроме до момента отрыва от взлетно-посадочной полосы проводится анализ достоверности полученных оценок поправок к выходным параметрам БИНС, включая угловые ошибки приборного трехгранника, и оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей системы. Анализ учитывает время нахождения объекта на аэродроме, качество корректирующей спутниковой информации, свойства наблюдаемости первичных погрешностей. При выполнении критериев достоверности оценки вносятся единовременно в момент отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы в виде разовых поправок к выходным параметрам БИНС, включая углы ориентации приборного трехгранника, и к калибровочным величинам первичных погрешностей системы, которые учитываются при первичной обработке сигналов инерциальных датчиков.

Наиболее целесообразным использовать данный способ для летательных аппаратов с горизонтальным взлетом (самолетов), так как самолет проводит перед взлетом достаточно большой интервал времени на аэродроме, однако для летательных аппаратов с вертикальным взлетом (вертолетов) его также можно использовать, т.к. у вертолетов также наличествует интервал времени перед отрывом от взлетной площадки. Отличие будет заключаться только в использовании данных, характеризующих признак движения летательного аппарата. Так, для летательных аппаратов с вертикальным взлетом, в качестве признаков движения будет постоянно использована информация о нулевой скорости движения ЛА, тогда как для летательных аппаратов с горизонтальным взлетом признак движения будет формироваться в зависимости от движения или остановки летательного аппарата, т.е. при движении будут использоваться данные от спутниковой навигационной системы о координатах и скоростях, а при остановке - данные о нулевой скорости.

Таким образом, за счет такой дополнительной операции по обработке данных критериям наблюдаемости и достоверности в значительной мере повышается точность вносимых оценок поправок, а за счет того, что полученные оценки вносят в момент отрыва летательного аппарата, увеличивается время, необходимое для получения точных оценок, и возникает время для определения достоверности полученных данных, что позволяет исключить возможность внесения ошибочных оценок.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Голован Α.Α., Парусников Н.А., Математические основы навигационных систем, Часть I, Математические модели инерциальной навигации. 3-е издание, исправленное и дополненное, МАКС Пресс Москва, ISBN 978-5-317-03803-8, 2011, 136 с. ISBN 978-5-317-03803-8.

2. Голован Α.Α., Парусников Н.А., Математические основы навигационных систем, Часть II, Приложения методов оптимального оценивания к задачам навигации, 2-е издание исправленное и дополненное, МАКС Пресс Москва, 2012, 172 с. ISBN 978-5-317-04224-0.

3. George Т. Schmidt, Richard Ε. Phillips, INS/GPS Integration Architectures, in NATO RTO Lecture Series 232 PRE-PRINTS, Advances in Navigation Sensors and Integration Technology, May 2004, pp. 5-1-5-18.

4. RU 2529757 C1, Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", 27.09.2014.

5. RU 2238522 C1, Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", 20.10.2004.

6. RU 2434202 C1, Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", 20.11.2011.

7. RU 2334199 C1, Закрытое акционерное общество "Лазекс", 20.09.2008.

Похожие патенты RU2591738C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2015
  • Вавилова Нина Борисовна
  • Голован Андрей Андреевич
  • Измайлов Евгений Аркадьевич
  • Кухтевич Сергей Евгеньевич
  • Парусников Николай Алексеевич
  • Фомичев Александр Владимирович
RU2593432C1
КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 1995
  • Климов В.Т.
  • Харин Е.Г.
  • Саблев В.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Миримов Б.И.
  • Копылов И.А.
  • Калинин Ю.И.
  • Масленников В.Г.
  • Вавилова Н.Б.
RU2116666C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Никулин Александр Степанович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Горелов Алексей Алексеевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Никулина Анна Александровна
  • Орехов Михаил Ильич
RU2434202C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2019
  • Чернодаров Александр Владимирович
  • Патрикеев Андрей Павлович
  • Халютина Ольга Сергеевна
RU2725029C1
Способ коррекции углов ориентации ЛА по сигналам от одноантенной СНС 2022
  • Качанов Борис Олегович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Заец Виктор Федорович
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2790081C1
Комплексный способ навигации летательных аппаратов 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Перепелицин Антон Вадимович
RU2646957C1
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБОК ИНЕРЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2015
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Базлев Дмитрий Анатольевич
  • Герасимов Геннадий Иванович
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Курдин Василий Викторович
  • Прядильщиков Александр Петрович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Орехов Михаил Ильич
  • Линник Максим Юрьевич
  • Манохин Вячеслав Иванович
  • Требухов Артем Викторович
  • Габбасов Сает Минсабирович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Кузнецов Алексей Михайлович
RU2617565C1
Адаптивный корректор углов ориентации для БИНС 2020
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Заец Виктор Федорович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2749152C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ К ПОЛЕТУ 2013
  • Никулин Александр Степанович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Георгицэ Василий Ионович
  • Голиков Валерий Петрович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Кочергин Дмитрий Александрович
  • Ларионов Сергей Викторович
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2529757C1
Малогабаритный навигационный комплекс 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Перепелицин Антон Вадимович
RU2644632C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение, характеризуемое как способ повышения точности начальной выставки бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) во время нахождения летательного аппарата (ЛА) на аэродроме, после начальной выставки и перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения ЛА на аэродроме, осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления и внешней информации, поступающей, по меньшей мере, от спутниковой навигационной системы (СНС), относится к области инерциальной навигации и может быть использовано в авиационных БИНС. Упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления. Совместная обработка информации дополнительно включает фильтрацию полученных упомянутых оценок поправок по условиям наблюдаемости и достоверности, причем оценки поправок, удовлетворяющие упомянутым критериям, и/или нулевые значения для оценок, не удовлетворяющих упомянутым критериям, вносят в качестве соответствующих оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, включая углы ориентации, определенные на этапе начальной выставки, непосредственно в момент отрыва ЛА от взлетно-посадочной полосы. Технический результат - повышение точности начальной выставки БИНС. 2 н. и 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 591 738 C1

1. Способ повышения точности начальной выставки бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) во время нахождения летательного аппарата (ЛА) на аэродроме, после начальной выставки и перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения ЛА на аэродроме, осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления и внешней информации, поступающей, по меньшей мере, от спутниковой навигационной системы (СНС), упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, отличающийся тем, что совместная обработка информации дополнительно включает фильтрацию полученных оценок поправок по условиям наблюдаемости и достоверности, причем оценки поправок, удовлетворяющие упомянутым критериям, и/или нулевые значения для оценок, не удовлетворяющих упомянутым критериям, вносят в качестве соответствующих оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, включая углы ориентации, определенные на этапе начальной выставки, непосредственно в момент отрыва ЛА от взлетно-посадочной полосы.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в случае отсутствия признаков движения ЛА, формируемых на основании информации инерциальных датчиков и СНС, в качестве внешней информации используют информацию о нулевой скорости движения ЛА.

3. Способ повышения точности начальной выставки бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) во время нахождения летательного аппарата (ЛА) на взлетной площадке, после начальной выставки и перехода БИНС в режим навигации, за все время нахождения ЛА на взлетной площадке, осуществляют совместную обработку информации инерциального счисления
и внешней информации, поступающей, по меньшей мере, от спутниковой навигационной системы (СНС), упомянутая обработка информации включает формирование оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и формирование оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, отличающийся тем, что в качестве внешней информации используют информацию о нулевой скорости движения ЛА, совместная обработка информации дополнительно включает фильтрацию полученных оценок поправок по условиям наблюдаемости и достоверности, причем оценки поправок, удовлетворяющие упомянутым критериям, и/или нулевые значения для оценок, не удовлетворяющих упомянутым критериям, вносят в качестве соответствующих оценок поправок к калибровочным величинам первичных погрешностей БИНС и оценок поправок к выходным параметрам инерциального счисления, включая углы ориентации, определенные на этапе начальной выставки, непосредственно в момент отрыва ЛА от взлетной площадки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2591738C1

ИНТЕГРИРОВАННАЯ БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
  • Григорьев Виктор Евгеньевич
  • Макаров Николай Николаевич
RU2539140C1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, УСТРОЙСТВО ВЫЧИСЛЕНИЯ СКОРОСТИ И КООРДИНАТ, БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ КУРСОВЕРТИКАЛЬ, СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Фролова Людмила Евгеньевна
  • Алексеев Станислав Михайлович
  • Фролов Василий Федорович
RU2373498C2
МАЛОГАБАРИТНАЯ БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ, КОРРЕКТИРУЕМАЯ ОТ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ 2012
  • Салычев Олег Степанович
RU2502049C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Никулин Александр Степанович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Горелов Алексей Алексеевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Никулина Анна Александровна
  • Орехов Михаил Ильич
RU2434202C1

RU 2 591 738 C1

Авторы

Вавилова Нина Борисовна

Голован Андрей Андреевич

Измайлов Евгений Аркадьевич

Кухтевич Сергей Евгеньевич

Парусников Николай Алексеевич

Фомичев Александр Владимирович

Даты

2016-07-20Публикация

2015-05-19Подача