Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного и сельскохозяйственного назначения.
У современных тракторов движителями являются колесо, гусеница или их сочетание. Гусеница тоже своеобразное растянутое колесо для снижения давления на почву и повышения тягово-сцепных качеств трактора.
Преимущества и недостатки этих движителей общеизвестны. Основным преимуществом гусеничного движителя является меньшее удельное давление на почву, а преимуществом колесного - сохранение в целостности дорог с твердым покрытием.
Известен пневмогусеничный безосевой движитель с внешним приводом на гусеницу (RU 2339535 C2, МПК B62D 55/247, опубл. 27.11.2008). Недостатком изобретения является сложность конструкции в целом, имеющую насос с воздухоотводом, пневматическую оболочку, дополнительные крутящие и опорные колеса и т.д., что порождает ненадежность работы устройства как движителя трактора, работающего в тяжелых почвенных условиях в поле, а также отсутствие массажного давления на почву, ибо создает не переменное, а постоянное давление, как колесо.
Технической задачей изобретения является объединение преимуществ колесного и гусеничного движителя в одно универсальное устройство, предназначенное для основной и предпосевной обработки почвы, способствующее снижению уплотнения почвы, повышению ее плодородия и обеспечению целостности дорог с твердым покрытием при движении трактора.
Техническим результатом изобретения является универсальный движитель трактора, содержащий гусеничную цепь, стопы-звенья с почвозацепами, расположенные на лицевой стороне поперечно и заполненные сжатым воздухом, отличающийся тем, что основание стопы имеет гиперболическую форму, позволяющую одновременно обеспечивать тяговое усилие трактора и осуществлять массаж почвы как живого организма, при этом стопы-звенья разнесены по длине цепи шагами.
Заявляемое изобретение поясняется чертежами, на которых представлены: фиг. 1 - продольный разрез универсального движителя; фиг. 2 - расположение почвозацепов; фиг. 3 - вид стопы-звена под нагрузкой, где G обозначает вес трактора; фиг. 4 - расположение стоп-звеньев на гусеничной цепи. Изображенный на фиг. 1 продольный разрез универсального движителя состоит из прорезиненной гусеничной цепи 1, упругой прорезиненной стопы-звена 2, имеющую гиперболическую форму в свободном (незагруженном) состоянии, заполненную сжатым воздухом 3, почвозацепов (шпор) 4 в виде усеченной пирамиды и расположенных елочкой в 3 ряда (фиг. 2), 5 - оси болта для крепления стопы к гусеничной цепи
Технология воздействия универсального движителя трактора на почву такова. Трактор силой тяжести (весом) давит на движитель и на почву. При этом пропорционально весу, возрастает площадь контакта пневматической стопы с почвой. Для уменьшения давления на почву, более плавного и равномерного расширения пятна контакта стопы с почвой под нагрузкой G (фиг. 3), основание стопы в продольном разрезе (фиг. 1) имеет гиперболическую форму, что одновременно создает тяговое усилие трактора и осуществляет массаж почвы, как живого организма, усиливающий проходимость жизненных элементов (воды и воздуха) в почве.
Стопы-звенья располагаются на гусеничной цепи шагами L (фиг. 4). Шаговое расположения стоп-звеньев обеспечивает периодичное массажное воздействия на почву. Как известно массаж человека повышает проходимость жизненных элементов в теле человека. Почва занимает промежуточное значение между живой и неживой природой, что подтверждает уникальность и особый статус этой субстанции, поэтому массажирование почвы как живого организма способствует мобилизации жидкости и воздуха в почве, что в свою очередь ведет к повышению плодородия почвы.
При движении трактора по дорогам с твердым покрытием стопа-звено гиперболической формы, благодаря упругому контакту, работает как пневматическое колесо и сохраняет целостность твердого покрытия (дороги, улицы и т.д.)
Практическое осуществление заявляемого изобретения подтверждается теоретическими исследованиями и расчетами, а также испытаниями экспериментального образца универсального движителя трактора. Предлагаемое изобретение можно использовать в качестве движителя на знаменитом тракторе Волгоградского тракторного завода ДТ-75 М, что повысит его универсальность и экономичность, а в итоге еще большую востребованность в сельском хозяйстве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Звено гусеничной цепи транспортного средства | 1991 |
|
SU1772044A1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 1990 |
|
SU1745603A1 |
Звено гусеничной цепи | 1990 |
|
SU1752638A1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 2019 |
|
RU2713332C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 2009 |
|
RU2388641C1 |
Колесно-гусеничный трактор | 1973 |
|
SU554181A1 |
Гусеничный движитель | 1989 |
|
SU1657443A1 |
ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2049677C1 |
ЗВЕНО ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КОСОГОРНОГО ТРАКТОРА | 1969 |
|
SU255067A1 |
ШАГАЮЩИЙ ХОД И САМОХОДНАЯ МАШИНА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2011 |
|
RU2452647C1 |
Изобретение относится к движителю трактора промышленного и сельскохозяйственного назначения. Универсальный движитель содержит гусеничную цепь, стопы-звенья с почвозацепами, расположенные на лицевой стороне поперечно и заполненные сжатым воздухом. Основание стопы имеет гиперболическую форму. Стопы-звенья разнесены по длине цепи с шагом L. Достигается повышение универсальности гусеничной ленты. 4 ил.
Универсальный движитель трактора, содержащий гусеничную цепь, стопы-звенья с почвозацепами, расположенные на лицевой стороне гусеничной цепи поперечно и заполненные сжатым воздухом, отличающийся тем, что основание стопы-звена имеет гиперболическую форму, позволяющую одновременно обеспечивать тяговое усилие трактора, снижать уплотнение почвы и повышать ее плодородие, при этом стопы-звенья разнесены по длине цепи с шагом L.
Гусеничная лента | 1982 |
|
SU1096157A1 |
СЕКЦИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ГУСЕНИЦЫ | 0 |
|
SU290670A1 |
ГУСЕНИЦА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 0 |
|
SU169041A1 |
ПНЕВМОТРАКОВАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ | 0 |
|
SU334114A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ВОССТАНОВЛЕННОГО ТАБАКА | 2008 |
|
RU2359586C1 |
Авторы
Даты
2022-04-14—Публикация
2021-05-11—Подача