Изобретение относится к колесно-шагающим устройствам транспортных средств, в частности к машинам высокой проходимости, которые могут быть использованы в условиях бездорожья.
Известно колесно-шагающее транспортное устройство, содержащее платформу, механизм шагания и привод вращения колес 1.
Известно также транспортное средство, содержащее корпус, закрепленные на горизонтальных щарнирах по углам корпуса опорные стойки с опорными роликами на концах и силовыми приводами для поворота стоек в вертикальной плоскости 2.
Однако в известных устройствах при переходе на режим шагания опорные ролики контактируют с грунтом только по периметру, а опорная поверхность недостаточно приспосабливается к рельефу местности из-за поворота вокруг оси штока гидроцилиндра.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является колесно-шагающий движитель транспортного средства, содержащий механизмы вращения и шагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, привод вращения, выходной вал которого соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом, имеющим подпружиненный вал, подвижно установленный на выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединенный с криволинейной направляющей, жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим - с ползуном, фиксирующи.м двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя 3.
Недостатком этого колесно-шагающего движителя является малая надежность блокировки двухстепенного шарнира, соединяюш.его выходной вал привода вращения с диском колеса, поскольку при наклонах колеса относительно подпружиненного вала блокирующего механизма не всегда возможно соединение этого шлицованного вала со шлицованным отверстием в диске колеса. Все это снижает надежность включения колесного хода после ц агающего.
Цель изобретения - повышение надежности при включении колесного хода.
Поставленная цель достигается тем, что в колесно-шагающем движителе транспортного средства, содержащем механизм вращения и шагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, а выходной вал привода вращения соединен с диском колеса посредством двухстепенного щарнира с блокирующим механизмом, подпружиненный
вал которого подвижно установлен в вы ходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединен с криволинейной направляющей, жестко установ5 ленной на корпусе механизма шагания, а другим - с ползуном, фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя, упомянутый двухстепенной шарнир состоит из двух вилок и рас0положенной между ними крестовины, причем одна из вилок жестко соединена с выходным валом привода вращения колеса, другая - с его диском, а в вилке диска и в крестовине выполнены соосные цилиндрические отверстия для установки в них упо1мянутого ползуна, который выполнен в виде гладкого цилиндрического вала с коническим концом.
На фиг. 1 представлено транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 - узел соединения привода колеса с корпусом механизма шагания; на фиг. 3 - двухстепенный шарнир в увеличенном масштабе; на фиг. 4-разрез А-А на фиг. 3.
Колесно-шагающее транспортное средство содержит платформу 1, корпус 2 ме5 ханизма шагания, корпус 3 привода колес, гидроцилиндр 4 перевода режимов работы движителя, диск колеса 5, вал блокировки б с фиксирующим ползуном 7 и конусны.м направляющим концом 8, проходящим через цилиндрические отверстия 9 в крестовине 10
0 и вилке 11, образующие шарнир Гука, причем вилка 11 жестко связана с диском колеса 5 посредством болтовых соединений. Вилка 12 выполнена заодно с валом 13 привода колеса 5. Вал 13 установлен в корпусе 3 привода колес на подшипниках 14,
5 наружные обоймы которых нахолтятся .между буртиком 15 корпуса 3 привода колес 5 и крышкой 16. Между внутренними обоймами подшипников 14 установлена втулка 17. На противоположном конце вала 6 уста0 новлен ползун 18, направляющая прорезь которого проходит через ось 19 шарнира. На средней части вала 6 размещена пружина 20, которая одним концом упирается в выступ 21 на валу 6, а другим - в стопорное кольцо 22, установленное в кони5 ческое колесо 23, изготовленное совместно с валом 13 привода колеса. Ролик 24 установлен на пальце 25 ползуна 18 поворотно и имеет возможность перекатываться по направляющей 26. На другом конце ползуна 18 установлен упорный подшипник 27, закрытый крышкой 28, и во внутреннюю обойму которого установлен хвостовик вала 6. Привод колеса 5 осуществляется через телескопический вал 29, шестерню 30, зубчатое колесо 31. К валу 13 и ступице колеса
5 5 прикреплен подпружиненный резиновый колпак 32.
Колесно-шагающий движитель транспортного средства работает следующим образом.
В режиме качения колеса 5 вращающий момент подается на телескопический вал 29 и с него через шестерню 30, потом на зубчатое колесо 31 и коническое колесо 23, а через вал 13 и шарнир Гука - на коле со 5.
Для увеличения опорной поверхности в режиме шагания колесо 5 переводится в горизонтальное положение. Для этого колесо 5 поворачивается на 90° под действием штока гидроцилиндра 4 с корпусом 3 привода колеса. При повороте корпуса 3 относительно корпуса 2 ролик 24, размещенный на ползуне 18, катится по направляющей 26. Одновременно ползун 18 скользит прорезью по оси 19 шарнира, сжимая пружину 20 на валу 6. При этом вал 6 с фиксирующим ползуном 7 и конусным направляющим концом 8 выходит из цилиндрических отверстий 9 вилки 11 и крестовины 10, разблокируя при этом шарнир Гука. Поскольку колесо 5 -остается присоединенным к корпусу 3 привода при помощи шарнира Гука, имеющего две степени свободы в разблокированном состоянии, боковая опорная. поверхность колеса 5 имеет лучшую приспосабливаемость к неровностям грунта, на который оно опирается.
Для возвращения колеса 5 в режим качения щток гидроцилиндра 4 втягивается в корпус 3 привода колеса поворачивается относительно корпуса 2 механизма щагания, устанавливая плоскость колеса 5 в вертикальном положении, а подпружиненный резиновый колпак 32 по.мо|-ает соосно установить цилиндрические отверстия 9 на валу 13 привода колеса, крестовине 10 и вилке 11. Одновременно под действием пружины 20 вал 6 перемещает свой фиксирующий ползун 7 с конусным направляющим концом 8. Благодаря наличию конусного направляющего конца 8 происходит соосное выравнивание цилиндрических отверстий 9 на валу 13, крестовине 10 и вилке И. При этом ролик 24 ползуна 18 скользит по направляющей 26, а при полном входе штока в гидроцилиндр 4 фиксирующий ползун 7 застопорит шарнир Гука. После этого вращающий момент может подводиться к те0 лескопическому валу 29 и передавать его на колесо 5.
Применение изобретения значительно повышает надежность его перевода с колесного хода на щагающий и обратно и тем самым повышает надежность работы транспортного средства.
Фиг. I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесно-шагающий движитель транспортного средства | 1975 |
|
SU596496A1 |
Транспортное средство с колесно- шагающими движителями | 1978 |
|
SU725941A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU880853A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1979 |
|
SU880852A1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ | 2017 |
|
RU2671661C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1975 |
|
SU552232A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU569475A1 |
СДВОЕННЫЙ ШАРНИР /ЕГО ВАРИАНТЫ/ | 2006 |
|
RU2303719C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU921936A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО ШИШКОВА | 1994 |
|
RU2104200C1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий механизм вращения и щагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, а выходной вал привода вращения соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом, подпружиненный вал которого подвижно установлен в выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединен с криволинейной направляюшей, жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим - с ползуном, фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности включения колесного хода, упомянутый двухстепенной шарнир состоит из двух вилок и расположенной между ними крестовины, причем одна из вилок жестко соединена с выходным валом привода вращения колеса, другая - с его диском, а в i вилке диска и в крестовине выполнены соосные цилиндрические отверстия для воз(Л можности установки в них упомянутого ползуна, выполненного в виде гладкого цилиндрического вала с коническим концом. о 00
//
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент-США № 4241803, кл | |||
Переносный кухонный очаг | 1919 |
|
SU180A1 |
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1982-11-26—Подача