Изобретение относится к дуговой сварке в среде защитных газов и мо- ,жет быть использовано при изготовле- нии листовых конструкций, имеющих повышенные требования к точности и качеству формирования сварного соединения.
Цель изобретения - получение соединения в зоне стыка без дефектов внешнего формирования шва при полном устранении сварочных деформаций.
На фиг.1 представлена схема осуществления способа при выполнении первого прохода; на фиг. 2 - то же, при выполнении второго прохода с обратной стороны; на фиг. 3 - зависимость изменения прогиба f от значения относительной глубины проплавления первого прохода; на фиг. 4 - зависимость изменения высоты выравнивания металла с обратной стороны от значения относительной глубины проплавления второго прохода.
Способ осуществляют следующим образом.
Устройство для сварки и высокотемпературной прокатки металла шва, включающее сварочную горелку 1 и охлаждаемый ролик 2, устанавливают по оси стыкуемых кромок, возбуждают дугу и создают необходимое усилие F для заглаживания металла хвостовой части ванны 3 заподлицо с основным материалом. По завершении сварки сначала выключают ток, а затем снимают давление на ролик.
СП
00 1
Ј
00 00
Режим сварки и величину прикладываемого усилия определяют экспериментально или расчетным путем„При этом исходят из того, что параметры I)ежима сварки должны обеспечивать проплавление при первом проходе на величину 0,66 - 0,8, а при втором 0,5 - 0,4 толщины основного материала (S).
Занижение или завышение глубины проплавления НА от установленного диапазона при первом проходе вызывает заметный рост деформации сварного узла, оцениваемый величиной проги- ба Г (фиг.З). Кроме того, при значениях Hj/o 0,66 второй проход с целью надежного перекрытия валиков приходится осуществлять при относительных
глубинах проплавления ,5, что приводит к увеличению высоты выдавливания металла fr.h с обратной стороны (фиг,4). Это явление объясняется значительным разупрочнением металла под роликом с обратной стороны при большой глубине проплавления при втором проходе,
Данные результаты получены на образцах из сплава ВТ-ЗВ толщиной 4 мм на длине 500 мм. Опытами установлено что если выход из плоскости не превышает 1,5 мм, то при сварке изделий,, имеющих большое количество гаBOB (5 и 5), может быть достигнута требуемая точность изготовления изделия. Поэтому в качестве ограничивающих величин по первому проходу выбраны проплавления в диапазоне 0,66 - 0,8, Увеличение и снижение глубины проплавления выше этого диапазона вызывает увеличение деформации образца, оцениваемой прогибом f 1,5 мм.
При втором проходе важным фактором, оказывающим влияние на образование внешних дефектов формирования шва9 является возможность появления с обратной стороны (со стороны первого прохода) бугорка выдавленного металла. Экспериментально обнаружено, что с ростом глубины проплавления от второго прохода увеличивается высота выдавливаемого металла. Исходя из требований к изделиям, а также из технических условий на разнотолщин- кость допустимая высота усиления не должна превышать 0,15 мм. Это, в сво очередь, определяет диапазон глубины проплавления при втором проходе. Увеличение глубины проплавления выше
0
5
0
5
0
5
0
5
(035 приводит к недопустимому выдавливанию металла шва, ,15 мм. Уменьшение ,4 неприемлемо ввиду того, что возможно неперекрытие шва от первого прохода, что приводит к появлению такого дефекта,как непровар.
Таким образом, выполнение сварки и пластического деформирования последовательно с двух сторон с обеспечением глубины проплавления при первом проходе 0,66 - 0,85, а при втором 0,5-0,4 толщины основного материала позволяет получить соединение в зоне стыка без дефектов внешнего формирования шва (подрезы, усиление, проплав) при практически полном устранении сварочных деформаций,
Пример, После выполнения сварки и высокотемпературной прокатки по предлагаемому способу на пяти листовых элементах из титанового сплава ВТ-ЗВ толщиной 4 мм выход из плоскости на длине 500 мм не более 1 мм; подрезы, проплав отсутствуют, утолщение металла в зоне стыка не более 0,08 мм0 Сварку и высокотемпературную прокатку металла шва производили на следующих режимах: первый проход 1С8 260 A, VCB 20м/ч, F 2,2 кН, dp 20 мм; второй проI, 1,9 кН.
Результаты экспериментов подтверждают, что предлагаемый способ эффективен и полезен для производства и найдет широкое применение при сварке листовых конструкций повышенной точности, улучшенного внешнего вида и изделий специального назначения.
Формула изобретения
Способ дуговой сварки, при котором одновременно с выполнением сварного шва принудительно воздействуют роликом на хвостовую ча сть ванны, отличающийся тем, что, с целью получения соединения в зоне стыка без дефектов внешнего формирования шва при полном устранении сварочных деформаций, сварку и пластическое деформирование осуществляют последовательно с двух сторон с обеспечением глубины проплавления при первом проходе 0,66 - 0,8, а при втором - 0,5 - 0,4 толщины основного материала„
ход 1СВ 160 As Vce -20 м/ч, F
(л
U -J
l U)
0,25
,/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ регулирования процесса дуговой сварки (его варианты) | 1983 |
|
SU1116615A1 |
Способ изготовления сварных конструкций | 1983 |
|
SU1118508A1 |
Способ односторонней двухдуговой сварки неплавящимися электродами | 1986 |
|
SU1449274A1 |
Способ сварки плавлением | 1987 |
|
SU1547991A1 |
Способ дуговой сварки алюминиевых сплавов | 1980 |
|
SU933328A1 |
СПОСОБ ГИБРИДНОЙ ЛАЗЕРНО-ДУГОВОЙ СВАРКИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ С НАРУЖНЫМ ПЛАКИРУЮЩИМ СЛОЕМ | 2018 |
|
RU2684735C1 |
СПОСОБ СВАРКИ НЕПЛАВЯЩИМСЯ ЭЛЕКТРОДОМ ПОГРУЖЕННОЙ ДУГОЙ | 2000 |
|
RU2202453C2 |
СПОСОБ СВАРКИ НЕПЛАВЯЩИМСЯ ЭЛЕКТРОДОМ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2018 |
|
RU2699493C1 |
Способ электрошлаковой сварки ленточным электродом | 1991 |
|
SU1776520A1 |
Способ дуговой сварки стыковых швов тонколистовых элементов | 1988 |
|
SU1540989A1 |
Изобретение относится к сварке и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства при производстве листовых конструкций из материалов, сваривающихся дуговыми способами сварки и имеющих повышенное требование к внешнему виду зоны соединения и точности изделия в целом. Цель изобретения - получение соединения в зоне стыка без дефектов внешнего формирования шва при полном устранении сварочных деформаций. Для этого одновременно со сваркой осуществляют пластическое деформирование шва роликом, который располагают в хвостовой части. Сварку и деформирование ведут в два прохода с двух сторон и обеспечивают глубины проплавления при первом проходе 0,66÷0,8, а при втором 0,5÷0,4 от толщины основного материала. В результате получают соединение без дефектов с хорошей геометрией конструкции. 4 ил.
o,&
ff,4
V
Сварка в машинестроении.Справочник | |||
- М.: Машиностроение, т.2, с | |||
Способ получения суррогата олифы | 1922 |
|
SU164A1 |
РЕЛЬСОВАЯ ПЕДАЛЬ | 1920 |
|
SU289A1 |
Способ дуговой сварки | 1981 |
|
SU1057215A1 |
Авторы
Даты
1990-01-23—Публикация
1988-01-13—Подача