Изобретение относится к строительству техники, а именно к оборудованию для сооружения монолитных обделок туннелей.
Общим требованием, предъявляемым к опалубкам для возведения обделок туннеля является возможность многократного их использования путем быстрой и удобной перестановки отдельных опалубочных секций с одного участка (захйатки) бетонирования на другой и, таким образом - возможностью бетонирования туннеля по всему профилю.
Известна опалубка для возведения монолитной обделки туннеля, которая состоит из отдельных звеньев, соединенных между собой шарнирно, и портальной рамы, выполненной составной с тележками, одна из которых закреплена на боковых звеньях опалубки в месте их шарнирного соединения и снабжена рольгангом, а другая тележка установлена с возможностью перемещения по этому рольгангу 1.
Такая опалубка обеспечивает бетонирование по всему профилю сооружения, однако сложна и громоздка по устройству, закрывает npoei-i для движения подземного транспорта, ограничивает размещение бетонного хозяйства непосредственно у зоны бетонирования, затрудняет ведение бетонных работ, не обеспечивает одновременной перестановки всех звеньев, и не позволяет вести непрерывное бетонирование туннельной обделки, допуская лищь цикличное бетонирование, что существенно ограничивает возможность повышения производительности и качества работ и снижение продолжительности как самого процесса бетонирования, так и сооружения туннеля в целом.
Наиболее близкой к изобретению по своей технической сущности и достигаемому результату является опалубка для возведения монолитной обделки туннелей, включающая последовательно установленные секции из шарнирно соединенных звеньев, механизм распалубки в виде силового гидроцилиндра и механизм ее продольного перемещения в виде тельферной тележки, смонтированной на монорельсе, который жестко закреплен на подъемных домкратах. Такая опалубка менее громоздка, обеспечивает одновременную перестановку звеньев каждой передней по отношению к забетонированным опалубочной секции при сохранении проема для движения подземного транспорта 2.
Однако такая опалубка еще не обеспечивает в процессе бетонирования возможность одновременной перестановки любой опалубочной секции, исключая тем самым возможность непрерывного бетонирования туннельной обделки. Кроме того, относительно сложна по устройству.
Целью изобретения является сокращение продолжительности выполнения работ.
Поставленная цель достигается тем, что в опалубке для возведения монолитной обделки туннелей, включающей последовательно установленные секции из шарнирно соединенных звеньев, механизм распалубки в виде силового гидроцилиндра и механизм ее продольного перемещения в виде тельферной тележки, смонтированной на монорельсе, который жестка закреплен на подъемных домкратах, подъемные домкраты размещены по торцам секций, верхнее и боковые звенья каждой секции соединены между собой гибкой связью, а механизм распалубки снабжен дополнительным гидроцилиндром, который щарнирио соединен с первым гидроцилиндром и нижним звеном, причем свободный конец каждого гидроцилиндра щарнирно соединен с соответствующим боковым звеном секции, а отнощение длин верхнего с нижним к боковым звеньям каждой секции равно 0,4-1,0.
На фиг. 1 изображена опалубочная секция в стадиях бетонирования и распалубки, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, при транспортировании; на фиг. 3 - этап перемещения секции после распалубки; на фиг. 4 - момент начала установки секции на другой захватке бетонирования.
Каждая опалубочная секция имеет боковые звенья 1, верхнее звено 2, соединенное с ними съемной гибкой связью 3 (например, стальным канатом или цепью) и нижнее звено 4, соединенное с боковыми звеньями 1 с помощью щарниров 5 и силовых цилиидров 6 со щтоками 7.
Нижнее звено может быть как криволинейного очертания, так и прямолинейным, например, в случае, если бетонирование производится раздельным способом, т. е. если в начале бетонируется основание туннельной обделки 8, уложенное на нижние тюбинги 9 первичной обделки туннеля, а затем боковые полости и свод.
При транспортировании опалубка, будучи вывешена, опирается верхними концами боковых звеньев 1 на тельферную тележку 10, перемещаемую по монорельсу 11, жестко закрепленному на домкратах 12, установленных в свою очередь на стойках 13.
Для свободного перемещения распалубленной секции внутри других секций, установленных в рабочее положение, имеется между ними необходимый для этого зазор 14, величина которого должна быть не менее 1 см, что обеспечивается отношением верхнего с .нижним к боковым звеньям каждой секции от 0,4 до 1,0.
Для обеспечения жесткости установленной в рабочее положение опалубки предусмотрены криволинейные накладки 15, установленные при сборке в месте стыка боковых 1 и верхнего 2 звеньев.
Опалубка устанавливается следующим образом.
приводя в действие силовые цилиндры 6, производится отрыв боковых звеньев 1 от бетонных поверхностей и поворот их относительно шарниров 5 внутрь к оси туннеля. При этом концы боковых звеньев 1 скользят по внутренней поверхности верхнего звена 2, которое одновременно с этим опускается вниз. В момент полного сведения концов боковых звеньев 1 и опирания их на тельфер ную тележку 10 верхнее звено 2 занимает свое крайнее нижнее положение, при этом гибкие связи 3 натягиваются и препятствуют повороту и боковым смещениям верхнего звена 2. Приводя в действие домкраты 12, осуществляется подъем монорельса 11 и установленной на нем тельферной тележки 10 вместе с опирающимися на нее звеньями 1 и 2, а также отрыв от бетона нижнего звена 4 и подъем его и всей опалубочной секции в транспортное положение. При этом обеспечивается нербходимый для беспрепятственного транспортирования зазор 14 (фиг. 2) между наружными поверхностями транспортируемых и внутренними поверхностями установленных в рабочее положение звеньями.
Перемещение вывешенной в транспортное положение любой секции, например самой последней, производится с помощью лебедки или иного тягового устройства.
После перемещения опалубочной секции на новое место бетонирования туннельной обделки производятся операции обратные перечисленным. Приводятся в действие домкраты 12. Монорельс 11 вместе с тельферной тележкой 10 и опалубочной секцией опускается, нижнее звено 4 секции устанавливается в проектное положение или на предварительно забетонированное основание 8, после чего приводятся в действие силовые цилиндры 6, разводящие встороны боковые звенья 1, которые в свою очередь заставляют подниматься верхнее звено 2. После чего данная перемещенная секция, будучи установлена в проектное положение, крепится, применяя накладки 15, жестко к соседней с ней секции. Силовые цилиндры 6 затем отсоединяются и вместе с тельферной тележкой 10 возвращаются к следующей подлежащей распалубке секции. Общее количество таких секций может быть установлено в соответствии с задаваемым темпом бетонирования туннельной обделки, в зависимости от времени схватывания бетона и от длины захватки бетонирования.
Таким образом, наличие указанных конструктивных особенностей предлагаемой опалубки позволяет осуществлять поочередно быструю распалубку и перестановку любых секций опалубки, в том числе и самой последней секции (по ходу бетонирования), забетонированной раньше других и бетон в которой уже набрал к моменту распалубки достаточную прочность. При этом общий процесс бетонирования обделки туннеля
5 не прекращается и производится беспрепятственно в других впереди расположенных секций, в результате чего значительно повыщается производительность труда, сокращается время бетонирования и общие сроки работ. Кроме того, повышается качество
работ вследствие того, что каждая перемещенная секция может присоединяться к еще незабетонированной секции и таким образом исключается возможность расслоения бетона в месте стыка секции.
Ф1Л1.1
«
о
)
:
о а
0
l
х
1
vj
t
N
i
(
X
Г
f
г
I
«г
$
0
V
«si
I
«o
r
i
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения обделки подземных сооружений криволинейного очертания с гладкой внутренней поверхностью | 1983 |
|
SU1229358A1 |
Опалубка для возведения монолитной обделки наклонного туннеля | 1979 |
|
SU787600A1 |
Опалубка для бетонирования монолитной обделки туннеля | 1981 |
|
SU1013611A1 |
Подвижная секционная опалубка | 1980 |
|
SU903534A1 |
Объемно-переставная опалубкадля ОбдЕлКи ТуННЕлЕй | 1978 |
|
SU796362A1 |
Подвижная опалубка | 1979 |
|
SU836320A1 |
ОПАЛУБКА ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ | 1973 |
|
SU390223A1 |
Туннельная опалубка | 1989 |
|
SU1738973A1 |
Механизированная шагающая опалубка | 1979 |
|
SU815229A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЯ | 2003 |
|
RU2229000C1 |
ОПАЛУБКА ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНОЙ ОБДЕЛКИ ТУННЕЛЯ, включающая последовательно установленные секции из шарнирно соединенных звеньBCEI: V- --I t« йА1л;- Т:;- - -..--: . . ; & : ;Л:-С г лI ев, механизм распалубки в виде силового гидроцилиндра и механизм ее продольного перемещения в виде тельферной тележки, смонтированной на монорельсе, который жестко закреплен на подъемных домкратах, отличающаяся тем, что, с целью сокращения продолжительности выполнения работы, подъемные домкраты размещены по торцам секций, верхнее и боковые звенья каждой секции соединены между собой гибкой связью, а механизм распалубки снабжен дополнительным гидроцилиндром, который щарнирно соединен с первым гидроцилиндром и нижним звеном, причем свободный конец каждого гидроцилиндра щарнирно соединен с соответствующим боковым звеном секции, а отнощение длин верхнего с нижним к боковым звеньям каждой секции равно 0,4-1,0. оо а:
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ШАГАЮЩАЯ ОПАЛУБКА | 0 |
|
SU296851A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Объемно-переставная опалубкадля ОбдЕлКи ТуННЕлЕй | 1978 |
|
SU796362A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1983-04-23—Публикация
1980-05-08—Подача