Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения колебаний.межосевого расстояния зубчатых колес и входящей в него составляющей - погрешности от направления зуба.
Цель изобретения - повышение точности и расширение информативности измерения.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.
Устройство содержит основание 1, закрепленный на основании с возможностью регулировки положения вдоль него базовый палец 2 для установки контролируемого колеса 3, подвижную вдоль основания каретку 4 с базовым пальцем 5 для установки измерительного колеса 6, пружину 7 для поджа- тия измерительного колеса 6 к контролируемому колесу 3, установленную на основании 1 и взаимодействующую с плечом 8 трехплечего рычага 9, шарнирно соединенного с основанием 1 и взаимодействующего двумя другими плечами 10 и 11 соответственно с кареткой 4 и ходовым винтом 12, установленным в основании 1.
Каретка 4 смонтирована на основании 1 с возможностью проворота вокруг оси 13, расположенной в направлении продольного перемещения каретки и пересекающейся под прямым углом осями 14 и 15 базирования обоих колес.
В основании 1 установлен вытяжной фиксатор 16, а в каретке 4 выполнено отверстие 17 под этот фиксатор.
Для ограничения продольного перемещения каретки 4 в основании 1 выполнено отверстие 18, в котором размещено плечо 11 рычага 9.
В кронштейнах 19 и 20, смонтированных на основании 1, соответственно закреп- лены перпендикулярно друг другу измерители 21 и 22, взаимодействующие с кареткой 4, первый из которых предназначен для измерения колебания межосевого расстояния зубчатых колес 3 и 6, а второй - для измерения угла проворота каретки 4.
Устройство работает следующим образом, При измерении зубчатых колес внешнего зацепления вращением маховика 23 перемещают ходовой винт 12 в сторону плеча 11 рычага 9. Последний, проворачиваясь вокруг оси шарнира, плечом 10 перемещает каретку 4 с измерительным колесом 6 влево и плечом 8 сжимает пружину 7, При этом вытяжной фиксатор 16 расположен в отверстии 17 каретки 4, исключая проворот последней вокруг оси 13.
На базовый палец 2 устанавливают контролируемое колесо 3 и обратным вращением маховика 23 перемещают ходовой винт 12 в противоположную сторону. Подвоздей- ствием пружины 7 рычаг 9 посредством плеча 10 перемещает каретку 4 вправо, прижимая измерительное колесо 6 к контролируемому колесу 3. Вращают зубчатые колеса 3 и 6, а погрешность межосевого
0
расстояния определяют по показаниям измерителя 21.
Затем из отверстия 17 каретки 4 выводят вытяжной фиксатор 16 и повторяют вращение зубчатых колес 3 и 6 с измерением
5 колебания межосевого расстояния измерителем 21. Кроме того, определяют угол поворота расфиксированной каретки 4 по измерителю 22.
В случае разницы в показаниях измери0 теля 21 при повторном измерении делают вывод о наличии погрешности зубчатого колеса по направлению зубца, так как в этом случае измерительное колесо, самоустанавливаясь под воздействием усилия пружины
5 7 относительно контрояируемого.колеса 3, проворачивается относительно него на величину и в направлении указанной погрешности с изменением межосевого расстояния между ними и проворачивает
0 при этом расфикеированную каретку 4 вокруг оси 13.
По величине угла поворота каретки 4, зафиксированной на измерителе 22, определяют величину и направление погрешно5 сти зубчатого колеса 3 по направлению зуба.
После этого поворотом маховика 23 и перемещением каретки 4 измерительное колесо 6 отводят от контролируемого колеса
0 з и цикл повторяют.
При измерении колес с внутренним зацеплением направление перемещений подвижных элементов изменяют на противоположное с предварительной пере5 наладкой устройства путем перестановки пружины 7 в углубления 24 основания 1 и плеча 10 рычага 9.
Использование предлагаемого устройства позволит повысить точность и расши0 рить информативность измерения, что в свою очередь обеспечит возможность проведения необходимой корректировки техп- роцесса изготовления зубчатых колес путем устранения конкретной причины погрешно5 сти межосевого расстояния.
Формула изобретения 1. Устройство для измерения зубчатых колес, содержащее основание с базой для установки контролируемого зубчатого колеса, подвижную вдоль основания каретку с
базой для установки измерительного зубчатого колеса, пружину для поджатия измерительного колеса к контролируемому колесу и закрепленный на основании измеритель, взаимодействующий с кареткой, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и расширения информативности измерения, каретка выполнена с возможностью поворота вокруг оси, расположенной в направлении продольного перемещения ка0
ретки и пересекающейся под прямым углом с осями базирования обоих колес, а устройство снабжено вытяжным фиксатором, уста- новленным на основании и взаимодействующим с отверстием, выполненным в каретке.
2. Устройство по п. 1,отличающее- с я тем, что оно снабжено дополнительным измерителем, закрепленным на основании перпендикулярно основному.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля размеров тормозной колодки с базовым отверстием | 1987 |
|
SU1515033A1 |
Прибор для двухпрофильного контроля цилиндрических зубчатых колес | 1990 |
|
SU1712770A1 |
Устройство для измерения зубчатых колес | 1980 |
|
SU970076A1 |
ПРИБОР ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ НАСТРОЙКИ И КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ | 1991 |
|
RU2006785C1 |
Стенд для сборки передней подвески и установки угла наклона оси колеса в поперечной плоскости | 1990 |
|
SU1766763A1 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1317269A1 |
Устройство для контроля углового расположения шпоночной канавки | 1990 |
|
SU1749696A1 |
Способ контроля зубчатых передач | 1985 |
|
SU1288489A1 |
Прибор для контроля механизмов подачи станков | 1981 |
|
SU986612A1 |
Тормозное устройство колеса автомобиля | 1987 |
|
SU1497081A1 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения колебания межосевого расстро- яния зубчатых колес и входящей в него составляющей - погрешности от направления зуба. Цель изобретения - повышение точно2/ сти и расширение информативности измерения. Устройство содержит основание 1 с базой для установки контролируемого колеса 3, подвижную вдоль основания каретку 4 с измерительным колесом 6, пружину 7 для поджатия измерительного колеса 6 к контролируемому колесу 3 и измерители 21 и 22, взаимодействующие с кареткой 4 соответственно для измерения колебания межосевого расстояния зубчатых колес и угла проворота каретки 4. Основание 1 и каретка 4 снабжены вытяжным фиксатором 16. При первом измерении колебания межосевого расстояния каретка 4 зафиксирована от проворота вытяжным фиксатором 16, при его повторном измерении каретка 4 расфик- сирована. В случае разницы в показаниях измерителя 21 делают вывод о наличии погрешности зубчатого колеса по направлению зуба. По величине угла поворота каретки 4 определяют величину и направление погрешности зубчатого колеса по направлению зубо. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. ел G 00
вид Б
Вий А
Фиг 2
Козлов М.П | |||
Зубчатые передачи точного приборостроения, М., 1969, с | |||
Мяльно-трепальный станок | 1921 |
|
SU314A1 |
Аппарат для передачи фотографических изображений на расстояние | 1920 |
|
SU170A1 |
Перепускной клапан для паровозов | 1922 |
|
SU327A1 |
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Устройство для измерения зубчатых колес | 1980 |
|
SU970076A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-05-05—Подача