Изобретение относится к области медицины, а точнее - к приспособлениям, применяемым службами экстренной и скорой медицинской помощи для фиксации верхних и нижних конечностей пострадавших людей.
Известны различные конструкции медицинских транспортных шин, применяемых подразделениями МВД, МЧС, ГИБДД и скорой медицинской помощи.
По патенту РФ на изобретение №2043092, патентообладатель Сергеев С.С., шина для иммобилизации верхней конечности содержит лестничный модуль. Сегмент плеча соединен локтевым изгибом с ложементом для предплечья. Оба участка шины содержат боковые ограничительные выступы. На ложементе для предплечья выполнен различной формы сегмент кисти.
По патенту РФ на изобретение №2140232, патентообладатель ООО ППИЦ «ОМНИМЕД» г.Н.Новгород, медицинская транспортная складная шина Петрушина-Шутака представлена в виде двух групп, шарнирно соединенных между собой жестких плоских секций, выполненных, например, из ПВХ. Каждая группа в свою очередь имеет не менее двух секций, размещенных вдоль основания. Секции ложемента с обеих сторон имеют откидывающиеся боковые секции, которые также шарнирно соединены между собой попарно в каждой группе. Группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены стопором их жесткой фиксации в данном положении. ООО ППИЦ «ОМНИМЕД» принадлежат также несколько вариантов иммобилизационных шин, основа которых выполнена из водонепроницаемого листового гофрированного картона (см. патент РФ на изобретение №2278639). Шина выполнена в виде матрицы из выступов на лицевой и обратной сторонах листа. Выступы образованы пересечением вертикальных и горизонтальных утонений. Шина также имеет устройство фиксации элементов шины в рабочем положении. Варианты исполнения шины отличаются назначением применения (для шеи, предплечья, плеча, голени, бедра), расположением и количеством фиксаторов, соотношением параметров, наличием упоров в виде усиленных ребер жесткости: пяточным, паховым, двумя подмышечными. Шины просты в применении, удобны при транспортировке в условиях ограниченного пространства салона транспортного средства. К недостаткам можно отнести одноразовость применения шины в качестве иммобилизирующего приспособления.
Известна также шина ЗАО «НПП «Экомедсервис» г.Москва по патенту РФ на изобретение №2150918. Шина выполнена в виде набора протяженных, вставленных один в другой телескопически раздвигаемых на необходимую длину, коробчатых элементов прямоугольного поперечного профиля. При использовании элемент сгибается по линиям насечкам в заданный профиль. Коробчатые элементы могут быть выполнены из ламинированного или пропитанного водоотталкивающим составом картона, из целлюлозно-прессованного материала, а также из полимерных или синтетических материалов. Одна из больших сторон каждого коробчатого элемента выполнена разомкнутой по всей длине. Сечение не разомкнутой большой стороны коробчатого элемента содержит армирующие вставки по обе стороны от ее середины. В качестве армирующих вставок используют продольные гофры, металлическую пластинчатую проволоку или полимерные стержни. Телескопически раздвигаемые коробчатые элементы шины фиксируются между собой одним из способов, например, выступ-отверстие, выступ-паз или просечками, расположенными вдоль середины из большой не разомкнутой стороны. Количество используемых коробчатых элементов выбирается в соответствии с антропометрическими особенностями травмированного человека и места расположения травмы.
Технической задачей заявляемого изобретения является создание шины для транспортной иммобилизации травмированного при ЧС и ДТП человека, обладающей повышенной жесткостью, компактностью, удобством хранения, простотой изготовления и использования, а также обладающей возможностью изготовления шины необходимой длины каждый раз в каждом конкретном случае.
Достигается это тем, что предлагаемая шина для транспортной иммобилизации выполнена сборной из необходимого количества небольших плоских элементов, вставляемых один в другой и фиксирующихся между собой с двух сторон замковым соединением типа выступ-отверстие. Количество собранных элементов определяется необходимой длиной шины. Элементы, составляющие шину, выполнены штамповкой из любого вида жестких полимерных или синтетических материалов. Фиксация шины на конечности травмированного человека производится с помощью охватывающей эластичной ленты или бинта.
Сущность изобретение поясняется эскизами:
на фиг.1 представлена изометрия одного элемента шины,
на фиг.2 - три элемента, подготовленных к сборке,
на фиг.3 - собранная и готовая к эксплуатации транспортная шина из трех элементов.
Шина состоит из набора элементов 1 прямоугольного поперечного профиля со скругленными краями. Длина элемента «a», ширина «b» и высота «c». Элемент полый, каждая стенка имеет толщину «s». Ширина элемента определяется шириной травмированной конечности. На одной стороне элемента 1 выполнено два одинаковых фигурных выступа 2. Фигурный выступ 2 условно состоит из тонкой «ножки» и широкой «шляпки». На противоположной стороне элемента 1 под «шляпки» выполнено два одинаковых фигурных отверстия 3. Между фигурными выступами 2 вдоль продольной оси элемента 1 выполнен выступ 4 прямоугольного поперечного сечения. На противоположной стороне элемента 1 под выступ 4 выполнено углубление 5 такого же профиля.
При изготовлении шины отдельные элементы 1 вставляются один в другой. При этом фигурные выступы 2 и выступ 4 одного элемента телескопически вставляются в другой элемент на расстояние, равное длине этих выступов. Выступ 4 входит в углубление 5, а «шляпки» фигурных выступов 2 фиксируются в фигурных отверстиях 3 с образованием замкового соединения. В целом такая конструкция обеспечивает повышенную жесткость шины усилиям продольного, поперечного и изгибающих направлений. При достижении необходимой длины шина накладывается на иммобилизируемую конечность и закрепляется на ней эластичной лентой или бинтом. При необходимости шины на иммобилизируемую конечность могут накладываться с двух сторон.
При разборке шины элементы 1 разъединяются. Для этого к «шляпкам» фигурных выступов 2 прикладывается небольшое усилие, перпендикулярное продольной оси элемента 1. При этом обладающие гибкостью «шляпки» выходят из зацепления с фигурными отверстиями 3 и элементы 1 вынимаются один из другого, после чего помещаются в упаковку, например полиэтиленовый пакет.
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано службами экстренной и скорой медицинской помощи для фиксации верхних и нижних конечностей травмированных людей. Шина выполнена в виде набора частично вставленных один в другой плоских элементов. Вдоль продольной оси элемента выполнен выступ с возможностью вхождения в углубление того же профиля на другом элементе. Фиксацию элементов осуществляют путем зацепления двух фигурных выступов одного из элементов за края отверстий в другом с образованием замкового соединения. Технический результат изобретения заключается в создании транспортной иммобилизационной шины, которая обладает повышенной жесткостью, удобством хранения, простотой изготовления и использования. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Шина для транспортной иммобилизации конечностей травмированного человека, содержащая плоский протяженный ложемент, отличающаяся тем, что ложемент выполнен сборным из плоских или овальных элементов, имеющих фигурные выступы, фигурные отверстия и углубления для телескопического соединения друг с другом на длину выступов, при этом средний выступ одного из элементов вставляют в углубление того же профиля другого элемента, а два крайних одинаковых фигурных выступа образуют замковое соединение путем зацепления за края фигурных отверстий в другом элементе, причем фигурные выступы имеют возможность выхода из зацепления с фигурными отверстиями за счет гибкости при приложении к ним усилия, направленного перпендикулярно продольной оси элемента.
2. Шина для транспортной иммобилизации по п.1, отличающаяся тем, что элементы, из которых она собрана, выполнены штамповкой из полимерных или синтетических материалов.
3. Шина для транспортной иммобилизации по п.1, отличающаяся тем, что фиксацию шины на теле травмированного человека производят с помощью эластичной ленты или бинта.
ШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ТРАВМИРОВАННОГО ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2150918C1 |
US 6669659 В2, 30.12.2003 | |||
Устройство для непрерывного отжига кабельных жил | 1941 |
|
SU62012A1 |
ШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА И НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | 0 |
|
SU177035A1 |
Шина для транспортной иммобилизации | 1974 |
|
SU511078A1 |
Шина карасева в.и., каушлы к.м. для транспортной иммобилизации | 1978 |
|
SU764673A1 |
Авторы
Даты
2009-09-20—Публикация
2008-03-12—Подача